Организация работы кружка "Береста"

Разделы: Внеклассная работа


Содержание

1. Введение…………… 3.
2. Задачи работы кружка ………… 4.
3. Организационные этапы работы… 5.
4. Изготовление шкатулок……………… 6.
5. Изготовление женских украшений … 7.
6. Заключение…………………………… 8.
7. Наши достижения……………… 9.
8. Использованная литература……… 10.

Введение

Организация внеурочной деятельности учащихся

Современное развитие нашего общества требует улучшения качества общей подготовки выпускников школ. Недостаточно рассматривать лишь усвоение школьниками знаний и приобретение ими практических навыков.

“Более всего необходимо, – писал К.Д. Ушинский,- чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейное препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность”.

Исключительно важное и всевозрастающее значение в системе воспитания подрастающего поколения принадлежит внеклассной и внешкольной работе с детьми, которая является важнейшим средством всестороннего развития, формирования активной жизненной позиции школьников.

Чтобы внеурочное время школьников было использовано рационально, содержательно и интересно, как показывает практика, необходима целенаправленная работа каждого учителя, педагога дополнительного образования, успех работы в значительной степени зависит от того, насколько педагог сумеет правильно понять и четко определить свою роль и место, стать организатором внеурочной деятельности учащихся.

Во внеклассных занятиях по декоративно-прикладному творчеству заложен большой воспитательный потенциал.

Задачи работы кружка

Я уже второй год веду кружок “Береста” в школе-интернате для глухих детей. В кружке занимаются 6 учащихся с 5 по 10 класс.

Задача кружка “Береста”:

  • развитие трудовых умений и навыков учащихся;
  • ознакомление с обычаями, традициями, мировоззрением своего народа;
  • психологическая подготовка к общественно-полезному труду и выбору будущей специальности;
  • формирование эстетического вкуса;
  • творческое отношение к труду;
  • умение создавать вещи по законам красоты.

Не зря в народе говорят что, человек который не знает и не хочет знать историю своего народа, не разбирается и в завтрашнем дне. Поэтому, в начале занятий знакомлю детей с традициями, обычаями, мировоззрением нашего народа, со значениями и применением якутских орнаментов, а так же с работами якутских мастеров.

Раскрытие особых культурных ценностей изделий якутских мастеров у школьников формирует эстетический вкус, чувство национальной гордости, патриотизма, высокой гражданственности и человечности, а так же позволяет вооружать их техническими знаниями, раскрывает трудовые навыки и умения, психологическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Изучая изделия народных мастеров, дети внутренне восхищаются и проникают в историю своего народа. У ребят появляется желание самим сделать изделия, похожие на те, которые им понравились.

Организационные этапы работы

Первый этап работы

Для успешного проведения занятий составляю программу с учетом склонностей и интересов учащихся, составляется расписание занятий, провожу беседу с каждым ребенком для выяснения подготовленности и направления будущей работы. Ознакомление учащихся с предстоящей работой, с содержанием занятий. Организация выставки работ учащихся прошлых лет.

Второй этап работы

На втором этапе работы ознакомление детей с обычаями, традициями, мировоззрением своего народа, со значениями национальных узоров, с правилами применения узоров, со способами обработки бересты, а так же с видами инструментов, приспособлений. Обьясняю, как надо правильно пользоваться инструментами, а так же со способами перевода рисунка на материал и способами вырезания. Учитывая тот факт, что от первого задания зависит очень многое, даю задания небольшие по обьему например, вырезание простых геометрических узоров, простых фигурок, затем усложняем задание, в ходе задания поддерживаю советами, показываю как надо делать ту или иную работу, исправляю ошибки. Обязательно перед занятием провожу инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами.

Изготовление шкатулок

Как обычно на такую работу идет 3-5 занятий, учащиеся приобретают первоначальные навыки работы с режущими инструментами. Для работы выбираем более простые, легкие в исполнении узоры, при желании учащиеся сами дополняют изделия своими элементами, не нарушая канона.

В ходе работы поддерживаю советами, исправляю ошибки. При осмотре законченного изделия никогда не критикую ребенка, но и слишком не восхваляю, делаем анализы, даю советы для дальнейшей работы. Как правило, первая сделанная своими руками вещь радует, одухотворяет ребенка. Дети берут работы с собой, делятся своими первыми успехами со своими родителями.

