Цели урока:
- создать условия для знакомства учащихся с новой согласной буквой;
- способствовать раскрытию смысла действия деления;
- учить сравнивать слова по различным характеристикам;
- учить писать элементы письменных букв б – д;
- развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, мелкую моторику руки;
- воспитывать любовь к птицам.
Оборудование: учебник «Грамота», рабочие тетради, лента букв, альбом «Птицы», цветные карандаши, набор магнитных букв.
Ход урока
I. Организационный момент:
У: Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого.
Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
У: Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, сложным, увлекательным)
Это будет зависеть и от вас, от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
II. Речевая разминка:
У: Новый день. Урок традиционно начинаем с «Утренних вестей». Сегодня четвёртое декабря 2007 года, день недели – вторник, время года - зима (первозимье). Дети повторяют «Утренние вести».
III. Основная часть.
На доске:
НТАБ ТНБИ
Ребята, к нам приходил Буквоед и перемешал все буквы, и теперь невозможно прочитать слова. Помогите, пожалуйста, расставить буквы по местам. Какие слова получились? (Бант,бинт)
Откройте учебник на стр. 143. Напечатайте эти слова под картинками и сделайте их звукобуквенный анализ.
Игра «Живые звуки»
Дети выходят к доске и дают характеристику звукам.
Выделите голосом первые звуки в словах. Что вы о них можете сказать? (б - согласный, твердый; [б'] — согласный, мягкий-) Какие гласные дали оответствующие команды? (а, и.)
Что вы заметили, глядя на эти слова? (2-е слово образовано путём изменения только одной буквы.)
Игра «Снежный ком»
Ученики придумывают слова, где буква б стоит в начале слова. Каждый ученик называет предыдущие слова и своё.
Бок, бык.
Бок, бык, бублик.
Бок, бык, бублик, белка.(Игра на развитие памяти и внимания)
Прочитайте слоги под картинками в учебнике на странице 143.
Прочитайте слова с новой буквой.
Первый ряд: подчеркните слова с новой буквой б в начале слова;
Второй ряд: в середине слова.
Взаимопроверка. Прочитайте подчеркнутые слова.
(1 ряд: баран, банан, брюки, береза, барабан; 2 ряд: рыба, юбка, яблоко, барабан.)
Соедините слоги внизу страницы в слова. Назовите слова со слогом би - (билет, бидон); со слогом ди- (диван, динозавр): со слогом ба- (баран, банан, балет); со слогом да- (дама).
Физкультминутка «Бабочка»
Продолжим работу на странице 144.
Какие подсказки можно использовать при разгадывании слов?
1) картинки;
2) стрелочки, показывающие место расположения одинаковых букв
Какие слова получились? (Брюки, барабан, береза)
Напечатайте их.
Каждое слово разделите на слоги и поставьте ударение. (Взаимопроверка)
Рассмотрите внимательно цветные слова внутри страницы. Прочитайте их. Кто догадался, какое слово «живет» в слове «ябеда»? (Беда.) Серебро»? (Ребро.)
Пальчиковая гимнастика «Капустка»
Откройте рабочую тетрадь по грамоте на стр. 33.
Сравните буквы на верхней строке.
Что вы заметили?
Вот посмотрите - кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)
Напишите заглавную и строчную букву Б..
Прочитайте предложение на следующей строке. Докажите, что это - предложение. Напишите его на пустой строчке печатными буквами.
Кто такой зяблик?(Птица.)
(Учитель показывает картинку.)
Солнце греет все жарче и жарче. В середине апреля сходит снег на лесных полянках, и только в тени под елями лежит еще толстым слоем. Везде лужи, бегут ручейки. В это время на опушке зазвенит бодрая песенка зяблика.
Познакомимся с новым элементом письменной буквы. От какой буквы этот элемент? (Строчная буква б.)
(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)
Напишите на двух последних строчках этот элемент.
Продолжим работу на странице 35.
Расскажите, в чем заключается задание.(Вставить пропущенные буквы в словах и предложении.)
