“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)
Цель урока: изучение метода решения задач на определение веса тела, движущегося по окружности в вертикальной плоскости.
Задачи урока:
- систематизировать знания по теме: “Вес тела”;
- повторить метод решения задач на определение веса тела, движущегося с ускорением по вертикали;
- научить решать задачи на определение веса тела, движущегося по окружности;
- составить алгоритм решения задач на определение веса тела, движущегося по окружности.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Тест на повторение домашнего задания. Ученик выполняет задания теста, обменивается с соседом по парте. В ходе взаимопроверки учащиеся проверяют друг друга и выставляют отметку.
Бланк для заполнения
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ |
Тест на тему “Вес тела”
- Вес тела - это …
А. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело.
Б. Сила, с которой опора или подвес действуют на тело.
В. Сила, с которой вследствие притяжения к земле, тело действует на опору или подвес. - На нити висит шарик массой 200 г. Выберите
правильное утверждение.
А. Вес шарика равен 0,2 Н.
Б. Сила тяжести, действующая на шарик, равна 2 Н.
В. Если нить перерезать, то вес шарика будет равен силе тяжести, действующей на тело. - На полу неподвижного лифта, лежит груз массой 3
кг. Выберите правильное утверждение.
А. Если лифт начнет двигаться с ускорением вниз, то вес груза будет равен силе тяжести.
Б. Если лифт начнет двигаться с ускорением вниз, то вес груза будет меньше 30 Н.
В. Если лифт начнет двигаться с ускорением вниз, то вес груза будет больше 30 Н. - Космическая ракета при старте с поверхности
Земли движется вверх с ускорением. Вес летчика
массой 80 кг будет:
А. Меньше 800 Н.
Б. Равен 800 Н.
В. Больше 800 Н. - Тело брошено вертикально вверх. В каком из
нижеперечисленных случаев тело находится в
состоянии невесомости?
А. Только при движении вверх.
Б. Только при движении вниз.
В. Все время полета.
Проверяем ответы:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | В | Б | Б | В | В |
II. Объяснение нового материала
Движение по окружности весьма разнообразно.
Весь спектр задач для данного вида движения
можно условно поделить на два типа:
- движение тел по окружности в вертикальной плоскости (например, движение автомобиля по выпуклому (вогнутому) мосту; вращение тела на веревке; самолет выполняет “ мертвую петлю” и др.)
- движение тел по окружности в горизонтальной плоскости (например, движение ИСЗ; движение транспорта на поворотах; конический маятник и др.)
Под действием двух сил, направленных вдоль одной прямой, тело может двигаться не только по прямой, но и по окружности. Рассмотрим движение тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
III. Решение задач
Задача №1. Автомобиль массой 5 т
движется по выпуклому мосту со скоростью 36 км/ч.
С какой силой автомобиль давит на середину моста,
если радиус кривизны моста составляет 50 м? С
какой минимальной скоростью должен двигаться
автомобиль, чтобы он не действовал на мост в
верхней точке?
Полеты самолетов связаны с фамилией легендарного летчика Петра Николаевича Нестерова.
Сообщение учащегося: Выдающийся летчик Петр Нестеров вошел в историю авиации как довольно яркая фигура. Он основоположник фигурного летания (высшего пилотажа), первый летчик, который доказал возможность осуществлять на самолете маневры в воздухе, в том числе как автор петли, которую назвали его именем.
Выпускник Михайловского артиллерийского училища и Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. Военный летчик. Погиб в воздушном бою, впервые применив таран.
“Не для забавы иль задора,
А вас мне нужно убедить,
Что в воздухе везде опора.
Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя,
Чтобы “мертвая петля”
Была бы в воздухе “живая”. (П.Н.Нестеров)
Задача №2. (Выполните у доски и в
тетрадях)
Самолет делает “мертвую петлю” радиусом 100 м и
движется на ней со скоростью
288 км/ч. С какой силой летчик массой 80 кг будет
давить на сиденье самолета в нижней точке петли?
Какую перегрузку испытывает летчик в этой точке?
IV. Составление алгоритма решения задачи на динамику движения тела по окружности.
- Прочитайте условие задачи и кратко запишите условие задачи.
- Выделите взаимодействующие тела.
- Выполните рисунок, изобразив на нём взаимодействующие тела, покажите с помощью векторов силы, действующие на тело, и ускорение.
- Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторной форме.
- Выберите вертикальную ось, направленную вверх или вниз.
- Запишите уравнение второго закона Ньютона в проекциях на выбранную координатную ось.
- Запишите формулу для вычисления центростремительного ускорения.
- Решите в общем виде полученную систему уравнений относительно силы реакции опоры.
- Используя третий закон Ньютона, запишите выражение для веса тела.
- Выразите, если нужно, неизвестную величину.
- Проверьте правильность решения задачи в общем виде путём операций с наименованиями величин, входящих в формулы.
- Подставьте числовые данные в СИ в решение общего вида и произведите вычисления.
- Оцените полученный результат решения.
V. Самостоятельное решение задач в парах.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Базовый уровень Мальчик массой 50 кг качается на качелях с длиной подвеса 4 м. С какой силой он давит на сиденье при прохождении им среднего положения со скоростью 6 м/с? Высокий уровень 2. Ведерко с водой равномерно вращают в вертикальной плоскости на веревке длиной 0,5 м. С какой наименьшей скоростью нужно его вращать, чтобы при прохождении через верхнюю точку вода не вылилась из ведра? |
Базовый уровень 1. Автомобиль массой 1500 кг движется по вогнутому мосту, радиус кривизны которого 75 м., со скоростью 15 м/с. Определите вес автомобиля в средней точке моста. Высокий уровень 2. С какой скоростью должен лететь самолет в верхней точке “мертвой петли”, чтобы летчик был невесомым, если радиус петли 360 м? |
VI. Домашнее задание
§15, решите задачи:
№1. Груз, подвешенный на нити длиной 1 м, раскачивается. Каков вес груза в нижней точке его траектории? Масса груза 1 кг, а его скорость в нижней точке 2 м/с.
№2. В нижней точке “мертвой петли” летчик давит на сиденье кресла с силой 7,1кН. Масса летчика 80 кг, радиус петли 250 м. Определите скорость самолета.
№3. Самолет выходит из пикирования, двигаясь в вертикальной плоскости по дуге окружности радиусом 1 км. Какова скорость самолета в нижней точке траектории, если летчик испытывал пятикратную перегрузку?
Спасибо за работу.
Рефлексия урока
На отдельном листке ответьте на вопросы: 1. Как ты понял тему урока? 2. Оцени свою работу на уроке..