Тема урока "Северный костюм"

Разделы: Классное руководство


Цель: Воспитание глубокого уважения к прошлому: традициям и обычаям.

Оборудование: На доске – иллюстрации с изображением пинежского и каргопольского женских костюмов, мужской костюм, карта литературных мест Архангельской области, угол класса стилизован под русскую избу.

Ход занятия

Учитель: Сегодня у нас очередной сбор клуба “Северное слово”. И сегодня мы продолжим разговор о далёкой древности нашего края.

Мы уже говорили в этом году о том, “откуда есть пошло имя поморское …”, говорили о северной иконописи и житиях северных святых: Артемия Веркольского, Лонга Коряжемского, протопопа Аввакума, говорили о том, как строились и обустраивались избы в нашем северном крае и отмечали 125-летие со дня рождения Степана Писахова.

Но сначала давайте посмотрим на карту Архангельской области и вспомним, в какие места нашего края мы уже совершали заочные путешествия и в связи с чем.

(Ответы детей, работа с картой.)

Учитель: А сегодня мы с вами поговорим о народном костюме Севера.

(Музыка 15-20 сек.)

Выступления девушек.

Первая: На вопрос о значимости одежды русский народ ещё в древности ответил пословицей: “Голоден переходит град, а наг ни двора”. Неизвестен автор этого изречения, как безымянны изобретатели, подарившие миру рубашку и шапку, рукавицы и носки, стол и стул, лодку, парус, колесо.

Вторая: Мужской народный костюм был беден и прост: холщовая рубаха, порты, армяк или зипун. На ногах лапти или сапоги. Лишь в праздник мужчины красовались в расшитых рубахах. Зато женский наряд, особенно свадебный, составлял главную ценность в доме. Его готовили годами и хранили в сундуках десятилетиями, передавая по наследству из поколения в поколение. По составу, покрою, расцветке эти костюмы необычайно разнообразны. Каждый район придерживался своих традиций, иногда восходящих к глубокой древности.

Строго различались головные уборы замужних женщин и девушек: первые не имели права ходить с непокрытой головой даже дома.

Первая: Много ли мы знаем о русской народной одежде, о том, как одевались крестьяне, жившие на просторах необъятной России?

За сотни лет в разных концах земли Русской сложились свои особенности в одежде, и люди твёрдо придерживались местных традиций.

Вторая: Среди богатства женских народных костюмов выделяются строгой красотой наряды жительницы Русского Севера – пинежанки. В селениях по Пинеге – притоку Северной Двины, до 1930-х годов женщины носили ещё свою национальную одежду.

Берега таёжной реки долгое время оставались заповедным краем охотников, сплавщиков леса, хранителей тайн народной медицины, богатств русского фольклора и традиций народного искусства. Говорят, и колдуны водились. Долго здесь сохранялись старинные черты домашнего быта, праздники с качелями, хороводами, гуляньями вдоль села и, конечно же, народный костюм.

Третья: Вот свадебный наряд пинежанки. Состоит он из белой тонкого домашнего холста рубахи со сборчатым круглым вырезом у шеи, с длинными узкими у запястий рукавами и белой сквозной, как кружево, вышивкой – перевитью. Сверху надет красный суконный сарафан домашней выработки – пониток, так называли его. Сарафан спереди подчёркивает стройность девичьей фигуры, с боков и со спины ниспадая крупными складками, мягко окутывающими стан. И по цвету он был сказочно красив. Красное сукно горело светлым жаром. Красный свет пульсировал и разливался в глазах. Сарафан уже начинал казаться солнечным одеянием, и пламя его могло остудить только выбеленное на весенних снегах полотно рубашки. Это впечатление полыхания усиливали шёлковые алые платки, заправленные на плечах под лямки сарафана и янтарные бусы на груди.

Но главное в наряде невесты – головной убор. На ней блистала высокая из широкого золотого галуна – хаза, завязанная на затылке парчовыми или красными лентами. Нижняя часть повязки расшивалась звёздами мелким речным жемчугом или белым бисером. На лоб спускалась жемчужная узорная сетка – поднизь.

