Программа волонтерской работы "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Разделы: Классное руководство


Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с классным коллективом. В настоящее время я являюсь классным руководителем 9 класса. За время совместной работы у нас с ребятами был накоплен достаточный опыт в утверждении позитивного отношения к здоровому образу жизни, и мы решили, что можем повести за собой. На помощь пришла идея волонтерского движения.

Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений молодежи.

Свою волонтерскую деятельность мы решили направить на пропаганду здорового образа жизни среди младших школьников. Так появилась программа волонтерской работы “Мы выбираем здоровый образ жизни”. Программа рассчитана на учеников начальных классов. При планировании занятий учитывались возрастные особенности детей.

Пояснительная записка

В основе программы лежит развивающее психолого-педагогическое воздействие и совместное разновозрастное воспитание детей, участвующих в ней.

Традиции разновозрастного воспитания имеют глубокие корни и присущи многим культурам мира, особенно тем, где в семьях издавна воспитывалось много детей и где старшие братья и сестры воспитывали младших, обучая их элементарным навыкам.

Практика показывает, что в наше время значимость такого воздействия актуальна и действенна. Старшие ребята являются для детей не только проводниками знаний, но и образцом правильного поведения. Данная программа составлена на основе программы “Малыши и няньки” под ред. Асланиди и Потапова.

Главным направлением программы является сохранение здоровья школьника.

Цель программы – формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Задачи:

- дать понятие и представление о здоровье и его значимости;
-показать важность режима дня, правильного питания, гигиенических процедур для здоровья младшего школьника;
-утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Для достижения поставленной цели и задач предполагается использование различных приемов работы: беседа, сочинение сказок, создание агит-листков и т.п.
Деятельность участников волонтерского движения строится на принципах:
- добровольность;
- самоуправление;
- непрерывность и систематичность;
- осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности;
- ответственное отношение к деятельности.

Содержание программы

Тема

Цели

Приемы

1.Что такое здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

2. Для чего нужен режим дня?

3. Делу время – потехе час.


4. Почему рано вставать полезно для здоровья

5. Зачем нужно умываться? Как это делать правильно?

6.Что полезно и что вредно для зубов?


7.Почему устают глаза?


8.Осанка и здоровье


9.Питание и здоровье

10.“Все время жуют только коровы”

11.Движение – это жизнь

Дать понятие здоровью как главному фактору долголетия человека.


Дать представление о значимости режима дня в жизни младшего школьника.

Показать значение правильного отдыха в организации учебного труда школьника.


Показать важность правильной организации сна для успешной учебы. Воспитание чувства прекрасного от общения с природой.

Показать значение гигиенических процедур для сохранения бодрости на весь день.

Показать значение сохранения здоровья зубов с раннего возраста. Привитие основных гигиенических навыков.

Показать значение сохранения зрения с раннего возраста. Привитие основных гигиенических навыков.

Показать значение сохранения правильной осанки в целях профилактики сколиоза.

Показать значение правильного питания для сохранения здоровья школьника.

Познакомить с правилами этикета.

Показать значение подвижного образа жизни в сохранении здоровья человека.

Беседа


Сочинение сказок, разыгрывание сценок

Обсуждение пословиц на тему “работа отдых”, их выучивание.

Чтение стихов об утре. Беседа о красоте природы в утренние часы.

Создаем агит-листки


Опыты. Викторина “Мои зубы”


Полезные советы.


Практическое занятие


Рисуем полезные продукты.

Создаем агит-листки.Игра “Этикет”

Веселые старты

Разработка занятия по программе “Мы выбираем здоровый образ жизни”

Тема: Что полезно и что вредно для зубов?

Цели:

1.Показать значение сохранения здоровья зубов с раннего возраста.
2. Привитие основных гигиенических навыков.
3. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: Зеркальца, рисунки “Строение зубов”, плакаты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Загадка

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.

Волонтер 1: О чем эта загадка? (губы, зубы) для чего нам нужны зубы? Нужно ли их беречь?
Сегодня мы с вами узнаем, как сохранить наши зубы, что для этого необходимо делать.

