Формулой проекта «Наш мир и мы» объединяется многообразие инновационных поисков новых форм взаимодействия субъектов образовательного пространства для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий движения в содержании образования.
Методологическое основание проектной работы - гуманистическая концепция развития личности.
Концепция проекта « Наш мир и мы» по теме « Саморазвитие личности как содержание образования» опирается на теоретические подходы «Я – концепции».
В своей теории личности психологи и педагоги рассматриваемого направления опираются на целостную концепцию « Я», представляющую собой наиболее полную и всестороннюю трактовку личности как кардинальной ценностной категории психолого – педагогической науки.
Идея проекта «Наш мир и мы» ориентирована на саморазвитие субъектов, являющееся важнейшим фактором, условием, средством и критерием гуманизации педагогического процесса образовательного пространства. Саморазвитие человека в контексте философского осмысления есть стержень процесса его становления. Саморазвитие возможно при наличии основных психических образований: рефлексии, целеполагания, планирования и предвосхищения результатов собственного поведения. Предвосхищая своё будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки человек стремится к самосовершенствованию, самообразованию.
Содержанием деятельности проекта предусматривается совместное составление образовательных программ, выбор образовательной области для индивидуального проектирования, обращение каждого субъекта к осмыслению, оцениванию, « примерке» совместных наработок к собственному опыту.
В результате взаимодействия участников в рамках проекта «Наш мир и мы» стало оформляться новое образовательное пространство, и возникала потребность в прояснении нового смыслового поля образовательного пространства. Происходило становление следующих понятий: образовательная программа, виды образовательных программ, индивидуальная образовательная траектория, содержание образования, саморазвитие личности, самореализация, рефлексия, образовательное пространство, поле взаимодействия, партнёрские связи, проблематика проекта, предметность проекта, мониторинг проекта, успешность – неуспешность, новообразования при саморазвитии, семантика, модели субъектной деятельности. Прояснение и наполнение содержанием понятий происходило на протяжении всей экспериментальной деятельности. Основными направлениями экспериментальной деятельности являлись: информационное, проектное, содержательное, исследовательское, тренинговое, рефлексивное. Информационная экспериментальная деятельность осуществлялась через курсовую подготовку, проблемные встречи по вопросам саморазвития личности и изучение психолого – педагогической, философской литературы. Проектная деятельность становилась и оформлялась через проблемные семинары(« Движение в проекте « Наш мир и мы», «Проектный характер образовательной деятельности», « Проект: идеи, модели, содержание»); организационно – деятельностные игры ( по темам « Моя образовательная программа», «Социально – значимые проекты»); презентации (« Модная старина», «Путешествие по континентам»). Выстраивание содержания проекта происходило через педагогические советы (« Я в эксперименте», « О педагогике субъектности»); круглые столы («Содержание образования: проблемы, идеи, перспективы», «Диалог в образовательном пространстве»); консультации (психологов, тьюторов, социологов), тренинги по самоопределению («Я – рефлексия», «Индивидуальные образовательные программы», « На пути к успеху», «Я – сознание»); организационно – деятельностные игры; практические семинары по рефлексивной деятельности.
