Путешествие по стране Здоровячков

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • Познакомить с витаминами, с правилами здорового питания;
  • Воспитывать уважительное отношение к своему организму;
  • Научить детей заботится о своем здоровье.

Оборудование:

  • яблоки,
  • нарисованное дерево, на нем висят яблоки-рисунки и одно настоящее – надкусанное,
  • портрет человека, который выполнил вредные советы,
  • тазик,
  • мыло,
  • полотенце,
  • таблица, с изображением продуктов.

Ход мероприятия

В путь дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся.

(Дети хором говорят эти слова)

Презентация

В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жила-была злая колдунья Инфекция со своими детьми – микробами-разносчиками болезней. Микробчиков было четверо: Апчхи, Кап-кап, Кхе-кхе и Ой-ой-ой.

Однажды в Тридевятое царстве, в Тридесятое государство попал мальчик Вова и, конечно же, заболел. На то оно и детство, чтобы переболеть и вырасти богатырем.

Вова. (Жалобно) Кто же мне поможет?!

Учитель. Как кто?! Конечно же, Доктор Неболейкин.

Доктор Неболейкин (осмотрев Вову) Да, Вова! Я знаю, какое лекарство тебе нужно, чтобы выздороветь: огромное, вкусное, спелое, чудесное, волшебное яблоко!!! В общем, тебе нужны витамины.

Вова. А причем тут яблоки? Или яблоки и витамины – это одно и тоже?

Доктор Неболейкин. Нет. В яблоках, как и в других продуктах, содержатся витамины.

Учитель. Витамины – это вещества, необходимые для нормального обмена веществ, для поддержания устойчивости организма к болезням. Слово “витамин” придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащиеся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив английское слово vita (“жизнь”) с “амин”, получилось слово “витамин”. Витамины принято обозначать буквами латинского алфавита. (A, B, C, D, E, K).

Вова. А может мне принять витаминную пилюлю?

Учитель. Искусственно полученные витамины ничем не отличаются от тех, что содержатся в пище. Они используются в качестве лекарств для профилактики болезней, в качестве пищевых добавок. Но иногда люди принимают слишком много витаминов, полагая, что таким образом улучшают свое здоровье. Но, избыточный прием витаминов может иметь вредные последствия. Лучше обходиться без витаминных таблеток, а просто–напросто правильно питаться. Посмотрите, в каких продуктах содержатся витамины А, В, С. (Таблица)

В каких продуктах содержится витамин А? В? С?

Вова. Тогда нужно срочно искать чудесное яблочко.

Доктор Неболейкин. Вон посмотри, висит яблоко. (На нарисованном дереве висят яблоки – рисунки и одно настоящее).

Учитель.

У прохожих на виду,
Висело яблоко в саду!
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело!

Конь.

Только Конь сказал, что низко.

Мышонок.

А Мышонок – высоко.

Воробей.

Воробей сказал, что близко.

Улитка.

А улитка – далеко.

Теленок.

А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.

Цыпленок.

А Цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.

Котенок.

А Котенку все равно:
Кислое, зачем оно?

Червячок.

Что вы! – шепчет Червячок.-
Сладкий у него бочок… (Г. Сапгир. Яблоко)

Вова. (Снимает с дерева яблоко, рассматривает его и в ужасе замечает откусанный бок). Оно плохое. (Чуть не плача). Значит, я никогда не поправлюсь.

Доктор Неболейкин. Не волнуйся, друзья помогут найти тебе другое яблоко!

Конь. (Возмущенно). Какой же Червячок друг?! Пока все решали проблему о яблоке, он съел бочок… Долой Червячка!

Воробей. Уползай! А то я тебя склюю! (возмущенно) Только о себе думаешь, какой же ты друг!

Червячок. Подумаешь, я и сам уйду! Нужны вы мне! Все яблоки мне одному достанутся!

Мышонок. Сладкий бочок Червячок съел… осталось только кислое, зачем оно Вове?! Пойдем другое искать!

Колдунья Инфекция. Зачем далеко ходить. Хочешь лесного яблока, Вова?

Вова. О, вот и яблочко.

Микробчики (танцуют и поют на мотив “Песни сыщика” из мультфильма “По следам бременских музыкантов”)

На яблоке сидим мы
И ждем – пробьет нас час.
И тотчас вас съедим мы,
Как вы съедите нас.
Ой, ой – болит животик!
Ой, ой, как плохо вам!
Вы скушали тошнотик,
Микроба вы – ам, ам!

Вова (протягивает к яблоку руку)

Учитель. Стой! А яблоко мытое?

Вова. А зачем мыть яблоко?

Доктор Неболейкин Ты можешь заболеть еще сильнее. Невидимые дети колдунья Инфекции всегда готовы напасть на тех, кто забывает мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты, одеваться по погоде и выполнять другие правила по сохранению собственного здоровья.

Учитель. Уходи, колдунья Инфекция. Не будем мы есть немытое яблоко.

Учитель. Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода, чистое полотенце).

