Сегодня образование необходимо рассматривать как производство человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальный капитал. Центральной проблемой реформирования образования является повышение его качества. Изменение образовательных потребностей и условий их реализации требуют повышенного внимания к качеству образования.
Не вызывает сомнения тот факт, что старшая школа занимает ключевое место в современном образовании, по результатам ее выпускников судят об эффективности всей системы. Концепция профильного обучения определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями. Уверены в том, что именно лицей является тем многомерным пространством, которое позволяет: лицеистам – самоопределиться и самореализовать себя в разнообразных видах деятельности, удовлетворить свои образовательные запросы; педагогам – создавать условия для социализации учащихся; родителям – участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг.
Требует своего разрешения проблема адаптации молодежи к новым условиям общественного бытия. Так, по данным социологических исследований лицея, для существенной части выпускников (53%) характерно отсутствие системного мышления, способностей ориентироваться в незнакомой ситуации, практических навыков в решении возникающих проблем, в то время как эти качества являются необходимой основой мобильности, адаптивности будущего специалиста в изменяющемся мире труда.
Анкетирование основных участников образовательного процесса показало, что спроектированная модель отражает социальный заказ к образовательным услугам в образовательном учреждении: со стороны учащихся (“Пусть образование поможет мне состояться в жизни” - 83%); со стороны родителей (“Обучение должно дать моему ребенку возможность для достижения успеха в жизни, прочные знания” - 78%); со стороны педагогов (“Образование должно способствовать становлению выпускника-гражданина России” - 100%).
Отсюда вытекает задача педагогов-практиков – помочь старшекласснику в труднейшем и ответственейшем для него процессе выбора своего дальнейшего жизненного пути и становления его как личности на новой ступени социального развития. В этой связи допрофессиональная подготовка старшеклассников (предпрофильная подготовка и профильное обучение) становится предметом пристального внимания и изучения со стороны администрации, педагогических работников и родителей обучающихся лицея.
Проделанный нами анализ сложившейся практики допрофессиональной подготовки старшеклассника позволил выявить противоречия между:
- потребностью общества в выпускнике, готовом к осознанному выбору профессии и осуществлению образовательно-профессиональной деятельности, и недостаточным наличным уровнем адаптированности современного выпускника общеобразовательной школы к получению высшего профессионального (юридического) образования;
- необходимостью целесообразно организованного процесса допрофессиональной подготовки старшеклассников к высшему профессиональному образованию в вузах системы МВД РФ, учебных заведениях Министерства обороны РФ, и недостаточным практическим решением этой проблемы в соответствии с новыми реалиями жизни;
- потребностью в способах оптимальной организации учебно-воспитательного процесса для достижения высокого качества образования и отсутствием модели допрофессиональной подготовки, обеспечивающей индивидуально-ориентированный подход к обучающемуся в однопрофильном (юридическом) лицее инновационного типа.
Следовательно, основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в организации образовательного процесса, а также в критериальной базе оценки работы лицея. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала. Учитель должен иметь свободу в выборе средств, методов и форм обучения, способов экспертизы знаний учащихся. Выбор должен стать психологическим механизмом сохранения индивидуальности субъектов образовательного процесса. В этой связи глобальной и настоятельной оказывается потребность развития творческого потенциала человека, его способностей к успешному самоопределению в жизни как в общечеловеческом, так и в профессиональном плане.
Допрофессиональная подготовка является неотъемлемой частью общего процесса самореализации человека в социуме (Ю.А. Александровский, С.А. Беличева, Д.В. Колесников, Г.И. Царегородцев, В.А. Ядов и др.) и характеризуется готовностью к вхождению в профессионально-трудовую деятельность (В.Ф. Романченко, З.Г. Клименко, В.И. Егоров), включением в систему производственных отношений (Б.И. Адаскин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Михалычев и др.), формированием индивидуального стиля деятельности через раскрытие способностей и склонностей учащихся (А.А. Реан и др.).
