Технология: Модульная
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Виды контроля: Оамоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультантов, экспертный контроль учителя.
Таксономия целей
Цели учителя:
- обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по теме “Причастие – особая форма глагола”;
- отработать орфографические и пунктуационные навыки правописания причастий и обособленных определений, выраженных причастным оборотом;
- закрепить ОУУН при работе с текстом.
Цели работы учащихся:
знать:
- отличительные признаки причастия как особой формы глагола;
- правописание причастий;
- условия обособления причастных оборотов;
уметь:
- находить причастия в тексте;
- расставлять знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом;
- проводить самоконтроль и взаимоконтроль;
- включать причастия и причастные обороты в состав предложений, использовать в речи конструкции с причастными оборотами.
Задачи урока
Образовательные:
- провести подготовку к уроку-зачёту и к контрольному диктанту;
- выявить и отработать пробелы в знаниях учащихся по теме “Причастие – особая форма глагола”;
- продолжить работу над речевой деятельностью учащихся.
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с опорой на алгоритм, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах;
- продолжить формирование навыков самооценки и оценки знаний других;
- продолжить работу по проблеме сотрудничества (учитель–ученик, ученик– ученик).
Развивающие:
- научить детей умению сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу.
Оборудование урока
- Кодоскоп, кодограммы.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Тексты для творческой работы.
- Схемы-подсказки.
- Таблицы по правописанию глаголов и причастий.
- Орфографические словари.
1 этап. Мотивация учащихся (2 минуты)
2 этап. Этимологический словарь (3 минуты)
Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.
ЭС: гурман (франц. gourmand – лакомка) – любитель и знаток тонких, изысканных кушаний.
Задание: включить слово “гурман” в состав словосочетаний с типом связи управление и согласование.
3 этап. Повторение теоретических сведений по теме “Причастие как особая форма глагола” (3 минуты)
Цель работы: закрепить теоретические сведения по теме “Причастие – особая форма глагола”.
Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: работа в паре.
Задание: составьте (устно) рассказ о причастии (с примерами), используя алгоритм
Алгоритм ответа
- причастие – особая форма глагола, которая обозначает…
- причастие обладает признаками глагола:
- причастие обладает признаками имени прилагательного:
- причастие с зависимыми словами это…(примеры)
- синтаксическая роль в предложении полных и кратких причастий (примеры).
4 этап. Повторение темы “Правописание НЕ с причастиями” (4 минуты)
Цель работы: закрепить слитное и раздельное правописание НЕ с причастиями; уметь обосновывать свой ответ.
Вид контроля: самоконтроль по ключу.
Задание: на кодоскопе указаны словосочетания; запишите только те словосочетания, где НЕ с причастиями пишется слитно; объясните свой выбор.
Алгоритм рассуждения
- Определить часть речи с НЕ.
- Если не употребляется без НЕ, то пишется слитно.
- Если можно подобрать синонимы, то пишется слитно.
- Все остальные случаи – раздельное написание
- (не)замеченный мною
- далеко (не)оригинальное решение
- (не)похожий на остальных
- (не)покрашенный забор
- лекция (не)записана
- вовсе (не)продуманный ответ
- еще (не)оттаявшая земля
- (не)почищенные грибы
- (не)известный композитор
- (не)годующий взгляд
Ключ. Слитно пишутся причастия: 4, 8, 10
5 этап. Работа с текстом (12 минут)
Цель работы: закрепить ОУУиН работы с текстом; отработать правописание причастий; подготовиться к контрольному диктанту.
Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: самостоятельная работа.
Задание:
а). базовый уровень: записать текст; выделить грамматические основы в предложениях; отметить обособленные и необособленные определения, выраженные причастным оборотом; определить вид и время причастий.
б). повышенный уровень = базовый уровень + отметить осложнения в предложениях; определить тип связи слов в словосочетаниях: заваленный иголками, недавно опавший, увядшие травы.
Осень чудесная пора. В воздухе напоен.ом запахом увядающей травы плывёт серебристо(сизая) паутина. Каждый песчан.ый бугорок завален.ый сосновыми иголками тронутый первой позолотой берёзовый лист всё прогрето прощальным солнечным теплом4. Веет ароматом недавно опавшей листвы и холодком пропитан.ым грибным запахом.
6 этап. Повторение по теме “Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (10 минут)
Цель работы: закрепить умение отличать причастия от отглагольных прилагательных; отработать орфографические умения написания Н и НН в причастиях.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультантов, экспертный контроль учителя.
Задание: спишите словосочетания, укажите условия выбора написания Н или НН; укажите, от чего образованы слова с данной орфограммой.
Алгоритм рассуждения.
- Определить часть речи.
- Причастие можно всегда заменить глаголом, а прилагательное – другим прилагательным.
для причастий
- От глаголов совершенного вида – НН, кроме раненый; несовершенный вид – Н
- Форма причастия (полная форма – НН; краткая форма – Н)
- Суффиксы ОВА, ЕВА – НН (запомнить: кованый, жёваный)
- Зависимые слова при причастии – НН
для прилагательных
- суффиксы ИН, АН, ЯН – Н (кроме стеклянный, оловянный, деревянный)
- суффиксы ОНН, ЕНН – НН (кроме ветреный)
- основа заканчивается на Н – НН
- в прилагательных зависимые слова на количество букв Н не влияют
- в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных
Вылеплен..а из глины, замаслен..ая бумага, легкоранен. .ый солдат, солен..ые грибы, решен..ый пример, гружён..ый зерном вагон, печён..ый в золе картофель, поглажен..ый костюм, тиснён..ый золотом лист, зван..ые гости, станцион..ый смотритель, плавлен..ый сыр, пшеница скошен..а, бешен..ый волк, балован..ый ребёнок, история запутан..а, бельё хорошо поглажен.о, дали туман..ы.
7 этап. Составление текста на предложенную тему (10 минут)
Цель работы: проверить умение учащихся включать причастия в состав словосочетаний и предложений; развитие речи, развитие творческих способностей.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: работа в группе
Задание: вы сейчас выступаете в роли гурмана;
составьте небольшой текст “Я
приглашаю всех к столу”, включив в него
причастия и обособленные определения,
выраженные причастным оборотом; все обособления
отметьте; выделите грамматические основы в
предложениях; в конце урока текст от группы сдать
учителю.
8 этап. Подведение итогов урока (3 минуты)
Цель работы: закрепить теоретические сведения по теме “Причастие – особая форма глагола”; отработать навык нахождения и исправления речевых ошибок в употреблении конструкций с причастиями.
Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: фронтальный опрос
Задание: составьте (устно), работая в парах, рассказ о деепричастии, используя следующий алгоритм
9 этап. Домашнее задание
А). Базовый уровень: учебник, упр. 450; повторить теорию (по тетради).
Б). Повышенный уровень: В. Греков, С. Крючков, Л. Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”, §49, упр. 274.