Каждый участник проекта «Наш мир и мы» начал выстраивать содержание индивидуальной образовательной программы. Стали оформляться рабочие материалы к образовательным программам. Характерной особенностью материалов стала обширная интеграция образовательных областей. Рабочие материалы к программе «Штрихи к портрету» представляли содержание, направленное на самовыражение, самореализацию личности через творческие размышления о жизни в философском ключе. Рабочие материалы к программе «На пути..» представляли из себя цикл игр, ориентированных на исследование реального мира, времени, пространства. Материалы к программе «Образование культурой» ориентировали на проектную деятельность по созданию реконструкции культуры края. Рабочие материалы к программе « Философия миропостроения» направлены на поиск синтезирующего знания о Мироздании. Рабочие материалы к физико – химико – математическому интегративно – дифференцированному курсу были ориентированы на применение общих физико – химико – математических законов к частным действиям. Наряду с ними стали простраиваться перспективно – образовательные программы, которые включали следующие модули: ОПИ (образование по интересам), быт и ведение домашнего хозяйства, непрерывное образование, начальное профессиональное образование. Одновременно стали оформляться прикладные и творческие программы. Исследовательское направление в экспериментальной деятельности по проекту «Наш мир и мы» ориентировалось на овладение технологией ведения исследовательской работы и на создание собственных исследовательских проектов в различных образовательных областях. Результатом исследовательских работ явились презентации по темам, например, таким как: «Вселенная искусства», «Санкт- Петербург в именах», «История одного художника», «Руки: взгляд и знак», «Святость: истоки и осмысление»…
Тренинговое направление деятельности в эксперименте ориентировано на овладение техники взаимодействия с другими, на раскрытие внутреннего потенциала, на овладение разными видами рефлексивной деятельности, на поиск содержания индивидуальных образовательных программ, на развитие когнитивных и креативных, оргдеятельностных качеств.
Рефлексивное направление деятельности в проекте предусматривает совместное обсуждение продвижения в проекте, осознание проблемных точек проекта, осмысление индивидуального опыта простраивания образовательных программ. Наиболее значимой для продвижения в проекте на данном этапе экспериментальной деятельности было предъявление и обсуждение субъектами образовательного пространства устных и письменных рефлексивных заметок. Рефлексия внутреннего осмысления своих шагов способствовала проявлению проблемных точек, постановке задач для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Данные направления деятельности способствовали поиску новых способов взаимодействия субъектов экспериментальной деятельности в образовательном пространстве. Происходило становление партнёрских связей. В результате установления партнёрских связей в рамках проекта происходило становление следующих видов деятельности как основных: консалтинговой, коучинговой, семинарской, диалоговой, аналитической, партнёрской. Участники эксперимента осуществляли поиск адекватного режима деятельности в соответствии со своей индивидуальной образовательной траекторией. При выстраивании индивидуальных образовательных программ проявились такие формы взаимодействия: творческие встречи, погружение в проблему, презентации проектов и программ, малые научные советы, исследовательские игры, путешествие в проект, создание галереи с « картинками мира», сотрудничество в малых группах, разные формы совместности. Работа в малых группах помогала понять поступки и мысли другого, эмоциональное состояние, внутренний мир; научиться принимать мир другого, относиться друг к другу с доверием; укрепить веру в свои силы, реализовать себя.
Находясь в эксперименте и выстраивая содержание образования по индивидуальным программам, участники проекта осуществляли мониторинговую деятельность. В процессе тренинговых, проблемных, диалоговых встреч происходил поиск критериев мониторинга. Выделились следующие объекты: проект в целом, содержание образования и траектория саморазвития. Критериями продвижения проекта в целом явились точки роста проекта. Критериями для становления содержания образования для саморазвития личности явилось появление и становление индивидуальных образовательных программ, и появление новых видов деятельности в рамках проекта. Критериями саморазвития личности определились: отношение к другому человеку как самоценности, возможность самопроектирования в выстраивании содержания образования, внутренняя ответственность перед собой.
Отношение к другому как самоценности выявлялось с помощью социометрии, в которой определялся уровень толерантности участников проекта. Возможность самопроектирования определялась через оформление индивидуальных образовательных и социально – значимых проектов и программ. Внутренняя ответственность перед собой участников проекта выявлялась через рефлексивную деятельность.
Определяющим признаком работы в проекте является соорганизация деятельности её субъектов и их психологическая поддержка. Содержание экспериментальной деятельности по психологическому направлению в рамках проекта выстраивается по подсистемам: теория и практика. Содержанием теоретической подсистемы является участие субъектов образовательного пространства в проблемных семинарах ( «Самосовершенствование: потребность или необходимость, или…», «Принятие – самопринятие», «Я – образование и образование через сообщество»), встречах с учёными по проблемам саморазвития и выстраивание содержания образования ( «Модели соотношения саморазвития и содержания образования», «Возможности саморазвития в контексте самообразования», «Эффективность процессов самосовершенствования определяется уровнем осознания», «Содержание образования – встреча с культурой», простраивание моделей индивидуальных образовательных траекторий: шаги и содержание.
