Урок русского языка по теме "Обобщение изученного по теме «Причастие — особая форма глагола». Подготовка к контрольному диктанту"

Разделы: Русский язык


Технология: Модульная

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Виды контроля: Оамоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультантов, экспертный контроль учителя.

Таксономия целей

Цели учителя:

  • обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по теме “Причастие – особая форма глагола”;
  • отработать орфографические и пунктуационные навыки правописания причастий и обособленных определений, выраженных причастным оборотом;
  • закрепить ОУУН при работе с текстом.

Цели работы учащихся:

знать:

  • отличительные признаки причастия как особой формы глагола;
  • правописание причастий;
  • условия обособления причастных оборотов;

уметь:

  • находить причастия в тексте;
  • расставлять знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом;
  • проводить самоконтроль и взаимоконтроль;
  • включать причастия и причастные обороты в состав предложений, использовать в речи конструкции с причастными оборотами.

Задачи урока

Образовательные:

  • провести подготовку к уроку-зачёту и к контрольному диктанту;
  • выявить и отработать пробелы в знаниях учащихся по теме “Причастие – особая форма глагола”;
  • продолжить работу над речевой деятельностью учащихся.

Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с опорой на алгоритм, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах;
  • продолжить формирование навыков самооценки и оценки знаний других;
  • продолжить работу по проблеме сотрудничества (учитель–ученик, ученик– ученик).

Развивающие:

  • научить детей умению сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу.

Оборудование урока

  • Кодоскоп, кодограммы.
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Тексты для творческой работы.
  • Схемы-подсказки.
  • Таблицы по правописанию глаголов и причастий.
  • Орфографические словари.

1 этап. Мотивация учащихся (2 минуты)

2 этап. Этимологический словарь (3 минуты)

Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.

ЭС: гурман (франц. gourmand – лакомка) – любитель и знаток тонких, изысканных кушаний.

Задание: включить слово “гурман” в состав словосочетаний с типом связи управление и согласование.

3 этап. Повторение теоретических сведений по теме “Причастие как особая форма глагола” (3 минуты)

Цель работы: закрепить теоретические сведения по теме “Причастие – особая форма глагола”.

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в паре.

Задание: составьте (устно) рассказ о причастии (с примерами), используя алгоритм

Алгоритм ответа

  • причастие – особая форма глагола, которая обозначает…
  • причастие обладает признаками глагола:
  • причастие обладает признаками имени прилагательного:
  • причастие с зависимыми словами это…(примеры)
  • синтаксическая роль в предложении полных и кратких причастий (примеры).

4 этап. Повторение темы “Правописание НЕ с причастиями” (4 минуты)

Цель работы: закрепить слитное и раздельное правописание НЕ с причастиями; уметь обосновывать свой ответ.

Вид контроля: самоконтроль по ключу.

Задание: на кодоскопе указаны словосочетания; запишите только те словосочетания, где НЕ с причастиями пишется слитно; объясните свой выбор.

Алгоритм рассуждения

  • Определить часть речи с НЕ.
  • Если не употребляется без НЕ, то пишется слитно.
  • Если можно подобрать синонимы, то пишется слитно.
  • Все остальные случаи – раздельное написание
  1. (не)замеченный мною
  2. далеко (не)оригинальное решение
  3. (не)похожий на остальных
  4. (не)покрашенный забор
  5. лекция (не)записана
  6. вовсе (не)продуманный ответ
  7. еще (не)оттаявшая земля
  8. (не)почищенные грибы
  9. (не)известный композитор
  10. (не)годующий взгляд

Ключ. Слитно пишутся причастия: 4, 8, 10

5 этап. Работа с текстом (12 минут)

Цель работы: закрепить ОУУиН работы с текстом; отработать правописание причастий; подготовиться к контрольному диктанту.

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: самостоятельная работа.

Задание:

а). базовый уровень: записать текст; выделить грамматические основы в предложениях; отметить обособленные и необособленные определения, выраженные причастным оборотом; определить вид и время причастий.

б). повышенный уровень = базовый уровень + отметить осложнения в предложениях; определить тип связи слов в словосочетаниях: заваленный иголками, недавно опавший, увядшие травы.

Осень чудесная пора. В воздухе напоен.ом запахом увядающей травы плывёт серебристо(сизая) паутина. Каждый песчан.ый бугорок завален.ый сосновыми иголками тронутый первой позолотой берёзовый лист всё прогрето прощальным солнечным теплом4. Веет ароматом недавно опавшей листвы и холодком пропитан.ым грибным запахом.

6 этап. Повторение по теме “Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (10 минут)

Цель работы: закрепить умение отличать причастия от отглагольных прилагательных; отработать орфографические умения написания Н и НН в причастиях.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультантов, экспертный контроль учителя.

Задание: спишите словосочетания, укажите условия выбора написания Н или НН; укажите, от чего образованы слова с данной орфограммой.

Алгоритм рассуждения.

  • Определить часть речи.
  • Причастие можно всегда заменить глаголом, а прилагательное – другим прилагательным.

для причастий

  • От глаголов совершенного вида – НН, кроме раненый; несовершенный вид – Н
  • Форма причастия (полная форма – НН; краткая форма – Н)
  • Суффиксы ОВА, ЕВА – НН (запомнить: кованый, жёваный)
  • Зависимые слова при причастии – НН

для прилагательных

  • суффиксы ИН, АН, ЯН – Н (кроме стеклянный, оловянный, деревянный)
  • суффиксы ОНН, ЕНН – НН (кроме ветреный)
  • основа заканчивается на Н – НН
  • в прилагательных зависимые слова на количество букв Н не влияют
  • в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных

Вылеплен..а из глины, замаслен..ая бумага, легкоранен. .ый солдат, солен..ые грибы, решен..ый пример, гружён..ый зерном вагон, печён..ый в золе картофель, поглажен..ый костюм, тиснён..ый золотом лист, зван..ые гости, станцион..ый смотритель, плавлен..ый сыр, пшеница скошен..а, бешен..ый волк, балован..ый ребёнок, история запутан..а, бельё хорошо поглажен.о, дали туман..ы.

7 этап. Составление текста на предложенную тему (10 минут)

Цель работы: проверить умение учащихся включать причастия в состав словосочетаний и предложений; развитие речи, развитие творческих способностей.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в группе

Задание: вы сейчас выступаете в роли гурмана; составьте небольшой текст “Я
приглашаю всех к столу”, включив в него причастия и обособленные определения, выраженные причастным оборотом; все обособления отметьте; выделите грамматические основы в предложениях; в конце урока текст от группы сдать учителю.

8 этап. Подведение итогов урока (3 минуты)

Цель работы: закрепить теоретические сведения по теме “Причастие – особая форма глагола”; отработать навык нахождения и исправления речевых ошибок в употреблении конструкций с причастиями.

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: фронтальный опрос

Задание: составьте (устно), работая в парах, рассказ о деепричастии, используя следующий алгоритм

9 этап. Домашнее задание

А). Базовый уровень: учебник, упр. 450; повторить теорию (по тетради).

Б). Повышенный уровень: В. Греков, С. Крючков, Л. Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”, §49, упр. 274.