Тема: Работа над понятием “Научно-художественное произведение”.
Основная идея урока: Построение собственной мысли о понятии “Научно-художественное произведение”.
Цели:
- Выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения.
- Развитие способности наблюдения над текстом.
- Развитие творческой фантазии.
Средства:
- текст В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”,
- карточки, рисунки.
Форма организации урока: диалог.
Ход урока
Организационный момент (психологический настрой).
Ученики рассаживаются в группы по 5-6 человек.
- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения.
А теперь, посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
1 этап. Постановка проблемы.
- Ребята, что нового вы заметили сегодня в классе?
(В классе появилась выставка книг: энциклопедии, словари, сказки, рассказы, стихи).
- Чем отличаются книги друг от друга?
(Заслушиваются ответы детей).
- Кто догадался, на какие группы можно разложить эти книги?
(Несколько детей показывают свои варианты раскладывания книг в группы, в итоге ребята приходят к выводу, что книги можно разложить на 2 группы: научные и художественные).
- А в какую группу можно отнести произведение В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”?
Если дети отнесут это произведение к художественным книгам, то следует спросить: Все ли согласны? Можно ли эту книгу считать только художественной? А кто считает, что она научная? Почему?
- Чтобы не путаться в этих понятиях, давайте вместе разберемся, что такое научное произведение и что такое художественное.
2 этап. Поиск решения проблемы.
- Прослушайте 2 отрывка из разных произведений:
а) Бурый медведь – самый известный из класса млекопитающих. Он водится в Северной Америке, Азии и Европе. Самый известный – Европейский. Его вес достигает от 80 до 300 кг, рост около 1 метра. Продолжительность жизни около 20 лет в условиях дикой природы, и в 2 раза дольше в неволе. Медведи поедают в день от 10 до 15 кг. пищи.
б) Наступила радостная весна. Ласковое солнышко согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Под корнями старой ели была большая глубокая нора. Там всю зиму сладко спал медведь. Холодный ручей разбудил зверя. Топтыгин выбежал на лесную поляну и осмотрелся. Ему очень хотелось, есть, и он направился на поиск муравейника.
- Что вы можете сказать об этих отрывках? Чем похожи эти тексты и в чем их различие?
- Как вы определили, что 1 отрывок из научного текста? Вы получили определенные знания о медведе? В литературе достоверная, правдивая информация называется – научной.
(На доску вывешивается понятие: научная информация).
- Есть ли в этом тексте слова, которые вам непонятны? Какие?
Специальные слова, которые относятся к науке, называются научными понятиями или терминами. Их значение можно найти в толковом словаре.
(На доску вывешивается: научные понятия, термины.)
- А в художественном произведении только достоверная информация или автор может сам что-то придумать, создать героя?
- Посмотрите на 2 иллюстрации к разным книгам. Что вы о них можете сказать?
(Учитель показывает фото любого животного и его художественный рисунок).
- По какой иллюстрации вы можете определить характер героя, его настроение?
В литературе это называется создание художественного образа.
(На доску вывешивается понятие: художественный образ.)
- А можно ли эту иллюстрацию поместить в научную книгу? Почему?
- Какие чувства возникают у вас после прочтения художественных произведений? А возникают ли какие-либо чувства после прочтения научного текста?
(На доску вывешивается: чувства, переживания).
На доске в результате обсуждения получается такая таблица:
Научное произведение Художественное произведение - научная информация - художественный образ - научные понятия, - чувства, переживания термины
Задание группам: У вас на столах 2 текста. Посовещайтесь в группе и решите, какой текст относится к художественному произведению, а какой является научным?
1 текст:
Лягушка.
Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась теплым мелким дождиком. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Она насторожилась. Это летели утки. Лягушка быстро спряталась в осоке.
2 текст:
Лягушка.
Лягушка – полезное животное, относящееся к классу земноводных. Встретить ее можно вблизи водоемов, на сырых лесных полянах. Питается лягушка различными насекомыми, улитками, червями. Заметив какое-либо насекомое, она не преследует его, а поджидает. Когда добыча приблизилась, лягушка прыгает, выбрасывает свой клейкий язык, схватывает им насекомое и проглатывает. Между тем лягушки имеют много врагов: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи.
(Заслушиваются ответы детей).
3 этап. Решение проблемы.
- Ребята, давайте вернемся к нашей проблеме. Мы с вами так и не разобрались, в какую же группу определить произведение В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”. Давайте по нашей таблице попробуем разобраться.
- Есть ли в этом тексте описания и выражения, требующие от писателя точной, научной информации? Встречаются ли научные понятия, термины?
- Создает ли писатель художественные образы? Возникают ли у вас какие-либо чувства по ходу чтения этого произведения?
- Откройте учебники, найдите в этом тексте признаки художественного и научного произведений. Подтвердите свое мнение словами из текста.
(Ответы детей).
- Теперь вы можете сделать вывод, как называется такое произведение, в котором есть признаки и художественного, и научного текстов?
(На доске вывешивается понятие: научно-художественное произведение).
4 этап. Закрепление решения проблемы.
Творческое задание по группам:
- Я предлагаю вам попробовать составить свое научно-художественное произведение. Придумайте продолжение этого рассказа, представив, что Муравьишка не успел вовремя добраться домой. Подумайте, к кому он мог бы обратиться за помощью? У вас на столах находятся энциклопедии о насекомых, которыми вы можете воспользоваться. А также вы можете воспользоваться мультимедийной “Энциклопедией животных Кирилла и Мефодия”, которая находится у нас в компьютере.
(Заслушивание получившихся вариантов).
- Получились ли у вас научно-художественные тексты?
Домашнее задание: Прочитать рассказ В. Бианки из сборника “Лесная газета” (на выбор), найти признаки научно-художественного произведения или попробовать составить свой научно-художественный рассказ.
5 этап. Рефлексия.
- Какое новое понятие сегодня узнали?
- Чем оно отличается от других произведений?
- Кого в группе сегодня хотели бы похвалить?