Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы “Давление твердых тел, жидкостей и газов”
Задачи урока:
- Повторить и проанализировать формулы для расчета давления твердых тел, жидкостей и газов;
- Выделить главные зависимости давления жидкости от её плотности и глубины погружения в жидкость;
- Расширить умения и навыки учащихся, полученные ими при изучении данной темы;
- Продолжить формирование нравственных и мировоззренческих устоев личности.
План урока:
- Организационный момент;
- “Физическая мозаика”;
- “Знакомые лица”;
- “Гимнастика ума”;
- “Детективная история Шерлока Холмса”;
- “Назови вещество”;
- Виртуальная лабораторная работа по теме: “Давление в жидкости”;
- Творческое задание
- Домашнее задание;
- Итоги урока.
Ход урока:
• Актуализация знаний и постановка задачи.
Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить те знания и умения, которое были приобретены вами при изучении темы “ Давление твердых тел, жидкостей и газов”. А кто - то из вас может быть узнает что-то новое. Эти знания нам очень пригодятся при изучении следующей темы: “Архимедова сила”.
• “Физическая мозаика” (мультимедиа)
Вам представлен набор различных физических величин.
( рис1). За одну минуту вы должны составить из этих величин все известные вам формулы.
После проверки формул ребята сами ставят себе оценку в тетради.
Одна формула (выделенная особо) подвергается тщательному анализу. (р = pgh)
Для закрепления понятия “давление” смотрим видеофрагмент “Давление
столба жидкости”, после чего отвечаем на вопрос:- Какой закон упоминается в
фильме? - В каком случае отпадает приставное дно сосуда? (приложение 1)
• “знакомые лица”
Мы повторили формулы, зависимости, но еще при изучении мы неоднократно сталкивались с учеными, внесшими свой вклад в развитие науки. Вопрос:
- Назовите ученых-физиков, именами которых
обозначают изученные вами единицы измерения
физических величин? (Ньютон и Паскаль)
- Почему вы не упомянули имя Э. Торричелли? (Именем
Торричелли не называется ни дона физическая
величина)
- Сообщение учащихся о Ньютоне и Паскале.
(Фотографии ученых )
• “Гимнастика ума” (решение задач)
1. Азот, заключенный в сосуд, производит на
внутренние стенки сосуда давление 9кПа. Такое же
давление можно произвести, например, нажав рукой
на крышку стола. Объясните, в чем состоит
различие причин, создающих эти равные по
величине давления.
2. Цапля, стоя на одной ноге, оказывает на почву
давление ЗОкПа. Опорная площадь ноги цапли равна
0,015м2. Определите массу цапли. (45кг)
• “Детективная история Шерлока Холмса”
“ Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?”- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик, “это фляжка в виде усеченного конуса.- ответил Холмс- она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: “не переворачивай, взорвется!” Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон,- фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстия. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если ее перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает, и вода начинает вытекать”. Почему? (Давление на дно фляжки зависит от того, как ее держать и каков уровень жидкости.)
• Физкультминутка. (Предложить детям встать, расслабиться.)
Задание: - Кто из вас быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу)
• “Назови это вещество” (мулътимедиа + работа с программой компьютера)
- Определить вещество, плотность которого в
твердом состоянии 2700кг/м3 , а в жидком-
2380кг/м3. В чем причина такого изменения?
- Найдите в таблице вещество, плотность которого
в твердом состоянии меньше, чем в жидком, (вода и
лед) (приложение2)
• Выполнение виртуальной лабораторной работы, (описание прилагается)
• Творческое задание
-Рассчитайте силу, с которой атмосферный воздух давит на обложку вашей тетради, лежащей на столе. Тело, какой массы нужно положить на тетрадь, чтобы оно с такой же силой давило на тетрадь?
• Домашнее задание: составить кроссворд из слов по теме “давление” (не менее 10 слов; можно в электронной версии)
• Итоги урока:
-Что повторили на уроке?
-Что запомнилось?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
Используемая литература:
1. учебник “Физика -7” А.В.Перышкин
2. “Сборник задач по физике” 7-8 класс В. И. Лукашик
3. “Физика” приложение к газете “Первое
сентября” №26, 2000г. ( статья В. И. Елькин, А.В.
Елькин “Истории Шерлока Холмса”)
4. Учебное электронное издание “Физика”
программа Физикон.
Фамилия и имя: ________________________
Класс: _______________
Виртуальная лабораторная работа по теме:
“Давление в жидкости"
Цель: Исследовать зависимость давления жидкости в сосуде от глубины погружения в жидкость, от плотности жидкости.
Ход работы:
Пронаблюдайте, как изменяется давление в жидкости при изменении глубины погружения датчика (не меняя плотность жидкости).
Объясните наблюдаемое:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постройте график зависимости давления жидкости от глубины погружения:
Р (h)
2.Сравнить давление жидкости при изменении плотности жидкости.
Меняя значение плотности жидкости, определите давление внутри жидкости ( не меняя глубины погружения датчика):
Плотность жидкости |
Давление |
p1 = 1000кг/м' | P1 = |
p2= | Р2= |
pз= | Рз= |
3. Экспериментально выясните, как зависит давление жидкости от угла поворота датчика внутри жидкости (не меняя плотности жидкости и глубины погружения датчика):
Угол поворота |
Давление внутри жидкости |
00 | Р1= |
Р2= | |
Р3= |
Объясните наблюдаемое:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод: ___________________________________________________________________________________