Урок по теме "Динамика движения тел по окружности", 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”

Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Цель урока: изучение метода решения задач на определение веса тела, движущегося по окружности в вертикальной плоскости.

Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме: “Вес тела”;
  • повторить метод решения задач на определение веса тела, движущегося с ускорением по вертикали;
  • научить решать задачи на определение веса тела, движущегося по окружности;
  • составить алгоритм решения задач на определение веса тела, движущегося по окружности.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Тест на повторение домашнего задания. Ученик выполняет задания теста, обменивается с соседом по парте. В ходе взаимопроверки учащиеся проверяют друг друга и выставляют отметку.

Бланк для заполнения

№ вопроса 1 2 3 4 5
Ответ              

Тест на тему “Вес тела”

  1. Вес тела - это …
    А. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело.
    Б. Сила, с которой опора или подвес действуют на тело.
    В. Сила, с которой вследствие притяжения к земле, тело действует на опору или подвес.
  2. На нити висит шарик массой 200 г. Выберите правильное утверждение.
    А. Вес шарика равен 0,2 Н.
    Б. Сила тяжести, действующая на шарик, равна 2 Н.
    В. Если нить перерезать, то вес шарика будет равен силе тяжести, действующей на тело.
  3. На полу неподвижного лифта, лежит груз массой 3 кг. Выберите правильное утверждение.
    А. Если лифт начнет двигаться с ускорением вниз, то вес груза будет равен силе тяжести.
    Б. Если лифт начнет двигаться с ускорением вниз, то вес груза будет меньше 30 Н.
    В. Если лифт начнет двигаться с ускорением вниз, то вес груза будет больше 30 Н.
  4. Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вверх с ускорением. Вес летчика массой 80 кг будет:
    А. Меньше 800 Н.
    Б. Равен 800 Н.
    В. Больше 800 Н.
  5. Тело брошено вертикально вверх. В каком из нижеперечисленных случаев тело находится в состоянии невесомости?
    А. Только при движении вверх.
    Б. Только при движении вниз.
    В. Все время полета.

Проверяем ответы:

№ вопроса 1 2 3 4 5
Ответ В Б Б В В

II. Объяснение нового материала

Движение по окружности весьма разнообразно. Весь спектр задач для данного вида движения можно условно поделить на два типа:

  • движение тел по окружности в вертикальной плоскости (например, движение автомобиля по выпуклому (вогнутому) мосту; вращение тела на веревке; самолет выполняет “ мертвую петлю” и др.)
  • движение тел по окружности в горизонтальной плоскости (например, движение ИСЗ; движение транспорта на поворотах; конический маятник и др.)

Под действием двух сил, направленных вдоль одной прямой, тело может двигаться не только по прямой, но и по окружности. Рассмотрим движение тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.

III. Решение задач

Задача №1. Автомобиль массой 5 т движется по выпуклому мосту со скоростью 36 км/ч.
С какой силой автомобиль давит на середину моста, если радиус кривизны моста составляет 50 м? С какой минимальной скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы он не действовал на мост в верхней точке?

Полеты самолетов связаны с фамилией легендарного летчика Петра Николаевича Нестерова.

Сообщение учащегося: Выдающийся летчик Петр Нестеров вошел в историю авиации как довольно яркая фигура. Он основоположник фигурного летания (высшего пилотажа), первый летчик, который доказал возможность осуществлять на самолете маневры в воздухе, в том числе как автор петли, которую назвали его именем.

Петр Николаевич Нестеров

Выпускник Михайловского артиллерийского училища и Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. Военный летчик. Погиб в воздушном бою, впервые применив таран.

“Не для забавы иль задора,
А вас мне нужно убедить,
Что в воздухе везде опора.
Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя,
Чтобы “мертвая петля”
Была бы в воздухе “живая”. (П.Н.Нестеров)

Задача №2. (Выполните у доски и в тетрадях)
Самолет делает “мертвую петлю” радиусом 100 м и движется на ней со скоростью
288 км/ч. С какой силой летчик массой 80 кг будет давить на сиденье самолета в нижней точке петли? Какую перегрузку испытывает летчик в этой точке?

IV. Составление алгоритма решения задачи на динамику движения тела по окружности.

  • Прочитайте условие задачи и кратко запишите условие задачи.
  • Выделите взаимодействующие тела.
  • Выполните рисунок, изобразив на нём взаимодействующие тела, покажите с помощью векторов силы, действующие на тело, и ускорение.
  • Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторной форме.
  • Выберите вертикальную ось, направленную вверх или вниз.
  • Запишите уравнение второго закона Ньютона в проекциях на выбранную координатную ось.
  • Запишите формулу для вычисления центростремительного ускорения.
  • Решите в общем виде полученную систему уравнений относительно силы реакции опоры.
  • Используя третий закон Ньютона, запишите выражение для веса тела.
  • Выразите, если нужно, неизвестную величину.
  • Проверьте правильность решения задачи в общем виде путём операций с наименованиями величин, входящих в формулы.
  • Подставьте числовые данные в СИ в решение общего вида и произведите вычисления.
  • Оцените полученный результат решения.

V. Самостоятельное решение задач в парах.

Вариант 1

Вариант 2

Базовый уровень

Мальчик массой 50 кг качается на качелях с длиной подвеса 4 м. С какой силой он давит на сиденье при прохождении им среднего положения со скоростью 6 м/с?

Высокий уровень

2. Ведерко с водой равномерно вращают в вертикальной плоскости на веревке длиной 0,5 м. С какой наименьшей скоростью нужно его вращать, чтобы при прохождении через верхнюю точку вода не вылилась из ведра?

Базовый уровень

1. Автомобиль массой 1500 кг движется по вогнутому мосту, радиус кривизны которого 75 м., со скоростью 15 м/с. Определите вес автомобиля в средней точке моста.

Высокий уровень

2. С какой скоростью должен лететь самолет в верхней точке “мертвой петли”, чтобы летчик был невесомым, если радиус петли 360 м?

VI. Домашнее задание

§15, решите задачи:

№1. Груз, подвешенный на нити длиной 1 м, раскачивается. Каков вес груза в нижней точке его траектории? Масса груза 1 кг, а его скорость в нижней точке 2 м/с.

№2. В нижней точке “мертвой петли” летчик давит на сиденье кресла с силой 7,1кН. Масса летчика 80 кг, радиус петли 250 м. Определите скорость самолета.

№3. Самолет выходит из пикирования, двигаясь в вертикальной плоскости по дуге окружности радиусом 1 км. Какова скорость самолета в нижней точке траектории, если летчик испытывал пятикратную перегрузку?

Спасибо за работу.

Рефлексия урока

На отдельном листке ответьте на вопросы: 1. Как ты понял тему урока? 2. Оцени свою работу на уроке..

Приложение 1

Приложение 2