Интегрированный урок "Грамота" по теме "Буква Б, б"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для знакомства учащихся с новой согласной буквой;
  • способствовать раскрытию смысла действия деления;
  • учить сравнивать слова по различным характеристикам;
  • учить писать элементы письменных букв б – д;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, мелкую моторику руки;
  • воспитывать любовь к птицам.

Оборудование: учебник «Грамота», рабочие тетради, лента букв, альбом «Птицы», цветные карандаши, набор магнитных букв.

Ход урока

I. Организационный момент:

У: Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого.

Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

У: Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, сложным, увлекательным)

Это будет зависеть и от вас, от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

II. Речевая разминка:

У: Новый день. Урок традиционно начинаем с «Утренних вестей». Сегодня четвёртое декабря 2007 года, день недели – вторник, время года - зима (первозимье). Дети повторяют «Утренние вести».

III. Основная часть.

На доске:

НТАБ    ТНБИ

Ребята, к нам приходил Буквоед и перемешал все буквы, и теперь невозможно прочитать слова. Помогите, пожалуйста, расставить буквы по местам. Какие слова получились? (Бант,бинт)

Откройте учебник на стр. 143. Напечатайте эти слова под картинками и сделайте их звукобуквенный анализ.

Игра «Живые звуки»

Дети выходят к доске и дают характеристику звукам.

Выделите голосом первые звуки в словах. Что вы о них можете сказать? (б - согласный, твердый; [б'] — согласный, мягкий-) Какие гласные дали оответствующие команды? (а, и.)

Что вы заметили, глядя на эти слова? (2-е слово образовано путём изменения только одной буквы.)

Игра «Снежный ком»

Ученики придумывают слова, где буква б стоит в начале слова. Каждый ученик называет предыдущие слова и своё.

Бок, бык.
Бок, бык, бублик.
Бок, бык, бублик, белка.

(Игра на развитие памяти и внимания)

Прочитайте слоги под картинками в учебнике на странице 143.

Прочитайте слова с новой буквой.

Первый ряд: подчеркните слова с новой буквой б в начале слова;

Второй ряд: в середине слова.

Взаимопроверка. Прочитайте подчеркнутые слова.

(1 ряд: баран, банан, брюки, береза, барабан; 2 ряд: рыба, юбка, яблоко, барабан.)

Соедините слоги внизу страницы в слова. Назовите слова со слогом би - (билет, бидон); со слогом ди- (диван, динозавр): со слогом ба- (баран, банан, балет); со слогом да- (дама).

Физкультминутка «Бабочка»

Продолжим работу на странице 144.

Какие подсказки можно использовать при разгадывании слов?

1) картинки;

2) стрелочки, показывающие место расположения одинаковых букв

Какие слова получились? (Брюки, барабан, береза)

Напечатайте их.

Каждое слово разделите на слоги и поставьте ударение. (Взаимопроверка)

Рассмотрите внимательно цветные слова внутри страницы. Прочитайте их. Кто догадался, какое слово «живет» в слове «ябеда»? (Беда.) Серебро»? (Ребро.)

Пальчиковая гимнастика «Капустка»

Откройте рабочую тетрадь по грамоте на стр. 33.

Сравните буквы на верхней строке.

Что вы заметили?

Вот посмотрите - кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.

(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)

Напишите заглавную и строчную букву Б..

Прочитайте предложение на следующей строке. Докажите, что это - предложение. Напишите его на пустой строчке печатными буквами.

Кто такой зяблик?(Птица.)
(Учитель показывает картинку.)

Солнце греет все жарче и жарче. В середине апреля сходит снег на лесных полянках, и только в тени под елями лежит еще толстым слоем. Везде лужи, бегут ручейки. В это время на опушке зазвенит бодрая песенка зяблика.

Познакомимся с новым элементом письменной буквы. От какой буквы этот элемент? (Строчная буква б.)

(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)

Напишите на двух последних строчках этот элемент.

Продолжим работу на странице 35.

Расскажите, в чем заключается задание.(Вставить пропущенные буквы в словах и предложении.)

