Цели и задачи урока:
1. Пополнить и систематизировать знания детей о тепловых поясах.
2. Совершенствовать навык чтения карты тепловых поясов страны и Кемеровской области.
3. Развивать наблюдательность и познавательный интерес.
4. Воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.
Оборудование: карта природных зон, карта Кемеровской области, книга “Мира не узнаешь, не зная края своего”, цветные фишки для голосования, рисунки обитателей холодного и умеренного поясов, маршрутные листы, Атлас Кемеровской области для школьников.
I. Организация класса на урок.
1) Послушайте мой рассказ и определите, о каком природном поясе идёт речь.
- Здесь суша и море почти круглый год покрыты льдом и плотным слоем снега, по которому можно ходить не проваливаясь. Здесь очень суровый климат: зима продолжается дольше, чем учебный год, а лето длится всего один месяц. Косые лучи солнца не могут как следует прогреть землю, и поэтому за лето успевает оттаять только самый верхний слой почвы, ниже которого сохраняется вечная мерзлота. Следовательно, корни растений очень маленькие, а сами растения низкорослые. Несмотря на суровый климат, этот регион населяют и кормильцы, и едоки, и мусорщики.
- О каком тепловом поясе идёт речь? Покажите его на карте.
- Назовите представителей едоков, кормильцев и мусорщиков, которые населяют холодный пояс.
2) Работа в группах.
- У вас на столах лежат наборы картинок, выберите обитателей холодного пояса, расскажите об одном из них.
1 группа – морж;
2 группа – белый медведь;
3 группа – синий кит.
- Прослушивание и дополнение ответов детей.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Продолжаем исследовать нашу планету. Посмотрите фрагмент видеофильма и попробуйте сформулировать тему урока (просмотр фрагмента видеофильма “Путешествие листочка”).
- Прослушивание детских ответов, корректировка и формулирование темы.
- Мы действительно будем говорить о лесных массивах. Но как вы думаете, может ли такое огромное количество могучих деревьев произрастать в холодном поясе? Почему? Открытию этих тайн и будет посвящён наш урок.
III. Совместное открытие знаний.
- Южнее от холодного пояса располагается умеренный пояс. Если посмотреть на карту природных зон, то можно заметить, что умеренный пояс также как и холодный делится на несколько зон.
1) Работа с картой (показ учителя и детей).
- Каким цветом окрашены природные зоны умеренного пояса на карте?
- Ребята, вы сейчас рассмотрели карту. Скажите, а в каком тепловом поясе находится наша маленькая Родина?
2) Краеведческий материал. (Приложение 3)
- Взглянув на карту Кемеровской области, видим, что зелёным цветом окрашено практически всё обширное побережье реки Томь – от Новокузнецка на юге, до Сибирской магистрали на севере. Крупнейшие лесные массивы расположены в восточной и южной частях области. Высокогорными сосново-лиственными лесами покрыты склоны гор Кузнецкого Алатау.
3) Работа в группах.
- Чтобы больше узнать об умеренном поясе, предлагаю работать по группам, и 2 человека будут изучать растительный и животный мир Кемеровской области. Каждая группа изучает свой раздел по учебнику, делает выводы, заполняет маршрутный лист (Приложение 1.) и делятся полученными знаниями со всем классом. Во время работы не забывайте о правилах работы в группах (Приложение 2.)
1 группа – исследует климат (с.15)
2 группа – изучает растительный мир (с.16)
3 группа - изучает животный мир (с.17)
IV. Проговаривание.
1) Каждая группа делится полученными знаниями и зачитывает заполненные маршрутные листы.
2) Вопросы для обсуждения (ответы дети находят на страницах учебника).
- Все видели такого представителя среди растений как лиственница. Как вы думаете , какое это дерево – хвойное или лиственное? (с.18 №8)
- В наших лесах обитает клёст. Что интересного узнали об этой птице? (с.17 №5)
V. Применение полученных знаний.
- Мы много говорили о лесах умеренного пояса. Как вы думаете, какую роль играет лес для человечества? (с.18 №7)
VI. Итог урока.
Деловая игра.
- Ребята, сегодня нам необходимо решить очень важный вопрос. Все вы знаете, что на правом берегу реки Томь находится сосновый бор. Сегодня нам важно решить его судьбу. Есть два предложения: вырубить бор и на его месте построить детскую площадку с большими кортами, с площадками для катания на роликах или сохранить бор в его первозданном виде. Решим этот вопрос голосованием. Голосуем цветными фишками: красный цвет – вырубить, зелёный цвет – оставить бор.
- Счётная комиссия подводит итоги голосования и оглашает их.
VII. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о представителях животного и растительного мира Кемеровской области.