Таким образом, методологическую основу опытно-экспериментальной работы (2007-2009 гг.) по предпрофильной подготовке и профильному обучению в лицее составили положения:
- о системе и способах оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский);
- о социально-деятельностной сущности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- о социальных и психолого-педагогических проблемах развития учащихся подросткового и юношеского возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Щукина и др.);
- об организационных условиях активизации процесса профессионального самоопределения учащихся (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, М.С. Савина, С.Н. Чистяков и др.);
- об управлении процессом формирования и развития учащихся посредством создания педагогических условий в образовательном учреждении (Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова, А.Н.Тубельский, Г.Д.Ридер, А.О.Зверев и др.).
В качестве методологической основы спроектированной модели организации допрофессиональной подготовки выступает системный (И.В. Блауберг, А.А. Макареня, Э.Г. Юдин и др.) и личностно-деятельностный подходы (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн и др.), обеспечивающие раскрытие потенциальных возможностей личности в деятельности.
В основу модели положена концепция гуманизации (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.А.Сухомлинский и др.) и демократизации образования, теория личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, (И.А. Алексеев, В.Г. Селевко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), взаимодействия социального и индивидуального в развитии человека, теория профессионального самоопределения, становления и самореализации личности на основе допрофессиональной подготовки.
Новизна нашего проекта заключается в том, что впервые спроектирована модель однопрофильного (юридического) лицея инновационного типа, заключающаяся в создании условий для самоопределения и самореализации обучающихся 8-9-ых и 10-11-ых классов.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная модель допрофессиональной подготовки как фактор повышения качества образования может быть использована общеобразовательными учреждениями, реализующими программы профильного обучения.
Мы предположили, что модель организации допрофессиональной подготовки обучающихся 8-11-ых классов явится фактором повышения качества образования и основой успешного самоопределения старшеклассника, если:
- сформировать устойчивую мотивацию обучающихся 8-11-ых классов к профессиональному обучению с учетом их интересов, склонностей, индивидуально-психологических особенностей;
- внедрить такой способ оптимизации учебно-воспитательного процесса, при котором взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения без перегрузки всех участников образовательного процесса:
а) реализовать модель лицея полного дня для обучающихся 8-9-ых классов для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в доступном и качественном образовании;
б) осуществить переход на индивидуальные учебные планы для обучающихся 10-11-ых классов;
- реализовать программу психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие адаптивного потенциала старшеклассников, сохранение и укрепление здоровья лицеистов;
- использовать активные методы и формы в учебно-воспитательном процессе лицея, предполагающего оптимальную реализацию образовательных потребностей обучающихся и приобретение ими опыта социальной и профессиональной деятельности;
- обеспечить реализацию комплекса социально-педагогических условий, влияющих на процесс допрофессиональной подготовки (взаимодействие различных социальных институтов в осуществлении допрофессиональной подготовки, обеспечивающих расширение сферы подготовки, большую информированность выпускников в период профориентации; создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся; осуществление целенаправленной подготовки педагогического коллектива к обеспечению допрофессиональной подготовки старшеклассников).
Перейдем к описанию спроектированной модели организации допрофессиональной подготовки лицеистов.
I этап модели – “Самоутверждение” (8–9-е классы)
Поскольку одной из основных особенностей этого возрастного периода выступает стремление к самоутверждению себя в роли взрослого, к деятельности, дающей шанс на возможность самореализации. Исходя из этого, образовательный процесс в лицее организован таким образом, чтобы обучающийся имел возможность получить информацию о себе (как в процессе анализа деятельности, так и на индивидуальной консультации специалиста), освоить приемы психофизической саморегуляции, развить навыки конструктивного общения, помощь в самопознании.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей 8-9-ых классов. Она не удовлетворяется отсутствием в классе неуспевающих, а приводит к максимально возможным успехам. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних и преломляемых личностью внешних условий, непосредственно влияющих на успешность ее учения. Ориентация на зону ближайшего развития (Л.С.Выготский) позволяет иметь непрерывный рост возможностей каждого лицеиста.
Перед нами стоит задача не развивать опыт создания школ продленного дня, а с учетом его построить новую систему организации образовательного процесса в учреждении. Лицей полного дня в настоящее время строится на разумном сочетании образовательных, творческих и досуговых интересов детей.
Дополнительное образование осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях – студиях, секциях, кружках и т.п. Для реализации программ дополнительного образования лицеем заключены договора о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, психолого-медико-социальными центрами.