В свадебном обряде повязка символизировала вольное девичье житьё в родительском доме. Во время расплетания косы повязку снимали. Невеста причитала и просила подругу вновь убрать ей голову по-девичьи:

Уж перечиши меня по-старому да по-прежнему,
Уж положь вольну-то волюшку,
Светлую да светлицу,
Дорогу да девью красоту –
Хазову да повязочку.

В свадебном наряде девушку можно было сравнить со светлой зарёй, с красным солнышком.

Четвёртая: По-своему красива и одежда замужней пинежанки. Женщины носили рубахи-воротушки с красными кумачовыми или пёстроткаными рукавами и синий набойчатый сарафан того же покроя, что и свадебный.

Сарафан подпоясывался тканым узорным шерстяным поясом. Длинные концы его низко свешивались сбоку. На голову женщина надевала повойник – мягкую шапочку, под него убирала заплетённые в две косы волосы. Повойник шился из кумача, а донце часто бывало парчовым.

А в верховьях Пинеги носили кокошник. Его высокое очелье (налобник) расшивалось золотыми нитями. Узоры (кустики) шили в несколько рядов. Над очельем выступал красный валик, напоминавший полумесяц с рожками. Затылок прикрывался мягкой парчовой тканью. Чтобы очелье не сминалось, внутрь под него подшивали кусок бересты. Изнутри кокошник выстилали ситцем. Сказка наяву ! А из каких простых материалов всё сделано. В этом-то и кроется главная тайна народного искусства. Действительно, верно говорится в старой пословице: “Не то дорого, что красного золота, но то дорого, что доброго мастера”.

Пятая:

Погляжу далёко –
Озеро широко.
Озеро широко,
Да белой рыбы много.
Бела рыба щука
Да бела рыба белуга.
Дайте, подайте
Мне шелковый невод,
Выловлю, выловлю
Белую рыбу,
Белу рыбу щуку
Да белую белугу.

Ловить рыбу к столу было тоже женское дело. Девочки рыбачили с малолетства.

Лет 100 тому назад, отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямыми рукавами, “рубахи-рыболовки”. Сарафана в этом случае не полагалось. Только узорным тканым поясом обвязывали талию. Вся рубаха была на виду, поэтому, наверное, она богато украшалась узорным ткачеством и вышивкой. На груди и спине – тканые красные полосы мелких узоров. К подолу пришит широкий край с крупным, вытканным красной нитью ромбическим узором. Рукава вышиты в подражание ткачеству, мелкими-мелкими стежочками и тоже только красным. А вышито вот что.

На плечах по три больших ромба с крючковатыми крестами со множеством отростков внутри каждого. Эти мотивы крючков-крестов образуют как бы розетки. Ветви розеток пронизывает ритм кругового движения, будто вышивальщица хотела изобразить огненные колёса с крыльями. У запястьев вышиты женские фигурки в ряд: одна головой вверх, другая – вниз.

Узоры словно таили в себе какую-то древнюю загадку. От такого наряда веет древними языческими временами.

Юноша: На карте Архангельской области Каргополье не велико. Но в сокровищницу национальной культуры внесло оно свой ценный вклад. Каргополь – один из крупных художественных центров России 15-17 веков, а Каргопольская земля – редчайший заповедник нашего культурного прошлого.

Шестая: Богата узорами каргопольская одежда. Женщины и девушки наряжались в разузоренные вышивкой и ткачеством рубахи – покосницы, в красные сарафаны. Подолы у них расшиты большими ромашками, вокруг которых свернулось по “гусенице”, а их шёрстка завилась “петельками” и “колечками”. Это не просто причудливый узор, а настоящий календарь родной каргополу природы. Большинство мотивов в каргопольской народной вышивке – изобразительные, с фигурами людей, животных, птиц и растений.

Есть на подолах рубах и такой узор: широко раскинула крылья фантастическая двуглавая птица – не то орёл, не то сокол, не то петух. Хвост её словно уходит в землю, а из него произрастают побеги “ращений”. Внутри – как бы объятая птицей Мать-Земля, то подбоченившаяся, то с воздетыми руками. Маленькие птахи окружали её со всех сторон, словно птенцы курышку: сидят на головах, спине, крыльях.

Образ орла в древности связывали со стихией огня. “Летит орёл – дышит огнём”, - говорит один из заговоров.

Седьмая: Было распространено на Каргополье и золотое шитьё. Вышивали платки.