Изготовление женских украшений

В начале занятий – ознакомление с назначением национальных женских украшений из бересты, демонстрация работ якутских народных мастеров А.С. Христофоровой, П.П. Гермогенова и др.

Затем учащиеся приступают к составлению эскиза будущих изделий, работа занимает 2-3 занятия, в ходе работы поддерживаю советом, исправляю ошибки. Этот этап работы дает повторение, углубление знаний по значениям и применением якутских орнаментов, так как на женских украшениях применяется наибольшее количество орнаментов. После составления эскизов дети приступают к изготовлению нагрудных украшений, этот этап включает: обработку бересты, перевод орнамента на материал, резьбу по бересте. Эта работа трудоемкая, ответственная, требует много времени, сил, выдержки и сосредоточенности. Дети понимают, что занятие в кружке не забава, не пустое провождение времени – это творческая самостоятельная работа. Походу работы в кружке дети становятся более ответственными, самостоятельными, заинтересованными своей работой и не опаздывают на занятия, не пропускают, а ждут нетерпением следующего занятия.

Я заметила, что большинство ребят хотят изготовить именно женские украшения и видят в нем конечный итог работы, который приносит им большую радость, самоудовлетворение, самоутверждение. Главная цель – это приобретение знаний, умений и навыков по работе с берестой, по изготовлению определенного обьекта труда, поэтому стараюсь планировать занятия так, чтобы на каждом из них ребята занимались производительным трудом осмысленно и творчески.

Заключение

Знакомство учащихся с предметом народного творчества и непосредственная работа с берестой оказывает большое внимание на развитие детского творчества. Характер якутского народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие – эффективные средства для умственного и физического развития детей. Таким образом, народные традиции в декоративно-прикладном творчестве стимулируют детей самостоятельным действиям. Сам процесс занятий сочетается с задачами эстетического и трудового воспитания учащихся.

Эстетическое воспитание – это значит общение с произведениями народного искусства, обучение и творческий анализ произведения искусства, дать оценку различным художественным изделиям, замечать природную красоту. Процесс воспитания связан с развитием у учащихся воображения, фантазии, творческой интуиции, здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса.

Во время занятий в кружке дети становятся собранными, более ответственными, учатся правильно организовать свое свободное время, развивается воображение, фантазия и учатся уважать чужой труд. Конечным результатом работы кружка является организация выставок, участие на внутри школьных, городских, республиканских выставках декоративно-прикладного творчества учащихся. Успешное участие в различных выставках, конкурсах, выставках-продажах, обмен опытом со своими сверстниками из других школ, удовлетворение результатами своего труда дает стимул в дальнейшей работе и ребята с новой силой, с новыми идеями продолжают работу.

Наши достижения

За год работы кружка “ Береста”:

Ильин Андреян – 2 место в республиканском фестивале детского творчества “Утренняя звезда”, награжден Дипломом 2 степени и ценным подарком;

Стручков Виталий – награжден “Благодарственным письмом” Министерства образования Республики Саха (Якутия), за творческое участие в 25 Республиканской выставке прикладного творчества учащихся “Радуга Севера”, посвященной 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и Году Олонхо;

Прокопьев Толя, Кириллин Виктор, Кривошапкин Сергей- 3место в конкурсе детского творчества в рамках 6 специализированной выставки и товаров для женщин “Красота без границ лето 2007”.

Использованная литература

  1. Акимов В.А., Неустроев Н.Д. Производительный труд сельских школьников: пед. Аспекты. М.: Академия, 2001.- 136 с.
  2. Версинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. Минск,1983.
  3. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / (И.Г. Багрова и др.); под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 655с.- (Коррекционная педагогика).
  4. Неустроев Н.Д., Акимов В.В., Егоров В.Н. Декоративно-прикладное искусство народов Севера в трудовом воспитании школьников. М.: Асеdеmiа, 2001.-136с.
  5. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. -176с.
  6. Практикум по использованию элементов якутского народного прикладного искусства на уроках трудового обучения: Метод. реком. Якутск, 1989.
  7. Фришман. Мет. Работы дополнительного образования детей. Художественные кружки: программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. М.: Просвещение, 1991.- 208с.