“ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ”
Информационная карта проекта
Название проекта: “Путь в пропасть – мгновение, путь из пропасти – годы…”
Название образовательного учреждения, курса, отделения факультета: МОУ “Дороховская средняя общеобразовательная школа”
География проекта: Рассчитан на население села Дорохово, учащихся, родителей, молодежи, общественность
Обоснование актуальности проекта: В Красноярском крае, в 2007 году, за различные правонарушения, бродяжничество и алкоголизм, в органы внутренних дел, доставлялись 20 тысяч подростков. Более 11 тысяч подростков стоят на учете в милиции. Около 2-х тысяч детей края живут в неблагополучных семьях. Проблема наркомании, алкоголя в Назаровском районе, в настоящее время, в основном молодежная. Наше село, находится в 10 км. от города Назарово, поэтому для нашей молодежи существует очень большая вероятность употребления алкоголя, наркотиков, табака. Именно на категорию подростков и молодежи направлены усилия наркомафии и производителей алкогольных напитков. Сегодня нашему ребенку могут предложить наркотики и пиво в школе, во дворе и на дискотеке. Необходимо отметить, что алкоголь и наркотические вещества стоят очень дорого, поэтому, среди малообеспеченных слоев населения, прием наркотиков и алкоголя нередко сопровождаются преступностью и проституцией с целью достать деньги. Среди обследованных в Дорохово, молодежи и подростков в 2006 г. 29, 3% – регулярно употребляют алкоголь (чаще пиво) для снятия напряжения; 11, 4% – для повышения настроения, удовольствия; 44, 1% – от скуки – проблема одиноких людей.
Свойства алкоголя расценивались основной частью молодежи и подростков в селе, как привлекательные, а вот вред от алкоголя выявляется лишь с течением времени. Поэтому чем раньше мы начнем профилактику, тем легче будет справиться с бедой. Число подростков и молодежи в нашем селе употребляющих алкоголь, наркотики (в том числе и пиво), не становится меньше даже при условии знания вреда этого зелья. Что же является причиной употребления молодежью села Дорохово алкогольных напитков и наркотических веществ? Первое это то, что произошло страшное рассогласование или разрыв между поколениями, т.е. старшее поколение и подрастающее молодое поколение оказались в разорванном состоянии и их интересы, связи прервались. Общество стало развиваться иначе, чем раньше. Появились новые институты и инструменты, новая динамика в общественном развитии, а школа осталась той же самой. Дети в школе, оказались “погруженными в детство” и были сильно оторваны от реальной действительности, фактически они оказались изолированы от социальной жизни. Вторая причина, это проблема свободного времени. Что делать со свободным временем? Это самая главная, реальная проблема.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения.
Задачи:
- Формирование у детей и подростков представлений о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма);
- Создавать в школе среду, обеспечивающую физическое, нравственное и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса;
- Обеспечение занятости в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.
Краткое содержание:
Проект состоит из трёх блоков:
- Распространение знаний способствующих формированию быть здоровым. Подготовка волонтеров среди подростков и молодежи по профилактике алкогольной, наркотической зависимости.
- Цикл внеклассных мероприятий, направленных на распространение знаний об алкогольной и наркотической зависимости.
- Совместная деятельность общественности, родителей, педагогов, учащихся школы в профилактике алкогольной, наркотической зависимости.
Сроки выполнения проекта: Февраль 2007 г. – Апрель 2008 г.
Бюджет проекта:
№ | Статья расходов | Кол-во | Цена | Собственные сумма | Запрашиваемая сумма |
1 | Приобретение оборудования: – компьютер – принтер – музыкальный центр – микшер |
1 1 1 1 |
15000-00 9000-00 20000-00 10000-00 |
1 5000-00 9000-00 20000-00 10000-00 |
|
2 | Издательские расходы: – тонер – статья в местную и школьную газету - краска для ксерокса |
2 10 2 |
120-00 1000-00 1000-00 |
240 10000-00 2000-00 |
|
3 | Расходные материалы: - бумага писчая - бумага цветная - ватман - краски гуашевые - ткань (костюмы) |
4 1 20 10 25 м |
115-00 115-00 13-00 30-00 500-00 |
460-00 115-00 260-00 300-00 5000-00 |
|
4 | Транспортные расходы: | 2 х24 км | 100-00 | 10000-00 | |
5 | Другие расходы: - приобретение призов |
1625-00 |
1625-00 |
||
6 | Расходы на обучение волонтеров: | 6000-00 | |||
7 | Зарплата: | 10000-00 | |||
Всего: 100 000-00 | Собственные средства: 30 000-00 | Запрашиваемая сумма 70 000-00 |
РАЗДЕЛ I. Актуальность проекта
“Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется ЖИЗНЬ.
Ты сбереги этот миг откровения,
Ты оцени все величье его.
Нет для тебя в этом мире спасения,
Кроме, пожалуй, тебя самого!”.
В Красноярском крае, в 2007 году, за различные правонарушения, бродяжничество и алкоголизм 20 тысяч подростков доставлялись в органы внутренних дел. Более 11-и тысяч подростков стоят на учете в милиции. Около 2-х тысяч детей края живут в неблагополучных семьях.
