Тема урока "В мире птиц" (по предмету "Окружающий мир"). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний, умений и навыков.

(На доске расположены картинки разных видов птиц)

Учитель:

- Посмотрите, сколько птиц “прилетели” к нам на урок.

(Стук в дверь).

- Кто это может быть? Давайте посмотрим! Ой, ребята, это прилетела к нам ворона Каркуша. А что это у нее под крылом? Здесь написано, что это письмо для ребят 1 “А” класса. Давайте прочтем его.

“Дорогие, ребята! Меня зовут Каркуша. Я живу в парке Кусково. Я часто пролетаю мимо вашей школы и смотрю через окно, чем ребята занимаются на уроках. На прошлой недели я заглянула в окно вашего класса. У вас шел урок “Окружающий мир”. Мне все очень понравилось и я решила прилететь к вам в гости. Я хочу узнать, всё ли вы знаете о птицах. Для этого я принесла задания.”

Задание № 1. “Разгадай кроссворд”

- Это не простой кроссворд, а зашифрованный. В нем спряталось слово, чтобы его разгадать, необходимо ответить на все вопросы кроссворда.

1. На болоте обитает
И лягушек поедает.
(Цапля);

2. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух);

3. Зимою краснеют
На голых ветвях.
Весенней порою
Опять улетят.
(Снегири);

4. На шесте дворец,
Во дворце певец
А зовут его …
(Скворец);

5. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока);

- Какое слово зашифровано? (Птица);

- Правильно. Это и будет тема нашего урока.

Задание № 2 “Найди отличие”

На доске рисунок насекомого, птицы и животного (например, жука, синицы и волка)

- Посмотрите на доску, что вы там видите?

- Чем птица отличается от животных, от насекомых? (Дети называют отличия)

- Назовите отличительные черты птицы. (Клюв, перья, крылья)

- А зачем они им? (Клюв – для питания. Перья – для тепла. Крылья – чтобы летать)

Задание № 3 “Опиши птицы”

- Каркуша спрашивает, что это за рисунки у ребят на партах?

- Это, Каркуша, не украшения, а эмблемы. Наш класс разбился на команды. У каждой команды свое название. Давайте, ребята, расскажем нашей гостье как называются наши команды.

1 команда – СОВА.

2 команда – ДЯТЕЛ

3 команда – СНЕГИРЬ

- Каркуша спрашивает, а что вы знаете об этих птицах?

(Команды дают характеристику своей птицы по плану из тетради № 2 О. Т. Поглазовой с. 21)

План:

1. Как называется птица.
2. Домашняя она или дикая.
3. Водоплавающая или нет.
4. Перелетная или оседлая.
5. Где обитает птица.
6. Чем она питается.
7. Чем примечательна.
8. Чем полезна человеку.

Задание № 4 “Раскрась птицу”

- Каркуша, очень довольна вашими знаниями. Но ей хочется проверить, а знаете ли вы как выглядят эти птицы. Давайте возьмем карандаши и раскрасим их.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Надо птичек посчитать.
Раз – веселая синица,
Ей на месте не сидится.
Два – задира – воробей
Спорит с ветром, кто быстрей.
Три – сорока-белобока
Как подпрыгнула высоко!

Задание № 5 “Узнай птицу”

- А теперь Каркуша усложняет вам задания. Нужно узнать птицу по описанию.

1. Это птица гнезда не вьет и интереса к своим детям не проявляет, а подкидывает яйца в чужие гнезда. (Кукушка)

2. Черно-серая или черная. Издает громко “Кар-Кар” (Ворона)

3. А это птица с белыми боками и на своем хвосте новости носит. (Сорока)

4. А это перелетная птица живет у водоемов. О ней написан рассказ “Серая шейка” (Утка)

5. Эта птица никуда не улетает. Он маленькая, серо-коричневого цвета и будит всех своим щебетаньем.

(По мере угадывания рисунки птиц появляются на доске)

- Молодцы! Всех птиц отгадали. Посмотрите, какие они красивые.

О птицах много написано стихов и ребята нашего класса подготовили несколько из них.

(Задание дается на предыдущем уроке)

Задание № 6 “Угадай мелодию”

- Птицы прекрасные певуны. Сколько радости они доставляют нам своим пением. И у нас сейчас музыкальный конкурс. Необходимо узнать птицу по голосу.

(Звучат фонограммы птиц)

 Задание № 7

- Да, ребята, птицы не только радуют нас своим пением. Птицы – это наши помощники.

А как они помогают нам?

Выступление детей (Задание дается на предыдущем уроке):

1. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Он делает двести вылетов за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

2. За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей.

3.Стриж съедает очень много насекомых за лето, если их сложить в одну линию, то она вытянется на целый километр.

4. Дятел стучит не по всякому дереву. Он выбирает “больные” стволы, зараженные личинками насекомых. Дятел быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает из под коры.

5. Над полями и степями днем парят хищные птицы. Они высматривают полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы.

Учитель: - Так птицы работают все лето, помогая нам сохранит леса и сады, урожай фруктов, овощей и зерна. А кроме того они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас весенними звонкими песнями.

Каркуша хочет нам напомнить, что зимой нашим помощникам становится трудно с добычей корма. Ведь не все птицы перелетные. Как нам помочь им? (Надо делать кормушки)

- Что нужно положить туда?

- И ваше домашнее задание такое – сделать кормушку и повесить ее с кормом в нашем парке или около своего дома.

- Каркуше пора с вами прощаться. Она очень рада, что в нашей школе учатся такие хорошие ребята.