Работа лицея в режиме полного дня технологически и организационно позволяет успешно сочетать основное и дополнительное образование, создавать условия для индивидуализации обучения, решить практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, усиливая взаимосвязь лицея с семьей, внешкольными учреждениями, социумом.
Помощь обучающимся 8-9-ых классов в правильном выборе профессии оказывают встречи с представителями вузов, организация лекций по направлениям, экскурсии.
Для обучающихся лицея и их родителей имеет ценность дальнейшее послелицейское образование, и поэтому на этом этапе модели мы делаем акцент на развитие навыков целеполагания и самоорганизации в процессе привлекательной для обучающегося урочной и внеурочной деятельности, эффективную организацию курсов по выбору. Особую важность в образовательном процессе лицея приобретает воспитательный потенциал выпускников – студентов вузов МВД РФ, юридических факультетов вузов города и учащихся 11-ых классов, умеющих повлиять на становление мировоззрения обучающихся 8-9-ых классов.
Ожидаемый результат этапа:
- комфортность самочувствия в лицее;
- позитивная динамика в освоении программы;
- повышение качественной успеваемости;
- навыки саморегуляции;
- умение анализировать деятельность; появление интереса к профессиональным учебным заведениям, более конкретный интерес профессиям;
- преобладание позитивного характера взаимоотношений с окружающими над негативным;
- умение делать осознанный выбор.
II этап модели - “Самоопределение” (10-11-е классы)
В этот период у лицеиста происходит переосмысление своих особенностей и возможностей, связанных с ролью выпускника. Акцент на этом этапе делается на проектировании ближайшего будущего и навыках саморазвития, необходимых для реализации собственного замысла. Важное значение при этом приобретает индивидуально–ориентированное проблемное общение как с родителями, педагогами, так и с командиром взвода.
В лицее старшекласснику предлагаются ситуации самостоятельного выбора (вида, формы, режим деятельности, способа анализа и оценки, формы продукта деятельности); обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего (полного) общего образования, исходя из требований выбранного лицеистом вуза. В рамках юридического профиля обучающийся имеет возможность выбора пяти предметов для изучения на профильном уровне (русский язык, история, обществознание, право, физическая культура).
Акцент в процессе совместного анализа результативности деятельности делается на соотношении цели старшеклассника – средств ее достижения – полученных результатах, ценностно-смысловой стороне самоопределения.
При создании модели допрофессиональной подготовки в старших классах выделились следующие направления разработок:
1. Дифференциация содержания основных учебных предметов:
- за счет введения базового и профильного уровня преподавания. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся. Профильные общеобразовательные предметы – предметы, изучаемые на повышенном уровне, определяющие направленность юридического профиля на требования вузов (вузов системы МВД РФ, учебных заведений Министерства обороны РФ, юридических факультетов вузов города);
- за счет разработки системы элективных курсов. Элективные курсы, курсы по выбору реализовываются во второй половине дня в следующих формах: групповые и индивидуальные формы работы, факультативные и элективные курсы, научно-исследовательская и проектная деятельность. К примеру, в 2007-2008 учебном году лицеистам предоставлена возможность выбора следующих элективных курсов в рамках профиля: “Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России”, “Многоконцептуальная история России”, “История России в документах для юристов”. “Английский для юристов”, “Основы налоговой грамотности”. “Политклуб”. Спецкурсы (“Основы теории государства и права”, “Основы административного права”, “Основы уголовного права”), групповые и индивидуальные занятия во второй половине дня носят исключительно практическую направленность;
- за счет использования возможностей системы дополнительного образования.
2. Оптимизация учебной нагрузки обучающихся за счет апробации индивидуального учебного плана лицея.
При комбинации базовой и вариативной частей учебного плана лицеист имеет возможность выбора уровня изучения предметов, и сам выстраивает ту образовательную траекторию, по которой следует.
Во второй половине дня обучающимся 10-11-ых классов предоставлена возможность дополнительной (углубленной) подготовки по отдельным направлениям (автомобильная подготовка, физическая подготовка, информационно-технологическая подготовка) и по отдельным предметам, не входящим в перечень профильных, но необходимых обучающимся для дальнейшего образования.
