Урок музыки в 3-м классе по теме "Путешествие в Московский международный Дом музыки"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • закрепление знаний по теме “История театра”,
  • установление связи и углубление в тему “Музыкальные инструменты”,
  • создание творческой атмосферы и самостоятельное нахождение детьми решения проблемы урока.

Задачи обучения:

  • Формирование связи сюжета сказки с жизнью человека и осмысления взаимоотношений
  • Использование и оперирование имеющихся знаний при разрешении проблемы урока
  • Применение учащимися навыков сравнения, обобщения путём переноса знаний и представлений, полученных при восприятии искусства на окружающий мир

Задачи развития:

  • Формирование эмоционально-образных представлений
  • Развитие творческих способностей детей
  • Развитие интереса к музыкальной культуре и её истории

Задачи воспитания:

  • Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, эмпатии
  • Бережное отношение к истории музыки, театра.

Оборудование:

Музыкальный инструмент - фортепьяно, магнитофон, мультимедиа презентация.

Наглядность: фотографии инструментов, конверты с карточками, фотографии музыкантов исполнителей, фотографии Дома Музыки в Москве, карточки с домашним заданием, музыкальные термины.

Презентация (Архив .zip)

Ход урока

(Звучит аккомпанемент к песне “Ручеёк”, дети под неё проходят в класс, рассаживаются)

Музыкальное приветствие.

У.: В последнее время музыкальные инструменты и нотки стали очень активные и жизнерадостные, им кажется, что мир вокруг них изменился. Ведь у них появился новый дом. Как этот дом называется?

Правильно – Московский международный Дом Музыки. (Начало показа мультимедиа презентации) Внимание на экран.

Это уникальное здание, которому нет аналогов, пока ещё нигде в мире. А чем оно уникально? (Ответы детей: это здание возвышается на Космодамианской набережной, где открывается удивительный вид на Москву-реку; при строительстве использовались современные стройматериалы, такие как оргстекло; в нём великолепно уживается старина и новизна; это здание отличается прекрасными акустическими особенностями.) А какие виды театров мы с вами знаем? (Ответы детей: драматические, театр оперы и балета, камерный театр и т.д.) Какие ведущие театры оперы и балета в России вы знаете? (Ответы детей: Мариинский, Большой и т.д...)

(Связать с современным театром – Московским международным Домом Музыки)

Все представители из области музыкального искусства: нотки, звуки, инструменты, композиторы и исполнители мечтают попасть в новый, современный Дом Музыки. А вам хотелось бы там побывать? (Ответ детей: да.) И поможет в этом нам всем - сказка.

Закрыли глазки, слушаем сказку и представляем: “Однажды вечером после спектакля, как обычно инструменты пробуждаются и живут своей жизнью. Каждый инструмент мечтал о произведении, написанном лично для него, чтобы ежедневно солировать на этой красивой, ослепительной сцене нового Дома Музыки. Но чаще всего предпочтение отдавалось скрипке. Терпение инструментов подошло к концу. Они затеяли спор. Давайте послушаем его и определим, сколько и какие инструменты участвуют в нём…”

У вас у каждого есть конверт с карточками, приготовьте его для ответов на вопросы. При ответе работает каждый, поднимая карточку с цифрой или несколько карточек, какие он считает нужные поднять, чтобы получился правильный ответ. (Звучит джазовая композиция “Малыш” в исполнении джаз-банда Три ОТранг)

Внимание вопрос № 1: Сколько инструментов участвовало в споре? (Правильный ответ – 5 инструментов)

Вопрос № 2: Какие инструменты участвовали в споре? (На доске список инструментов: 1 фортепьяно, 2 кларнет, 3 скрипка, 4 контрабас, 5 туба, 6 труба, 7 саксофон, 8 виолончель. Правильный ответ: № 1,4,5, 6, 7.)

Проверка ответов проводится с мультимедиа презентацией, где по щелчку появляются инструменты.

Каким образом мы определяем инструменты?

(Ответ детей: “По окраске звучания”. “По тембровой окраске звука”. Вспомнить: “Что такое тембр?”)

Что же произошло дальше: “… скрипка, невольно, услышала, как о ней отзываются. Она обиделась и ушла. Т.к. никто из инструментов не мог с ней соперничать по изяществу и красоте звучания. И инструменты, даже бы не заметили её ухода, если бы не контрабас. О чём пропел контрабас, давайте послушаем?..”

(Звучит джазовая композиция “Бас” значит “любовь” в исполнении Бьёрна Альтерхауга) Прибегаем к помощи мультимедиа презентации, для закрепления зрительного видеоряда.