Содержание практической подсистемы по саморазвитию личности представляется через продвижение по спецкурсам ( «Психология общения», «Уроки психологического развития»), тренингам ( «Я – развитие», «Я»- «Ты», «Глаза в глаза», «Арт – продвижение», «Поддержка», «Поведенческие контрасты», «Антистресс»), психогимнастика, практики медитаций, релаксации, сосредоточения, созерцания, встречи опытов. Обозначенные аспекты представляют разность деятельностей и их возможную со=организацию в процессе проектирования образовательных программ.
Ориентация эксперимента на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности, способности генерировать новые идеи, поиска путей решения поставленных проблем, владения компьютерным инструментарием и умение интегрировать знания из различных областей создала условия для выстраивания индивидуальных проектов. По доминирующему методу в проекте можно выделить: исследовательские, творческие, игровые, информационные, дистанционные. Примером дистанционного проекта может служить проект «Феномен». Он адресован школьникам от 6 лет.
Цель проекта: обнаружить и исследовать феномен, относящийся к одной из сторон нашей многообразной жизни (феномены природы, человека, техники, социальные феномены, феномены – символы, феномены – загадки). Участники данного проекта представляют своё исследование в форме дистанционной конференции. В процессе проведения Chat – конференций были представлены следующие исследования феномена: « Феномен углерода», « Феномен пчелы», « Человек – феномен природы», « Водород - феномен в науке химии», «Феномен памяти».
Экспериментальная деятельность по данным направлениям способствовала созданию такого образовательного пространства, в котором продвижение по индивидуальным образовательным траекториям позволило выстраивать содержание образования на основе субъектного опыта. Возможность использования права выбора собственного пути развития каждым субъектом образовательного пространства способствовала проявлению альтернативных форм образования. К таким формам можно отнести: тренинги («Самооценка», «Семейные образовательные программы», «На пути к успеху», «Я- рефлексия»…), мастер – классы («Штрихи к портрету», « Образование культурой», «Левша», «Русский стиль»…), практикумы («Продвижение в проекте», «Гуманитарная экспертиза», «Воспитание успехов», «Кружева», «Образовательные инициативы»), проблемные семинары («Толерантность – путь к культуре мира», «Здоровьесберегающие технологии в рамках образовательного пространства»…), проектировочные семинары, консалтинг( по траекториям движения в проекте), проектные игры («Информационно – образовательное агентство», «Социально – значимые проекты», «Школа Будущего»…), диалоговый круг ( «Образование для меня, я для образования или «Я» - образование», «Я – гражданин»…), встреча опытов («Светёлочка», «Встреча», «Сеть»…), консилиумы, малые научные советы.
Тема проекта оказалась востребована в социуме. В экспериментальную деятельность вошли новые участники. По выстраиванию и становлению индивидуальных образовательных программ в проекте были установлены следующие партнёрские связи: с педагогами городского информационного технического центра по программе «Я и компьютер»; с работниками городского краеведческого музея и картинной галереи «Я и искусство»; с педагогами дополнительного образования городского Дома природы по программе «Экос»; с городскими общественными организациями «Сияние», «Искусство жизни».по программе «Я – успех»; с воспитателями детского сада № 31 по программе «Я – школьник». Данные исследования выстраивались как малые проекты и презентовались сообществу. Проекты учитывали индивидуальный выбор дошкольников в темах исследований. На презентации малых проектов представлялись макеты, рисунки, глиняные, бумажные, пластилиновые скульптуры, живые натюрморты.
Наш проект – это лишь поиск, помогающий нам сотрудничать, помогать друг другу, видеть разное, интересное, двигаться дальше. Поиск содержания образования адекватного саморазвития личности продолжается…