Алкоголизм, получивший распространение среди подростков и молодежи, – одна из болезненных проблем современного общества. Что же является причиной употребления молодежью села Дорохово алкогольных напитков и наркотических веществ? Первое это то, что произошло страшное рассогласование или разрыв между поколениями, т.е. старшее поколение и подрастающее молодое поколение оказались в разорванном состоянии и их интересы, связи прервались. Общество стало развиваться иначе, чем раньше. Появились новые институты и инструменты, новая динамика в общественном развитии, а школа осталась той же самой. Дети в школе, оказались “погруженными в детство” и были сильно оторваны от реальной действительности, фактически они оказались изолированы от социальной жизни. Вторая причина, это проблема свободного времени. Что делать со свободным временем? Это самая главная, реальная проблема.
Проведя исследования по микрорайону школы, выяснили, что основную часть свободного времени, молодые люди проводят у магазинов, где распивают различные спиртные напитки (чаще всего этим напитком является “крепкое пиво” различных марок и производителей). Здесь же разрешают конфликты не всегда цивилизованным образом. На основании исследований, проведенных в школе, среди подростков, трое занимаются токсикоманией, 5 из 19 детей “группы риска” пробовали “малагу” и иногда употребляют ее. В окрестностях села можно найти дикорастущую коноплю. Доступность и простота приготовления легкого наркотика привлекает малолетних. Пивопитие сегодня стало и модным и недорогим. К примеру, в старшей школе 60% учащихся регулярно употребляют на дискотеках пиво, 2% – крепкие спиртные напитки. 40% родителей знают о пагубных привычках своих детей, но влияния на них уже не оказывают, а 20% родителей разрешают своим детям пить пиво (в семейном кругу) и курить (качественные сигареты).
Большая часть школьников и молодежи в селе, не занимаются в кружках при ДК, немногие посещают спортивные секции, кружки, которые проводятся внутри школы, считая это занятие глупым, бесполезной тратой времени.
Среди ряда мотивов, толкающих сельскую молодежь и подростков к употреблению алкоголя, из 50 опрошенных с 7 по 11 классы:
- “Неудобно” обидеть, отказаться. К такому поведению склонны люди, не обладающие самостоятельностью и независимостью суждений – 20%.
- Алкоголь механизм самоутверждения. Такие люди считают, что знают как обращаться с алкоголем, разбираются в тонкостях этикета. Но даже “культурное” потребление алкоголя делает свое дело – 60%.
- Стремление снять внутреннее напряжение, дискомфорт, улучшить настроение – 20%.
Свойства алкоголя расценивались основной частью молодежи и подростков в селе, как привлекательные, а вот вред от алкоголя выявляется лишь с течением времени. Многие говорят о причинах, о мерах борьбы, но с годами число подростков и молодежи употребляющих алкоголь (в том числе и пиво), не становится меньше даже при условии знания вреда этого зелья.
Гораздо мудрее – постараться предотвратить возникновение проблемы. У каждого решения есть своя цена, и, если за минутное удовольствие придется завтра платить здоровьем и благополучием, вряд ли его можно назвать мудрым.
Система борьбы с этой проблемой должно быть дополнено таким оппонентом: антиалкогольное воспитание, должно подкрепляться антиалкогольным просвещением.
В результате анкетирования и опроса подростков в школе, пришла к выводу о том, что предрасположенность молодежи к алкоголю зависит от следующих факторов:
- от качества и последовательности воспитания в семье, общения между членами семьи;
- от степени адаптированности к школьному коллективу;
- от степени вовлеченности в группу сверстников, чей стиль жизни и социальные установки предполагают асоциальное поведение.
То есть задача профилактики – сделать так, чтобы те, кто не употребляет – не употребляли, а не те, кто употребляет – не употреблял. На мой взгляд самая главная форма профилактики – это занятость.
РАЗДЕЛ II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения
Задачи:
- Формирование у детей и подростков представлений о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма);
- Создавать в школе среду, обеспечивающую физическое, нравственное и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса;
- Обеспечение занятости в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.
Сроки реализации проекта: Февраль 2007 г. – Апрель 2008 г.
РАЗДЕЛ III. Содержание проекта
План реализации проекта:
- Обеспечить 100% участие молодежи и подростков в мероприятиях.
- Обеспечить необходимым материалом для профилактики молодежи классных руководителей.
- Включить в процесс дополнительного образования детей риска.
- Проведение и участие в профилактических семинарах и родительских собраниях.
- Привлечь внимание общественности к проблеме алкоголизма и наркомании в молодежной среде.
