Цель:
- повторить изученные произведения;
- воспитывать интерес к литературным произведениям;
- прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам;
- развивать устную речь, внимание, память.
Ход классного часа
Класс разбит на 2 команды. В каждой команде есть капитан, каждая команда имеет свое название «Незнайка» и «Буратино».
Стулья расставлены полукругом. Каждой команде задается вопрос по очереди, если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблему. В конце викторины у какой команды будет больше эмблем, та команда и победит.
Оборудование для викторины: сказочные персонажи Незнайка и Буратино; «черный ящик», грамзаписи для музыкальных пауз, ширма, две куклы с книжками, волшебная палочка, иллюстрации для сказок «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Где обедал воробей», «Бременские музыканты», «Муха-цокотуха».
Предметы для черного ящика: швейная игла, мочалка.
Ведущая классного часа одета в костюм Мальвины.
Заход учеников в класс под музыку.
Здравствуйте ребята! Я к вам пришла из сказки, чтобы кое-что проверить.
Сейчас я вам покажу небольшую сценку, а вы должны будете отгадать о чем мы с вами будем говорить. (захожу за ширму и показываю сценку.
Две книжки.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…
Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.
И сегодня я проверю, какие вы читатели и все ли сказки знаете.
Я вас сейчас разделю на команды. (1-й полукруг – команда «Незнайки», 2-й полукруг команда «Буратино»). Каждая команда будет отвечать на мои задания по очереди, если команда не может ответить на мой вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблемку. И у какой команды больше наберется эмблем, та команда и победит.
Звучит музыка.
- Внимание – «черный ящик». Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (игла)
- В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)
- Из какой сказки эти слова? (включается запись)
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые –
Все скорлупки золотые.(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
- Внимание – «черный ящик»! (звучит музыка). Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Назови автора и название сказки. (Крокодил проглотил мочалку в сказке К. Чуковского «Мойдодыр»).
- Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)
- «Я пришла из сказки Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как меня зовут?» (Дюймовочка).
- Кто написал эти слова? (включается запись).
Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.(С.Я. Маршак «Где обедал воробей»)
- А сейчас каждой команде нужно найти четырех героев одного произведения, назвать это произведение. (на доске)
а) Колобок, волк, Муха-цокотуха, медведь, бабушка-пчела, девочка, комар, Василиса, стойкий оловянный солдатик, кузнечик. (К. Чуковский «Муха-цокотуха»)
б) Осел, лиса, Емеля, петух, Ванечка, Собака, Чип и Дейл, Кот, Машенька, дядя Степа. («Бременские музыканты»)
Включается запись урагана.
- Ой, ребята, ураган нам все пословицы перепутал. Давайте найдем вторую часть пословицы. (пословицы лежат на столах). Чья команда правильно и быстро составит пословицы, та и получит эмблему.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
С книгой жить – век не тужить.
Глаза страшатся, а руки делают.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Подведение итогов. Итак, о чем же мы с вами сегодня беседовали?
Молодцы ребята!
Пока команды считают свои эмблемы я расскажу вам стихотворение Н. Найдёновой.
Мой друг.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Награждение команд грамотами и раздача книг.
Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы теперь всех будете учить как обращаться с книгой…..
До новых встреч!
Волшебной палочкой дотрагиваюсь до каждого и ученик уходит.