Цели: закреплять навыки знания таблицы умножения и деления на 2,3,4,5,6,7; составить таблицы умножения восьми и на 8, рассмотреть соответствующие случаи деления; совершенствовать вычислительные навыки, закреплять умения анализировать и решать текстовые задачи; развивать познавательный интерес, память, речь, расширять кругозор, логическое мышление. Воспитание трудолюбия на уроке.
I. Организационный момент. Цели и задачи урока:
Девиз урока:
Так таблицу будем знать,
Чтобы было только “5”!
- Зачем нам хорошо нужно знать таблицу умножения? /ответы детей/
II. Актуализация опорных знаний
1.Вычисления в пределах 100
- Установите последовательность и решите цепочку примеров:
4 · 2 49 + 51 54 : 9 10 + 17 |
100 – 46 27 : 3 25 : 5 35 + 14 |
32 + 8 50 : 5 6 · 7 9 - 5 |
5 · 7 42 + 8 8 · 4 40 – 15 |
III. Повторение и закрепление таблицы умножения и деления
Задачи в стихах. [1]
Учитель задал всем вопрос:
9 пар танцуют польку,
Всех танцоров будет сколько?
Но котики не знали,
А вы бы сосчитали?
(2·9=18)
В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали,
И марки собирали.
У них 36 марок было,
По скольку каждая кошка
Себе положила?
(36:4=9)
Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят?
(27:3=9)
У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8?
(3· 8=24)
Мы умножали на 4,
И на 4 мы делили.
Карандаши нам предложили
Их было 28,
Мы на четверых их поделили.
Скажите, сколько получили?
(28:4=7)
Котята любят рисовать,
А вам придется сосчитать.
Нарисовали они 6 осьминожек,
Скажите, сколько
у них всего ножек?
(8·6=48)
Задача-шутка.
На березе три ветки, на каждой три яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на березах яблоки не растут)
IV. Самостоятельная работа
Класс делится на две группы. Одна группа ребят работает на компьютерах. Выполняется тест “Таблица умножения” (в программе “тест 2000”), приготовленная на пять вариантов разной сложности. Каждый выбирает вариант теста по своему желанию.
Вторая группа работает по карточкам / 2 варианта/.
1 вариант. |
2 вариант. |
||||||
6:6 56:7 36:4 56:8 49:9 |
42:6 18:3 12:2 35:5 35:7 |
9·7 6·6 5·6 0·3 1·8 |
3·6 2·4 4·7 8·4 2·5 |
7:7 54:9 12:6 63:7 48:8 |
40:8 63:9 42:7 18:6 40:5 |
7·7 1·9 7·9 5·0 5·7 |
6·3 4·2 4·6 8·6 5·2 |
Затем группы меняются заданиями. Компьютер выставляет оценки за тесты, карточки собирает учитель для последующей проверки.
Физкультминутка
Постановка цели. Решите задачу.
8 котят в лес пошли
И по 9 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов?
- Как сосчитать? (9·8) Но ведь мы не знаем, сколько это будет. Можем заменить сложением: 9+9+9+9+9+9+9+9. Но так очень долго считать. Что же делать? [?!] (проблема) => постановка учебных задач. Составить таблицу умножения на 8.
Работа над новым материалом.
Составление таблицы умножения восьми, на восемь и соответствующие случаи деления.
8·8 8·9 8·10 |
9·8 10·8 |
64:8 72:8 80:8 |
72:9 80:10 |
- Какими правилами пользовались, когда составляли таблицу?
1.От перестановки множителей произведение не
изменяется.
2. Если произведение разделить на один из
множителей, то получится второй множитель./
Первичное закрепление
Устное решение примеров из учебника, используя вновь составленную таблицу.
Работа в парах.
Решение задачи № 4 на странице 74.
В магазине продали 24 кг лука, чеснока в 4 раза меньше, а моркови – в 8 раз больше, чем чеснока. Сколько продали моркови?
Лука - 24 кг
Чеснока - ? в 4 р. меньше
Моркови - ? в 8 р.больше
24 : 4 · 8 = 48 (кг) – моркови.
Проверка решения на доске.
Повторение пройденного [3]
1. Составь программу действий:
n · (a + b) : c – t
c – d · (b – a) + m : n
2. Решение уравнений
4 · х = 32 х : 5 = 6 28 : х = 7 х · 8 = 64
3. “Расшифруй слово”.
Решите выражения, запишите ответы в порядке убывания и расшифруйте слово. Что это?
к | 100 – 6 · 9 | п | 48 : (16 : 2) · 5 | |||
э | 6 · 7 + 28 | л | 90 – (3 · 6 + 30) | |||
т | 4 · 8 – 27 : 3 | а | 6 · (89 – 83) + 8 | |||
и | 6 · 4 : 3 + 24 | в | 52 – 4 · (35 : 5) + 36 |
Ответ: эвкалипт. Эвкалипт - достигающее гигантских размеров южное дерево (а также кустарник) семейства миртовых, древесина, кора и листья которого являются ценным промышленным и лекарственным сырьём. [2]
Домашнее задание
1.Составьте и решите две задачи, используя таблицу умножения и деления.
2.Раскрасьте гномика, решив примеры на умножение и деление. /приложение 1/
Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что было трудно на уроке? Что легко? Почему?
- Почему таблица умножения на 8 оказалась такой
короткой?
- Будем ли мы учить таблицу так, чтобы были только
одни пятерки?
Литература:
1. Журналы “Начальная школа”
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь
русского языка”
3. Петерсон Л.Г., Барзунова З.Р., Невретдинова А.А.
“Самостоятельные и контрольные работы для
начальной школы”