Цели и задачи урока:
- Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области.
- Обеспечить усвоение музыкальных и художественных понятий, исторических фактов, формирование эмоционально нравственного отношения к музыки.
- Воспитание патриотизма, гордости за Родину, причастности к её славному прошлому.
Оборудование урока:
- Портреты русских композиторов А. Бородина, М. Глинки, С. Прокофьева.
- Репродукции с картин русских художников И. Репина, В. Васнецова, П.@Корина, И. Глазунова и А. Кившенко.
- ТСО: диапроектор со слайдами, видеомагнитофон, проигрыватель, пластинки.
Ход урока
Дети входят в класс под музыку С. Никитина «Песня о маленьком трубаче».
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас интегрированный урок, на котором мы попытаемся проследить связь музыки с изобразительным искусством.
Искусства возникают не на пустом месте. Все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот, и почва эта – Сама жизнь!
В прошлом полугодии мы узнали о том, что музыка и литература обогащают друг друга. А как вы думаете, музыка и изобразительное искусство могут жить друг без друга?
Не спешите отвечать. Давайте послушаем музыку.
Прежде чем прозвучит оркестровое исполнение, послушайте тему на фортепьяно. (Учитель играет на фортепьяно главную мелодию 1-й части из 2-й симфонии А.Бородина).
Учитель: Какая это музыка? Она что-то выразила или изобразила?
Уч-ся: Музыка эта изобразительная.
Учитель: Какое чувство вызывает эта тема?
Уч-ся: Она вызывает чувство решительности, сосредоточенности.
Учитель: Какой образ создаёт?
Уч-ся: Внутренне представляется какой-то мужественный, героический образ.
Учитель: Правильно, молодцы! А теперь я предлагаю Вам послушать ту же музыкальную тему, но в исполнении симфонического оркестра. Слушая музыку, почувствуйте её, подумайте, а затем ответьте: Может быть, ещё какие-то темы будут звучать? (Звучит экспозиция 1-й части 2-й симфонии А.Бородина – произведение пока учителем не называется).
Уч-ся: Звучала музыка мужественная, суровая, сосредоточенная, решительная, на смену ей пришла удивительно душевная, распевная, песенная, раздольная тема, а затем снова возвратилась суровая мужественная музыка.
Учитель: А как вы считаете, это музыкальное произведение создал русский или зарубежный композитор?
Уч-ся: Только русский композитор, потому что зарубежный никогда такую музыку не напишет. Уж очень она русская.
Учитель: Совершенно верно! Вы абсолютно правы. Автором этой музыки является русский композитор А. Бородин, а произведение называется «Богатырская» симфония.
Учитель сообщает краткие сведения о композиторе: Александр Порфирьевич Бородин родился в 1833 г. и умер в 1887 г. Природа одарила этого человека множеством талантов – могучий разум учёного, гений композитора и литературное дарование. Сорок две научные работы, среди которых немало выдающихся. Известная на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепьянных произведений, романсы и песни, блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.
Далее учитель обращает внимание учащихся на стенд, на котором помещены репродукции картин: И. Репина «Протодьякон», В. Васнецова «Богатыри», П. Корина «Александр Невский», И. Глазунов «Два князя», А.Кившенко «Военный Совет в Филях»
Учитель: Какая из картин могла бы проиллюстрировать «Богатырскую» симфонию?
Дети выбирают картину «Богатыри» В. Васнецова и зачитывают карточку с описанием сюжета картины.
Содержание карточки: «Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, художник воплотил идею величия и могущества русского народа.
Учитель: «Что общего между музыкой Бородина и картиной Васнецова? Что роднит эти два произведения?
Уч-ся: И композитор, и художник прославляют образ русского богатыря – могучего защитника Родины.
Учитель: У меня такой вопрос. Случайно или закономерно то, что так много произведений различных видов искусств посвящено героической богатырской теме?
Уч-ся: Искусству интересен человек, образ которого ярче всего раскрывается в критических ситуациях.
Учитель: Ребята, давайте подумаем и попробуем разобраться, а что такое подвиг?
Уч-ся: Подвиг может совершить не каждый. Слабый духом человек не способен на подвиг. Только люди сильные духом, любящие свою Родину и народ, способны совершить подвиг.
Учитель: Вы говорите очень мудрые слова. Подвиг – это есть высшее проявление красоты человеческого духа.
Учитель: Ребята! Давайте вспомним и назовём истинных героев - богатырей земли Русской.
Уч-ся: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Иван Сусанин, Михаил Кутузов…
Учитель обращает внимание детей на стенд, где размещена картина А. Кившенко «Военный Совет в Филях».
Учитель: Ребята! Что изображает картина?
Уч-ся: На картине изображены русские генералы во главе с фельдмаршалом Кутузовым, которые решают судьбу Москвы. Сдавать её французам или нет. Принято нелёгкое решение. Москву сдать, чтобы сохранить армию.
Учитель: Молодцы! Правильно. А композитор С. Прокофьев пишет оперу «Война и мир» по роману Л. Толстого. Мы разучили с вами фрагмент из этой оперы – арию М. Кутузова.
Дети исполняют главную мелодию арии Кутузова.
Учитель: О чём поёт Кутузов? Сколько частей в арии?
Уч-ся: В арии три части. В первой части звучит скорбь. Войска должны оставить Москву. Во второй части звучит ненависть к врагу. В третьей части слышится вера в грядущую победу над врагом.
Учитель: Правильно ребята. Мудрость полководца Кутузова спасает Россию от врагов. Слушая эту арию, кого мы ещё невольно вспоминаем?
Уч-ся: Вспоминаем Ивана Сусанина, который ценой своей жизни спас Москву от иноземцев.
Героизм русского народа живёт во все времена. Во время Великой Отечественной войны подвиги совершали не только взрослые, но и дети. Ярким примером этому служат образы ребят - героев, которые ценой своей жизни спасали нашу Родину от врагов.
Дети читают стихи:
Мы помним всех отважных бойцов
Наших дедов и наших отцов
И взрослых, и тех, кто был ещё мал
Но всё равно, как мог, воевал
Исполняется песня С. Никитина «Песня о маленьком трубаче».
Далее в классе идёт обсуждение песни.
Учитель: Завершая наш урок, мы можем с вами сделать вывод, что музыка может вызвать в нашем воображении различные живописные образы, и даже определённые картины.