2. Основная часть

Волонтер 2: Давайте возьмем зеркальца и посмотрим, как дела у наших зубов.
Сколько зубов должно быть у человека? Все ли зубы одинаковые? Почему?

Зубы предназначены для участия в процессе еды: резцы (четыре передних зуба) откусывают куски, клыки (“глазные зубы”) разрывают пищу, а моляры и премоляры (большие и малые коренные зубы) перемалывают и перетирают ее. Третьи моляры, расположенные в глубине, известны как зубы мудрости и редко прорезаются до 17-21 года. Такие функции зубов отличают человека как от хищников (например, тигров и львов), так и от травоядных животных (таких, как лошади и коровы). В отличие от тех и от других, мы способны есть и мясную, и растительную пищу. Иными словами, человек всеяден.

Волонтер 3: Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на наших зубах образуется налет. Когда мы едим что-либо сладкое, то тоже “ест сладкое”, разрастается и превращается в кислоту. Кислота скапливается на наших зубах, на зубной эмали, разрастается и превращается в “кислотного монстра”, или кариес

С этой болезнью приходится сталкиваться жителям любого уголка мира. Причиной болезни является кислота, которая сначала разрушает эмаль, а затем и дентин, вызывая зубную боль. Со временем, при отсутствии лечения, кислота начинает разъедать пульпу, что сопровождается острой болью, а проникающая в нее инфекция, в конце концов, приводит к воспалению. Употребление большого количества сладкого, легкие закуски в перерывах между основными приемами пищи приводят к увеличению выработки кислоты и способствуют прогрессированию кариеса. Кариес в основном возникает или в потрескавшейся части зуба, или между зубами; чаще всего он поражает молочные зубы. Это заболевание, как правило, не успевает развиться, если вы часто посещаете стоматолога, так как выявляется на ранней стадии.

Волонтер 4:

- Как бороться с кариесом? Посмотрите на рисунки, они помогут вам дать ответы.

Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты –
Очень важные продукты.
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.

Волонтер 1: Ребята, а какая пища помогает зубам?
Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы поднимайте картинки со здоровым или больным зубиком. Это зависит от того, какой продукт полезен или вреден для зубов.

Часто кушать как попало
Вам, ребята, не пристало.
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, орехи, сыр,
Овощи, поп-корн, кефир.
Вам тогда не повредит
Кариес – зубной бандит.

Волонтер 2: Ребята, только ли кариес вредит зубам?
Давайте вместе выведем правила безопасности для зубов.
(ребята формулируют правила и записывают на плакат)

  • Будь осторожен при катании на велосипедах.
  • Веди себя спокойно в общественных местах: не дерись, не толкайся, не ставь подножки.
  • Не открывай зубами бутылки и не бери в рот металлические предметы.

Волонтер 3: Запомнили ли вы, как надо относиться к своим зубам? Мы сейчас это проверим.

Вам мальчишки и девчонки,
Мы частушки пропоем.
Если наш совет хороший,
То вы хлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите “нет”, “нет”,”нет”.

Волонтер 4:

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Волонтер 1:

Не грызите лист капустный:
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?

Волонтер 2:

Маме говорила Люба:
“Я не буду чистить зубы”.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом-каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?...

Волонтер 3:

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять,
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?...

Волонтер 4:

Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С полу щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ?
Молодчина Люда?...

Волонтер 1:

Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не почистив зубы-
спать идти нельзя.
Мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Волонтер 2:

Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?...

Волонтер 3:

Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Волонтер 4:

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?...

Волонтер 1:

Вы, наверное, устали,
Пока здесь стихи читали.
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что нет.

Волонтер 2: Ребята, кариес перепутал все буквы у нас, теперь мы не сможем закончить занятие. Помогите нам!

(и е б е г р у ы б з ! – Берегите зубы!)

Молодцы! А теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу!

Литература:

1. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы/Под ред. В.Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 1999.
2. Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-11 классов школ, гимназий, лицеев: Нетрадиционные методы индивидуального оздоровления на уроках. - Казань, 2003.
3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: Сфера, 2003
4. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – Сфера, 2003.