Механизм реализации проекта
Задача | Способ действия | Ответственные | Сроки реализации |
Формирование у детей и подростков представлений о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма); | 1. Оформление стенда “Вред алкоголя на
организм человека” 2. Диспут “Нет наркотикам!” 3. Презентация проекта “Путь в пропасть мгновение, путь из пропасти годы …” Дискуссия “Обсуждение статей периодической печати о ПАВ” 5. Социологическое исследование на темы: “Проблема пьянства в молодежной среде”, “Алкоголь и рождаемость” 6. Агитбригада “Молодежный образ жизни” 7. Конкурс плакатов: “Молодежь против наркотиков!” среди учащихся школы |
|
Февраль 2008 г. |
Создавать в школе среду, обеспечивающую физическое, нравственное и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса; | 1. Социологическое исследование:
“Изучение семей, отношений между родителями и
детьми, специфика подростковых проблем” 2. Общешкольное родительское собрание: “Правовая ответственность родителей за воспитание детей” 3. Индивидуальное консультирование с узкими специалистами (семей, подростков, учителей) 4. Круглый стол “Как сказать нет?” 5. Конкурс рисунка “Жизнь без пива!” 6. Семинар-тренинг “Здоров будешь, все добудешь!” 7. Творческий конкурс “Открытое письмо ровеснику: скажи “нет” вредным привычкам” 8. Физкультурно-оздоровительный фестиваль школьников “Дороховские состязания” |
|
Март 2008 г. |
Обеспечение занятости в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних. | 1. Родительский лекторий “Алкоголь –
наш враг …” 2. Акция “Родительский урок” “Не допустить беды” 3. Творческий конкурс на лучший слоган, девиз, логотип, плакат среди учащихся школы 4. Конкурс художественной самодеятельности “Молодежь за здоровый образ жизни” 5. Выпуск итоговой газеты “Путь в пропасть мгновение, путь из пропасти годы …” |
|
Апрель 2008 г. |
РАЗДЕЛ IV. Схема управления проектом
РАЗДЕЛ V. Критерии оценки эффективности проекта
Раздел проекта предполагает дифференцированный подход к оценке ожидаемых результатов.
- В школе не будут курить – 100%.
- Не будут употребляться спиртные напитки во время дискотек и мероприятий – 100 %
- Участие подростков в кружках ДО – 90%.
- Соблюдение санитарных норм учащимися – 100%.
- Привлечение специалистов по профилактике злоупотребления ПАВ.
- Осуществление системы мониторинга (оценки эффективности всех профилактических мероприятий).
ПОДРОСТКИ 11-14 ЛЕТ ДОЛЖНЫ:
- иметь сформировавшееся представление о том, что легальные психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость. Как и нелегальные.
- иметь сформированные навыки отказа от предложения попробовать алкогольные напитки; владеть широким арсеналом средств, для конструктивного решения конфликтных ситуаций, возникающих на этой почве.
- владеть навыками поддержания контактов со сверстниками, не прибегая к суррогатным формам общения.
- уметь критически осмысливать информацию, получаемую в неформальных группах.
СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ 15-18 ЛЕТ ПОМИМО ОПЫТА, ПРИОБРЕТЕННОГО НА РАННИХ ВОЗРАСТНЫХ СТУПЕНЯХ, ДОЛЖНЫ:
- иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как трудноизлечимые заболевания.
- знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распространения алкогольных напитков и наркотических веществ.
- осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически ее оценивать.
Формы и методы проекта.
Методы
В работе с подростками, употребляющими алкоголь (пиво), наркотики и табакокурение применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаем следующие:
- метод организации деятельности (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы
- Дискуссия;
- Мозговые штурмы;
- Беседы, встречи ;
- Лекции;
- Индивидуальные консультации;
- Конкурсы;
- Родительские лектории;
- Спортивные мероприятия;
РАЗДЕЛ VI. Предполагаемый результат
- 100 % вовлечение подростков и молодежи села в субкультуру, кружки, секции.
- Снижение спроса и, следовательно, ограничение употребления алкоголя, наркомании и табакокурения среди подростков и молодежи.
- Ослабление медико-социальных последствий употребления алкоголя, которые, выражаясь в психических расстройствах, суицидах, драках, стычках, конфликтах, ведут к прекращению образования, разрушению семейных связей, криминализации детей и подростков.
- Формирование у подростков представлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
РАЗДЕЛ VII. Финансово-экономическое обоснование проекта
№ | Статья расходов | Кол-во | Цена | Собственные сумма | Запрашиваемая сумма |
1 | Приобретение оборудования: – компьютер – принтер – музыкальный центр – микшер |
1 1 1 1 |
15000-00 9000-00 20000-00 10000-00 |
1 5000-00 9000-00 20000-00 10000-00 |
|
2 | Издательские расходы: – тонер – статья в местную и школьную газету - краска для ксерокса |
2 10 2 |
120-00 1000-00 1000-00 |
240 10000-00 2000-00 |
|
3 | Расходные материалы: - бумага писчая - бумага цветная - ватман - краски гуашевые - ткань (костюмы) |
4 1 20 10 25 м |
115-00 115-00 13-00 30-00 500-00 |
460-00 115-00 260-00 300-00 5000-00 |
|
4 | Транспортные расходы: | 2 х24 км | 100-00 | 10000-00 | |
5 | Другие расходы: - приобретение призов |
1625-00 |
1625-00 |
||
6 | Расходы на обучение волонтеров: | 6000-00 | |||
7 | Зарплата: | 10000-00 | |||
Всего: 100 000-00 | Собственные средства: 30 000-00 | Запрашиваемая сумма 70 000-00 |