В связи с этим перед коллективом лицея стоит задача освоения и внедрения таких педагогических технологий, которые обеспечивают трансформацию знаниевого подхода в стандартах образования в компетентностный. Мы планируем внедрить новые информационные технологии во все элементы образовательного процесса с целью формирования информационной компетентности обучающихся, необходимой им для успешного самоопределения в информационном обществе, что является сутью современного качества образования. Под информационной компетентностью обучающихся мы, прежде всего, понимаем умение ориентироваться в бурно обновляющемся и растущем информационном потоке, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач.
Считаем, что реализация модели организации допрофессиональной подготовки позволит более полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности старшеклассников в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.
Главным преимуществом явится некоторая разгрузка обучающихся старших классов. При этом они будут иметь возможность основные силы направить на те области знаний, которые им наиболее интересны, к которым имеют склонности и по которым собираются специализироваться в дальнейшем (в зависимости от выбранного вуза).
Ожидаемый результат этапа:
- интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности;
- рост качественной успеваемости обучающихся;
- успешное самоопределение по юридическому профилю;
- способность к саморазвитию;
- конкурентоспособность выпускников.
Таким образом, миссия МОУ “Лицей №4 имени генерал-майора Хисматулина В.И.” г.Сургута заключается в создании наиболее благоприятных условий для внедрения модели организации допрофессиональной подготовки обучающихся. Лицей будет ориентироваться на обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и склонностей, обеспечение качественной подготовки выпускников, их успешное самоопределение по юридическому профилю.
На схеме 1 представлена модель организации допрофессиональной подготовки обучающихся в лицее инновационного типа (юридического профиля) - “Лицей нового поколения”.
Схема 1
Модель организации допрофессиональной подготовки обучающихся в лицее инновационного типа
В таблице 1 представлены критерии и показатели результативности реализации модели организации допрофессиональной подготовки по ее влиянию на качество образования лицеистов.
Таблица 1
Критерии и показатели результативности реализации модели
№ | Критерий оценки результативности реализации проекта |
Показатель результативности |
Индикатор |
Результат |
1. | Повышение качества образования по показателю “результативность” | - повышение степени преемственности обучения старшеклассника по профилю и выбора им направления профессионального обучения за счет качественной подготовки в 8-11-ых классах лицея | Статистические данные о продолжении обучения выпускников в профессиональных образовательных учреждениях, соответствующих профилю обучения в лицее | Рост на 12% |
2. |
Повышение качества образования по показателю “доступность” | - повышение доступности качества профильного образования для учащихся в соответствии с их возможностями | Статистические данные | Снижение заболеваемости на 15% |
3. |
Повышение качества образования по показателю “индивидуализация” | Повышение качества образования за счет удовлетворения индивидуальных образовательных запросов лицеистов, их родителей, что позволит повысить их удовлетворенность качеством образовательного процесса | Анкетирование учащихся и их родителей | Рост на 10% |
4. |
Повышение качества образования по показателю “профессиональное мастерство педагога” | - рост числа педагогов высшей квалификационной категории в профильном обучении | Доля педагогов высшей квалификационной категории по результатам аттестации |
Рост на 20% |
5. |
Повышение качества образования по показателю “уникальность” | Рост числа участников и победителей
муниципальных, региональных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований |
Статистика участия и побед обучающихся | Рост на 15% |
Литература
1. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. – М.: “5 за знания”, 2006. – 256 с.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. Пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.
3. Коноплянский Д.А. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно ориентированного образования // Университетское образование и регионы: Тез. докл. Международ. науч.- метод. конф. - Пермь, 2001. - С. 155-156.
4. Построение модели личностно-ориентированной школы: Сборник науч. трудов / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: КСП+, 2001. -128с.
5. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / под ред. А.М.Моисеева. – М.: педагогическое общество России; Московское отделение, 2001. -2 56 с.
6. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 496 с.
7. Фисун С.В., Запольская Е.Л. Программа развития МОУ “Лицей №4 имени генерал-майора Хисматуллина В.И.” на 2006-2010 годы “Допрофессиональная подготовка в лицее юридического профиля как условие успешности самоопределения старшеклассника”. – Сургут. – 154 с.