Это могут быть любые буквы? (Нет, только Б или Д.)
Прочитайте слова. (Колобок, облако, домик, дырка, задания, палуба, корабли)
Прочитайте предложение. (На березе сидит дятел.)
Напишите сочетание печатных букв БД.
Вспомните и допишите элементы письменных букв б и д.
Какие элементы букв потерялись в словах внизу страницы?
Допишите их. Прочитайте получившиеся слова. (Дубы, белка.)
Физкультминутка «Бутон»
Откройте рабочую тетрадь по письму на стр. 47.
Раскрасьте картинку.
Кто нарисован? (Бабочка.)
Сколько слогов в этом слове? (3)
На какой слог падает ударение? (На первый слог.)
Продолжим чтение рассказа «Как найти дорожку» В.Берестова.
Откройте учебник на стр. 146.
Чтение по цепочке.
- Кого встретили ребята на этот раз?
- Найдите и прочитайте, какую песенку они спели Улитке.
- Почему ребята отказались, чтобы Улитка была их проводником?
- Найдите и прочитайте песенку для Пчелки.
- Почему ребята пошли за пчелой?
- Чем закончился рассказ?
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Откройте учебник на стр. 145.
Прочитайте задачу вверху страницы. (Один ученик выходит к доске.)
Выполните условие задачи на наборном полотне.
Прочитайте вопрос задачи и ответьте на него. (Каждая мартышка получила по 1 банану.)
Мы с вами разделили бананы между мартышками поровну. В математике такой процесс называется ДЕЛЕНИЕ и обозначается таким знаком :
Сколько было бананов? (7) число 7 в 1-е окошко.
Что с ними сделали? (Раздали поровну 7мартышкам.) число 7 во 2-е окошко.
По скольку бананов получила каждая мартышка? (По одному банану.)
Запишите ответ. [7:7 = 1 (б.)]
К чему сводится действие деление? (К раздаче предметов поровну)
Прочитайте следующее задание.
Сравните первые звуки в именах и закрасьте клеточки в схеме соответствующим цветом. (Проверка.)
Прочитайте задание внизу страницы. Сколько детей на картинке? (4) (Учитель вызывает к доске четырех учеников.)
Представьте, что это Кира, Гена, Коля и Галя. Давайте раздадим им конфеты поровну. Как мы это будем делать? (Раздавать все время по одной конфете, пока они не закончатся.)
По сколько конфет получил каждый из ребят? (По 3 конфеты.)
Посчитайте, сколько конфет было сначала. (12)
Сколько детей? (4)
По сколько конфет получил каждый? (По 3)
Что мы делали с конфетами? (Делили поровну.)
Составьте выражение на наборном полотне. [12:4=3 (к.)]
Откройте рабочую тетрадь по грамоте на странице 34.
Нарисуйте столько кругов, чтобы их было на 3 больше, чем квадратов. Сколько кругов вы нарисовали? (8)
Как узнали? (5 + 3 = 8)
Запишите это выражение под рисунком.
Нарисуйте столько треугольников, чтобы их было на 3 меньше, чем квадратов.
Сколько треугольников вы нарисовали? (2)
Как узнали? (5-3 = 2)
Запишите выражение под картинками.
Прочитайте задание внизу страницы.
Составьте по рисункам задачи и решите их. (Ответы детей.)
Откройте рабочую тетрадь по счету на странице 37.
Задание № 96.
Решите примеры с помощью Кода.
Прочитайте получившиеся примеры.
5-3=2 6+3=9
6+1=7 7-2=5
5- 2=3 5-4=1
Самостоятельная работа.
Откройте рабочую тетрадь по письму на странице 48.
Задание № 1.
Первый вариант: 1, 3-й столбики;
Второй вариант: 2, 4-й столбики.
Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
Задание №3.
Работа в паре - все задания. Вставьте пропущенные буквы в словах: Б или Д. (Проверка.)
IV. Итог урока.
На доске плакат, на котором написано:
Я
Вспомнил
Узнал
Научился
И каждый ребёнок отвечает на каждый пункт.