Это могут быть любые буквы? (Нет, только Б или Д.)

Прочитайте слова. (Колобок, облако, домик, дырка, задания, палуба, корабли)

Прочитайте предложение. (На березе сидит дятел.)

Напишите сочетание печатных букв БД.

Вспомните и допишите элементы письменных букв б и д.

Какие элементы букв потерялись в словах внизу страницы?

Допишите их. Прочитайте получившиеся слова. (Дубы, белка.)

Физкультминутка «Бутон»

Откройте рабочую тетрадь по письму на стр. 47.

Раскрасьте картинку.

Кто нарисован? (Бабочка.)

Сколько слогов в этом слове? (3)

На какой слог падает ударение? (На первый слог.)

Продолжим чтение рассказа «Как найти дорожку» В.Берестова.

Откройте учебник на стр. 146.

Чтение по цепочке.

  • Кого встретили ребята на этот раз?
  • Найдите и прочитайте, какую песенку они спели Улитке.
  • Почему ребята отказались, чтобы Улитка была их проводником?
  • Найдите и прочитайте песенку для Пчелки.
  • Почему ребята пошли за пчелой?
  • Чем закончился рассказ?

Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Откройте учебник на стр. 145.

Прочитайте задачу вверху страницы. (Один ученик выходит к доске.)

Выполните условие задачи на наборном полотне.

Прочитайте вопрос задачи и ответьте на него. (Каждая мартышка получила по 1 банану.)

Мы с вами разделили бананы между мартышками поровну. В математике такой процесс называется ДЕЛЕНИЕ и обозначается таким знаком :

Сколько было бананов? (7) число 7 в 1-е окошко.

Что с ними сделали? (Раздали поровну 7мартышкам.) число 7 во 2-е окошко.

По скольку бананов получила каждая мартышка? (По одному банану.)

Запишите ответ. [7:7 = 1 (б.)]

К чему сводится действие деление? (К раздаче предметов поровну)

Прочитайте следующее задание.

Сравните первые звуки в именах и закрасьте клеточки в схеме соответствующим цветом. (Проверка.)

Прочитайте задание внизу страницы. Сколько детей на картинке? (4) (Учитель вызывает к доске четырех учеников.)

Представьте, что это Кира, Гена, Коля и Галя. Давайте раздадим им конфеты поровну. Как мы это будем делать? (Раздавать все время по одной конфете, пока они не закончатся.)

По сколько конфет получил каждый из ребят? (По 3 конфеты.)

Посчитайте, сколько конфет было сначала. (12)

Сколько детей? (4)

По сколько конфет получил каждый? (По 3)

Что мы делали с конфетами? (Делили поровну.)

Составьте выражение на наборном полотне. [12:4=3 (к.)]

Откройте рабочую тетрадь по грамоте на странице 34.

Нарисуйте столько кругов, чтобы их было на 3 больше, чем квадратов. Сколько кругов вы нарисовали? (8)

Как узнали? (5 + 3 = 8)

Запишите это выражение под рисунком.

Нарисуйте столько треугольников, чтобы их было на 3 меньше, чем квадратов.

Сколько треугольников вы нарисовали? (2)

Как узнали? (5-3 = 2)

Запишите выражение под картинками.

Прочитайте задание внизу страницы.

Составьте по рисункам задачи и решите их. (Ответы детей.)

Откройте рабочую тетрадь по счету на странице 37.

Задание № 96.

Решите примеры с помощью Кода.
Прочитайте получившиеся примеры.
5-3=2     6+3=9

6+1=7     7-2=5

5- 2=3     5-4=1

Самостоятельная работа.

Откройте рабочую тетрадь по письму на странице 48.

Задание № 1.

Первый вариант: 1, 3-й столбики;

Второй вариант: 2, 4-й столбики.

Разделите слова на слоги и поставьте ударение.

Задание №3.

Работа в паре - все задания. Вставьте пропущенные буквы в словах: Б или Д. (Проверка.)

IV. Итог урока.

На доске плакат, на котором написано:

Я

Вспомнил

Узнал

Научился

И каждый ребёнок отвечает на каждый пункт.