Изделие: Закладка, кулон «лотос» в технике «макраме».
Цели:
- продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством – «макраме»,
- закрепить приёмы плетения по схемам, образцу;
- воспитывать: художественный вкус, трудовую культуру, усидчивость, терпение,
- чувство взаимопомощи, ответственность за порученное дело, аккуратность;
- развивать творческие способности, развитие воображения, пространственное
- представление, развитие координации движений, мелкой моторики пальцев.
Наглядные материалы и оборудование:
- образцы – «азбука макраме»
- схемы
- нитки разного происхождения
- приспособления – «булавки», «подушечки»
- методическая лит-ра «Послушные узелки», «Азбука макраме»
- оформлена выставка – сувениры в технике «макраме».
Ход урока
I. Орг. момент - две команды: I - «Жозефина», II – «Кавандоли»
АУКЦИОН: знатоки «макраме».
1. Назвать - какие узлы изображены на образцах?
«Жозефина», репсовый, квадратный или ДПУ, «Кавандоли», капуцин, «фриволите», петельный и др.
2. Что такое «макраме»?
«Макраме» - это узелковое плетение, один из самых древних и удивительных видов рукоделия. История «макраме» уходит в глубину веков, человек, возможно, завязал первый узел тогда, когда ему потребовалось изготовить ловчую сеть, чтобы добыть себе пищу. В разные времена человечество относилось к узлам по-разному. С узлами в жизни людей было связано немало примет и суеверий. Изобретателями самых хитроумных и практичных узлов были моряки. В переводе с арабского означает – кружево, тесьма, бахрома, основой которого является – узелок.
КОНКУРС – пословица.
Составьте пословицу в которой встречаются слова:
- дело - безделье… (маленькое дело - лучше большого безделья)
- лает - кусает… (на смелого собака лает, а трусливого кусает)
- труд - лень… (труд человека кормит, а лень портит)
- свет - тьма (ученье свет, а не ученье тьма)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ:
- Человек славен трудом.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
КОНКУРС - разминка.
Задание 1. Опишите интерьер комнаты, используя изделия «макраме».
Интерьер – в переводе с французского – это внутренний мир помещения, расстановка мебели и декоративное убранство.
Задание 2. Опишите интерьер кухни, используя изделия «макраме».
КОНКУРС - угадай-ка.
Загадки - (отгадки - сувениры на выставке)
- Сначала ползёт, червяком живёт,
Потом умирает, сучком засыхает,
Потом оживает, как птичка летает. (Бабочка) - Кто попробуй, угадай-ка, полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – и поделится медком. (Пчела) - Скачет зверушка, не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка) - Кто лежит у батареи в ожидании сладких снов.
Лапки в белых тапках греет
Под мурлыканье часов. (Кошка) - Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги. (Черепаха) - Днём спит, ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)
БРЕЙН - РИНГ. Породы собак.
На выставке представлены сувениры – «собачки» в технике «макраме».
Каждая ученица при выполнении сувенира старалась имитировать какую-то породу собак.
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА:
- Собаки этой – с о. Нью-Фаунленд. Они очень любят воду, охотно достают из водоёмов разные предметы. Легко приучаются спасать тонущих. (Водолаз).
- Собак этой древней пастушьей породы отличает бесстрашный недоверчивый к посторонним характер, выносливость, хорошее чутьё. Этих собак используют на военной службе. (Овчарка).
- Шотландская овчарка, умная, хорошо поддающаяся дрессировке. Привязана к своим хозяевам, любит детей. (Колли).
- Ездовая собака, крепкая, выносливая, неприхотливая, с густой шерстью, защищающей от холода и ветра. (Лайка).
- Одна из самых умных и послушных собак древнего происхождения. С ХХ в. стала комнатной «игрушкой». Шерсть её подстригается определённым
- образом – «под льва». (Пудель).
- Маленькая собака, много столетий жившая только в императорском дворце в Китае. Игривая с пышной шерстью и короткими ногами.(Пекинес).
- Это крупная, элегантная собака. Используется для охоты на волков и лисиц. Хороший бегун, может развивать скорость до 60 км в час. (Борзая).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
I. Изготовление кулона «лотос» по схеме: беседа. Водное растение – лотос. Индийская легенда гласит, что сразу после рождения Будда самостоятельно сделал семь шагов. Там, где ступала ножка младенца, распускались цветки лотоса. Лотос служил не только предметом поклонения, но и пищей. Семена и богатые крахмалом корневища лотоса перемалывали в муку и пекли из неё лепёшки. В голодные годы спасал от смерти.
План работы:
- Закрепить на «подушке» две нити разного цвета в горизонтальном и вертикальном положении (получилось четыре конца).
- Первый конец (снизу) положить на второй (справа), оставив петлю, второй конец положить на первый и третий. Третий на второй и четвёртый, а четвёртый на третий и протащить в петлю от первого конца.
- Осторожно затяните узел, потянув все четыре конца в разные стороны.
- Продолжайте плести в том же порядке.
- Узел «лотос» можно плести и по часовой стрелке и против. При плетении в одном направлении получается круглый толстый шнур, а если менять направление после каждого круга, то получается четырёхгранный шнур.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
На болоте две подружки.
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт привет!
Выполнить цепочку «зигзаг» (использовать как закладку, или кулон использовать на цепочке «зигзаг» как украшение, по желанию – без цепочки – просто брелок для ключей).
Цепочка «Зигзаг», или «Змейка»
Состоит из петельных узлов, где нити рабочая и узелковая постоянно меняют свои функции. Закрепите на основе нить 60 см, сложенную пополам. Правую нить возьмите в правую руку, она будет узелковой, а левую нить в левую руку – это рабочая нить, и выполните левый петельный узел. Подтяните узел на узелковой нити. Так продолжайте работать, не перекладывая нити из руки в руку, но чередуя правый узел с левым. У вас получится красивая, слегка плоская цепочка, узелки в ней расположены по сторонам.
Подведение итогов:
- С заданием все справились.
- Жюри подвели итоги: I место – команда «Жозефина»; II место – команда «Кавандоли»
По окончании работы организуется просмотр и обсуждение детских работ. При обсуждении желательно вызвать интерес продолжить работу в данной технике, используя выдумку и фантазию выполнить оригинальные изделия для школьной выставки или в подарок своим друзьям.
На вопрос чему научились - ответили стихами:
…Занимались чудо-мастерицы,
Из узелков готовы - панно, собака, птицы…
Руки умелы, пальчики – прытки,
В руках мастериц - ожили нитки.Думал Коля в «макраме»
Не поймёт ни бэ, ни мэ…
А теперь искусен он,
В «макраме» он чемпион!«Макраме» все увлеклись,
Добрым делом занялись:
Весь день вяжут узелки –
Квадратные, ажурные,
Морские и фигурные.