Учитель. Многие ребята не умеют правильно мыть руки. Придут с улицы – и к крану, кое – как ладошки потрут, грязь на нём и останется.

Как надо правильно мыть руки!

  1. Закатай рукава.
  2. Намочи руки.
  3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
  4. Потри ладони, тыльную их сторону, между пальцами.
  5. Смой пену и проверь, хорошо ли вымыты руки.
  6. Вытри руки насухо полотенцем.
  7. Проверь, сухо ли вытер руки, приложи тыльной стороной к щеке.

Заучивание слов:

От простой воды и мыла
У микробов тают силы.

Оздоровительная минутка.

Упражнение 1.

Помассируйте правой рукой каждый палец на левой руке. Помассируйте левой рукой каждый палец на правой руке. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

Упражнение 2.

Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

Учитель. Бывают на свете такие дети, которые все делают наоборот. Когда им говорят: “Умойся!” - они не умываются. Когда им говорят: “Не лезь на дерево!” - они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер, придумал “Вредные советы”.

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье.
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?

А вот и портрет человека, который выполнил все эти советы. Это красивый человек?

Оздоровительная минутка.

Хомка.

Хомка, Хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает.
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.

Учитель. Оказывается, все животные любят чистоту и порядок. Понаблюдайте за ними!

Кошка после еды или прогулки облизывает себя шершавым языком – умывается.

Не выносят грязь и беспорядка барсуки. Весной и осенью убирают и ремонтируют свои подземные дома.

Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот.

Учитель. Подумайте, если даже животные любят чистоту, может ли человек быть грязнулей.

Запомните: Чистота – залог здоровья.

Давайте соберем из букв это выражение.

Частушки.

Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: “Какой позор!”

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нем у корова,
Причесала языком.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

(К доске выходят Старушка и Царевна. Далее следует инсценировка отрывка из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина).

Автор.

Старушонка хлеб поймала.

Старушка.

Благодарствую, - сказала, -
Бог тебя благослови!
Вот за то тебе, лови!

(Старушка бросает Царевне Яблоко и уходит).

Автор.

И к Царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит… (Царевна ловит яблоко, садится на лавочку, рядом лежит яблоко)
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно… (Царевна берет яблоко, откусывает кусочек)
Подождать она хотела
До обеда не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым гудкам поднесла,
Потихоньку откусила
И кусочек проглотила… (Царевна падает на лавочку).
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

Конь. Ой, что же творится?!

Воробей. Безобразие! Надо предупредить!

Вова. Ну и яблоко! Такое и сам не возьмешь! Отравленное! Нам это яблоко не подходит! Я хочу домой, к маме!

Котенок. Кошмар! Безобразие! Ужас! Такие яблоки дарить!

Учитель. Успокойтесь! Конечно, Старушка поступила плохо! Но давайте спросим у ребят, чем закончилась сказка? Может быть, Царевна останется жива?!

Вова. Вот видите, все будет хорошо, я рад! А нам пора, а то в этой сказке столько богатырей! И я, я тоже хочу стать богатырем!

Доктор Неболейкин. Но, прежде надо сказать несколько слов о том, как следует питаться. Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

Ученик.

Чтоб здоровым быть всегда,
Начинай день с молока.
Ежедневно непременно
С аппетитом нужно есть
Каждый день!
Сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану и творожник.
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки.
Ежедневно, непременно
Надо есть все, что полезно.

Учитель. Древним людям принадлежат мудрые слова:

“Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”.

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. (Мед, гречка, геркулес, изюм, масло).

Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. (Творог, рыба, мясо, яйца, орехи).

А третьи – фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. (Ягоды, зелень, капуста, морковь, банан).

Советы правильного питания.

  1. Воздерживайтесь от жирной пищи.
  2. Остерегайтесь очень острого и соленого.
  3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
  4. Совет мамам, бабушкам: когда готовите пущу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
  5. Овощи и фрукты – полезные продукты.

Кроссворд

  1. В земле сидит крепышка эта,
    Она оранжевого цвета,
    С зеленым хвостиком над грядкой,
    Всегда бывает сочной, сладкой. (Морковь)
  2. В домике круглые братцы живут,
    Дом затрещит, как они подрастут. (Горох)
  3. Зимой в саду спит,
    Усы не растит.
    Летом – с красными глазами
    И с зелеными усами. (Клубника)
  4. Вырос он у нас на грядке,
    Фиолетовый и гладкий.
    Закричали мы: - Ура!
    Будет вкусная икра! (Баклажан)
  5. Что за странные повадки?
    Вырос друг у нас на грядке,
    Но глаза нам щиплет так,
    Будто он не друг, а враг! (Лук)
  6. В ней столько листьев, посмотри!
    И кочерыжка есть внутри!
    Мы кочерыжкой похрустим,
    А гостя – щами угостим! (Капуста).

Учитель. А вот и яблоки. Они достанутся не только Вове, но и всем, кто ему помогал. (Всем ребятам раздаются яблоки). Будьте богатырями и не болейте!

Нарисуйте продукты, полезные для здоровья.

Итог занятия.

Заучивание слов:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!