(Ответы детей: варианты могут быть различны, самые близкие учитель выделяет из общей массы, но они должны быть схожи с вариантом см. ниже)

“Контрабас очень любил скрипку, но не мог в этом ей признаться, поскольку у неё и так было столько поклонников…. Несомненно, он сказал инструментам, что они жестокие и самолюбивые, поскольку не могут смириться, что скрипка – королева, а они её окружение. И если они не будут жить в мире и согласии, то рано или поздно, они погибнут все….”

Что на это ответили инструменты, давайте послушаем…

(Звучит джазовая композиция “Пятиугольный генерал” композитора Хокон Хартберг из альбома “Потому, что мы”

Сколько инструментов прозвучало? (Правильный ответ: 2-а, фортепьяно и саксофон) Прибегаем к помощи мультимедиа презентации, для закрепления зрительного видеоряда.

Определите по интонации, что ответили инструменты? (Ответ детей: из уст детей звучит проблема сказки и урока, а так же обоснование этих выводов)

Почему эта сказка прозвучала у нас на уроке? (Ответы детей: связаны с жизнью в классе, коллективе школы)

Вывод: Всё в Доме Музыки прекрасно и хватит место всем, поэтому должны жить все дружно и счастливо. К тому же каждый инструмент имеет свой особый тембр звучания, который характерен только для него. Скрипка же обладает свойством дарить миру самый высокий и чистый звук, оттого и любят её чуточку больше. А знаете, какой звук считается самым светлым, к тому же с этого звука настраивается скрипка?…..

- Соль.

А теперь, дружок, изволь,
Познакомься с ноткой соль,
“Нотный стан, этаж – второй”

Эту ноту запомнить очень просто.
Нотный стан тут на замке
Ключ – у ноты “соль” в руке.
От замков ключи различны.
У неё же ключ скрипичный.

(Сольминизация, правописание и звучание, одновременно распевание)

Распевка:

Тут не – “о”
И не “ноль”
Тут поётся нота соль. (Звучит на одном звуке - соль)

Игра “Кто запомнил ноту соль?” (групповая). Учитель даёт возможность определить на слух, где звучит нота соль. Затем, учитель исполняет несколько нот с определёнными паузами, из которых необходимо определить – соль и дать сигнал. Так при помощи инструмента и музыкального слуха детей закрепляется звуковысотность. Если звучит нота соль, по мнению ребёнка, то он показывает знак – внимание, указательный палец вверх.

Да, молодцы, вы запомнили, как звучит нота, а теперь пора определить на инструменте, где она находиться и поучиться играть её самостоятельно.

Небольшими группами дети подходят к инструменту и запоминают место нахождения на клавиатуре, не забывая проигрывать.

Если вы запомнили, как звучит этот звук, вы можете его услышать практически в каждой песне, вот, например, в песне “Ручеёк” композитора Жанны Колмагоровой.

(Звучит мелодия песни, а дети, если слышат ноту - соль, показывают знак внимания)

Ручеёк. (Приложение)

Сколько раз вы услышали нашу любимую нотку? (Ответы детей) Проверили все вместе с учителем.

Поэтому наша песня словно наполнена светом, теплом, солнцем. Эту песню мы с вами исполняем не только в вокальном исполнении, но и выполняем движения. Движения должны совпадать с ритмом песни. Обратите внимание, на какие слова встречаются трудности при исполнении, и вспомните основные правила пения.

Вокально-исполнительская работа над проблемными моментами.

Наш урок незаметно подходит к своему завершению, давайте познакомимся, с какими произведениями мы сегодня путешествовали по сказке. Кто их исполнитель и композитор. Вновь обращаемся за помощью к мультимедиа презентации.

Где же мы сегодня побывали? Голоса, каких инструментов услышали? (Ответы детей)

И к какому выводу пришли инструменты?…(Ответы детей)

Домашнее задание: я вам, раздам карточки, дома ответьте на вопросы и выполните задание. Карточки с домашним заданием раздаются каждому в руки учителем.

Задания делятся на три группы

- 1-я группа, для тех, кто музыкально образован

- 2-я группа, для тех, кто успешно усваивает

- 3-я группа, основной состав класса.

Музыкальное прощание учителя и детей.

Уход детей под аккомпанемент песни “Ручеёк”.

Домашнее задание.

1 уровень подготовки. I задание: Какую ноту надо вставить, чтобы получилось слово?

1) ко….ска (ля) 6)… ры
2) по…дор 7) фа… (овощ)
3)…ша (имя) 8) по…на
4) Ко…. (имя)
5) ….гушка

2 уровень.II задание: Вам необходимо ответить, на вопросы:

1) Какие ноты окружают ноту соль?

2) Какая нота ближе “до” или “си”?

3) Если знаешь, на нотном стане напиши все семь нот по порядку.

3 уровень. III задание.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4