Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обобщение знаний о наречиях.

2. Закрепление знаний о значениях наречий, способах образования.

3. Формировать умение выделять наречия в тексте.

 Ход урока.

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

 2. Повторение знаний о частях речи. (Слайд 1)

  • Какие части речи вы знаете?
  • Перечислите их.
  • Что такое наречие? На какие вопросы отвечает?

 - Спорят друзья. Один утверждает, что слова тепло, лихо, зло, подряд – наречия, другой – существительные. Кто прав? Докажите.

3. Работа по теме урока.

Найди наречия. Какие значения имеют эти наречия? (Слайд 2)

 Снежинка.

Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже, кругом, прямо, криво
Ах, до чего ж она красива!

  • Назовите наречия.
  • Какие значения имеют эти наречия?
  • Подберите прилагательные, характеризующие снежинку (красивая, нежная, …).
  • Назовите родственные слова к слову СНЕЖИНКА – снег, снежок, снегопад…

 Какие значения имеют наречия, приведи примеры. (Слайд 3)

  • место действия
  • время действия
  • степень качества
  • образ действия

 4. Самостоятельная работа.

Найди наречия, запиши их в тетрадь. (Слайд 4)

 Спокойно и важно
Идёт по перрону
С большим чемоданом
Большая ворона.
А рядом с вороной,
Чуть сзади и сбоку,
Её, провожая, шагает сорока.
И всё б это было
Совсем хорошо,
Если б их поезд
Давно не ушёл.

 - Прочитайте наречия, которые вы записали.
- Каким способом они образованны?

 Способы образования наречий. (Слайд 5)

Перечислить способы образования наречий, привести примеры.

  1. предлог + существительное
  2. приставка + прилагательное + суффиксы а, о
  3. прилагательное + суффиксы о, е, и
  4. сочетания слов
  5. переход из других частей речи

 5. Физкультминутка

Поднимите плечики,
Попрыгайте, кузнечики.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Повернитесь вправо, влево,
Приседайте: вниз и вверх.
Вдох и выдох. Тишина.
Поработать нам пора.

 Скороговорка

Было весело на горке.
Быстро в снег упал егорка.

 6. Развитие речи. (Слайд 6)

Составьте рассказ.

  •  Составить предложения (связный рассказ) по картинке “Весёлые аттракционы”.
  • Использовать как можно больше наречий.
  • Записать одно из предложений.
  • Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
  • Каким членом предложения является наречие?

Игра “Где наречие?” (Слайд 7)

Учитель читает слова, если это слово является наречием – хлопок в ладоши.

Тепло, светло, пальто, легко, седло, метко, сладко, гладко, решето, бревно, красиво, умело, ведро, заметно, близко, звено.

Докажите, что эти слова являются наречиями.

Назовите значение этих наречий.

Назовите способы образования этих наречий.

7. Объяснительный диктант. (Слайд 8)

Лес начался росой и сыростью. Что – то мощно дышало в глубине его. Сверху сияли звёзды. Со слабым шорохом прилетела сова и села наверху. Зверь спугнул её, и она вмиг слетела с дерева. Издалека доносился тихий скрип вековых сосен.

Подчеркнуть члены предложения. Указать части речи.

8. Итоги урока.

  • Что такое наречие?
  • Назовите разряды наречий.
  • Перечислите способы образования наречий.
  • Какой частью речи в предложении является наречие?