У платов, что подешевле, разузорен лишь небольшой уголок, у богатых весь угол расшит. Украсы “золотых платов” схожи между собой: на одних “большое солнышко”, вокруг которого рассыпаны сверкающие “искорки” и “листочки”. На других – “солнышко” кони в упряжке влекут по дивному райскому саду. Вокруг завиваются гибкими побегами “ращения”, расцветают сказочные цветы. На третьих – из “солнышка” произрастает невиданное древо, раскинувшее свои ветви на “весь вольный свет”. К 1902 году промысел этот исчез почти без следа. Зато долго сохранялось в крае саженье жемчугом, жившее издавна.

Мастерицы-кокошницы создавали удивительные по красоте, но тронутые морозным инеем женские головные уборы, шейные украшения – “наборошники”, “грибатки”. Далеко не каждая каргополка могла иметь кокошник с узорно высаженной жемчугом и спадающей на лоб сеткой – “подницей”. В 18 веке встречались здесь кокошники ценой в 1000 и более рублей, тогда как хорошая лошадь стоила всего лишь 10.

Восьмая: В холодную пору женщины носили душегрею. Душегрея – самобытная русская одежда, носили её женщины всех сословий. Надевали её поверх сарафана. Она была короткой, немного прикрывала талию, и лишь в редких случаях достигала середины бедра.

Шили душегреи из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами либо обшивали по краю декоративной полосой. Иначе душегрею называли шугай.

Кроме душегреи носили шубки. По сути это та же душегрея, только имеет меховой воротник и меховую опушку. Шубка могла быть без рукавов и носилась внакидку. Тогда её называли бугай.

Девятая: А из чего шилась одежда? Главным образом из холстов и шерсти. Зимняя же – из овчин простой выделки. Большинство крестьянских костюмов сшито из домотканых тканей. Для этого употреблялись льняные, конопляные и шерстяные нитки. Их пряли дома и на “беседах” - весёлых сборищах у кого-нибудь из молодёжи в дому.

Покупные ткани всегда в деревнях были особенно желанны. Вплоть до начала XX века в деревне ценились ситец, кумач, ленты, золотые и серебряные галуны, гарусная всех расцветок шерстяная пряжа, шелковые, шерстяные и бумажные платки и шали. Русские крестьянки с большим вкусом умели сочетать в одежде материалы собственного изготовления с покупными, фабричного производства.

Поэтому народный костюм, сделанный одарённой женщиной, владевшей искусством пряхи, ткачихи, вышивальщицы и швеи, всегда отмечен и цельностью и художественностью.

Юноша: Местные различия прослеживались в мужской одежде значительно слабее, чем в женской. Повседневную одежду шили из домотканой клетчатой или полосатой мелкой пестряди, набойки и почти не украшали. Наиболее древней частью костюма была туникообразная рубаха. Она мало подвергалась конструктивному изменению. Застёжку на планке чаще всего делали с правой стороны. Такую рубаху называли косоворотка. Рубаха, штаны, пояс, головной убор и обувь повсеместно входили в состав мужского костюма. Наряду с косовороткой бытовали рубахи с разрезом ворота посередине. Грубая, сшитая из конопляной крашенины рубаха была удобной и долговечной. Порты были однообразны по внешнему виду. Различия касались только некоторых деталей покроя. Пояс несколько раз опоясывал талию. Чаще такой пояс носили с верхней одеждой. На ногах – яловые сапоги. Летом – лапти. В поморских семьях бытовали также и онучи.

Первая:

На горе-то стоит ёлочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела красна девица,
И по плису, и по бархату,
По белому да коленкоричку,
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке:
Шила девица приданое,
Что приданое немалое.

Вторая: Зимними вечерами, при тлеющей лучине, под мерный стук ткацкого станка крестьянка мечтала о вешних зорях, об урожайном годе, о небывалой красоте, что воспета в песнях.

И челнок с цветной пряжей словно вплетал песню в ритмы узора, в суровые нитки основы. Так ткались подолы и полотенца, пёстрые половики.

Нарядность одежд, подобно трудовой песне, делала работу менее утомительной, облагораживала и возвышала её.

(Музыкальная заставка).

Инсценировка.

Бабка: А помнишь, дед, как раньше весело жили.

Дед: А помнишь, бабка, наши северные посиделки: шутили, смеялись, песни величавые пели, новостями обменивались.

Бабка: А когда я у батюшки с матушкой жила, к нам тоже в дом приходили, а матушка так щедро их угощала, а сама приговаривала: “Чем щедрее подаянье, тем быстрее возьмут”.

Дед: Хватит, бабка, молодость вспоминать. Можно и в старости погулять.

(Стук в дверь).

Девушки:

Первая: Здравствуйте, хозяева дорогие.

Вторая: Можно к вам ?

Бабка: Заходите, заходите, гости дорогие ! Лето красное пролетело, осень золотая прошла, пришла пора и по вечеркам ходить.

Девушки:

Первая: Мы пришли напрясть пряжи из шерсти да связать кружево.

(Заходят, садятся).

Вторая: Мне прясть, всё равно, что песню петь, горазд люблю, а колесо-то пряличье так и жужжит, так и напевает.

Третья: А помните, как у Писахова наше дело-занятье описывается ?

Вот вызнялись девки в поднебесье. Все разнаряжены в штофниках, в парчовых коротеньких, в золотых, жемчужных повязках на головах, ленты да шёлковы шали трепещутся – наотмашь летят.

Четвёртая: Все наряды растопырились, девки расшеперились. В синем небе как цветы зацвели !

Пятая: За девками парни о землю каблуками пристукнули и тоже вылетели в хоровод. Девки, парни небе в пляс !

В небе песни зазвенели !

(Р.н.п.)

Третья: А не загостились ли мы, девушки ?

Четвёртая:

Пора, пора домой идти,
Потеряла заря ключи.
Кто эти ключи найдёт,
Тот с улицы домой взойдёт.
А я эти ключи найду,
С улицы домой взойду.

Все: Пора, пора домой идти. Спасибо, вам, хозяева, за привет, за ласку.

Учитель: Проверим, как вы внимательно слушали выступающих.

Игра “Найди ответ”.

1. Как назывался красный суконный сарафан домашней выработки ? (пониток)

2. Жемчужная узорная сетка, спускающаяся на лоб ? (поднизь)

3. Мягкая шапочка из кумача с парчовым донцем, которую носила замужняя пинежанка ? (повойник)

4. Высокая часть кокошника, расшитая золотыми нитями, закрывающая лоб ? (очелье)

5. Как назывались шейные украшения, собранные из жемчуга на Каргополье ? (наборошники, грибатки)

6. Как иначе называлась душегрея ? (шугай)

7. Как называлась шубка, которая носилась внакидку и была без рукавов ? (бугай)

8. Какие сапоги носили мужчины ? (яловые)

Игра “Верю – не верю”.

(Вызывается 1 желающий)

1. Верите ли вы, что в свадебном обряде головная повязка невесты символизировала вольное девичье житьё в родительском доме ? (Да)

2. Верите ли вы, что замужняя женщина плела две косы и не ходила без головного убора даже дома ? (Да)

3. Верите ли вы, что ловля рыбы – это было только женское занятие ? (Да)

4. Верите ли вы, что на каргопольских костюмах вышивали двуглавую птицу, обнимающую Мать-Землю ? (Да)

5. Верите ли вы, что кокошники стоили столько, сколько лошадь ? (Нет)

6. Верите ли вы, что мужская зимняя одежда называлась душегрея ? (Нет)

7. Верите ли вы, что одежда шилась только из домотканых тканей и ни в коем случае не из покупных ? (Нет)

8. Верите ли вы, что на вечёрки собирались только зимой ? (Да)

Учитель: Я вижу, что вы были внимательными слушателями. Молодцы. А теперь давайте запишем тему нашего следующего сбора клуба “Северное слово”, которое состоится в конце декабря – “Умельцы русского Севера” (о народных промыслах).

Можете подготовить доклады, рефераты, выступления, рисунки.

В них вы можете рассказать о каргопольской игрушке, шитье золотом, Городецкой или другой росписи, об умельцах Великого Устюга и другое.

А сейчас я бы хотела поблагодарить всех, кто помог мне организовать этот сбор и выдать вам такие благодарственные листы.

(Музыкальное сопровождение).

Спасибо вам большое, до свидания.