Занятие по информатике "Относительная и абсолютная адресация. Диаграммы"

Разделы: Информатика


Цели занятия:

  • образовательные: усвоение студентами принципов адресации в ТП; формирование умения строить диаграммы по данным ЭТ; формирование навыков «создание», «сообщение», «определение» информации (компоненты ИКТ-компетентности);
  • развивающие: развитие умений работать в приложении MS Excel;
  • воспитательные: воспитание культуры умственного труда и эстетических взглядов.

Тип занятия: комбинированное.

Оборудование:

  1. ксерокопии квитанции оплаты электроэнергии
  2. Задачник 2, Семакин И.Г.
  3. демонстрационные файлы Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.
  4. Источник информации: Семакин И.Г. Базовый курс. Информатика 7-9, Задачник 2.

План занятия

Этап Время(мин.) Методы и формы
1 Оргмомент 1 Доклад дежурного
2 Актуализация, закрепление 38 Беседа, практическая работа (индивидуальная)
3 Целеполагание, мотивация 2 Рассказ
4 Изучение нового материала 20 Объяснение, демонстрация, работа с учебником
5 Закрепление (первичное) 15 Практическая работа (фронтальная, индивидуальная)
6 Итог занятия 4 Анализ деятельности, объяснение домашнего задания

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Отсутствующие, готовность к уроку. (Доклад дежурного)

  1. Актуализация, закрепление изученного материала на прошлом занятии.

Устный опрос:

  • Данные ЭТ? В каких ячейках хранятся данные типа «текст» («число», «формула»)?
  • Основное свойство ЭТ? Пояснить на примере.
  • Правила записи формул?
  • Приемы рационального заполнения ЭТ данными (одинаковые данные, последовательности и закономерности)? Продемонстрировать на примере.

При опросе используется заготовка ЭТ, с которой на предыдущем занятии работали студенты (Приложение 1), Листы Расходы и Рациональность).

Современные информационные технологии насыщены возможностями рационального труда человека при создании информационных объектов. С этим вы сегодня продолжите знакомиться.

На предыдущем занятии вы начали создавать таблицу по расходам за один день, так сказать отчет о потраченных денежных средствах. Почему она не была закончена? (Не было информации о ценах на продукты повседневного спроса)

Это было домашним заданием.

Практическое задание: продолжить работу по заполнению таблицы, используя приемы рационализации.

Дополнительное задание: оформить таблицу, чтобы при первом взгляде на неё можно было видеть общие затраты на каждый продукт, общие затраты за всю неделю.

(Практическая индивидуальная работа на ЭВМ)

Индивидуальная помощь со стороны преподавателя (Приложение 1), Лист Расходы оформление).

Почему формулы считают то, что требуется, хотя вы записывали их, используя копирование из других ячеек (стоимость всего масла, хотя копировали формулу вычисления стоимости хлеба)? (Работает принцип относительной адресации)

Проверим домашнее задание (Задачник 2, стр. 121, № 23) (Сопровождение ответов демонстрацией, (Приложение 2)

Продолжим нашу работу по использованию ЭТ в быту.

Учет расходов на питание в форме таблицы, которую вы создали, может быть громоздким. Но мы знакомимся с возможностями приложения Excel на примере простых таблиц. Дома вы можете попробовать создать более удобную форму и при необходимости и желании показать её в дальнейшем нам.

В семейном бюджете есть ещё одна статья расходов – коммунальные услуги. Как часто приходится платить за коммунальные услуг(Обычно раз в месяц)

  • А какие это услуги? (Вода, канализация, отопление, квартплата, электроэнергия)
  • Каким образом производится оплата? (Заполнение квитанции фиксированной суммой или снятие показаний счетчика и заполнение квитанции, затем платёж в банке или другом определенном месте)

Имея под рукой ПК, целесообразно функцию по хранению данных о расходах на коммунальные услуги передать ему. Но было бы глупо не использовать возможности вычислений с помощью ЭТ, когда речь идет о платежах по показаниям счетчика.

Облегчим труд по подсчету платежей только за одну коммунальную услугу, которой пользуются абсолютно все. Это предоставление электроэнергии. Квитанцию, которую необходимо заполнить, вы видите в выданных вам карточках (Рисунок1).

  • В каких полях потребуются вычисления? (Сумма, Квт.ч., Пеня, Всего)

Задание: создать ЭТ, которую мама заполнила бы только показаниями счетчика, снимаемыми в конце месяца, а вычисления по количеству нагоревших киловатт в час (Квт.ч) и требуемой оплате выполнил бы компьютер (Условие: платим регулярно, поэтому пеня не начисляется).

Маме останется только заполнить квитанцию и, выдав вам определенную сумму, отправить вас в банк (Примечание: таблицу создаем на один год). (Усвоение задания)

Какие поля целесообразно включить в таблицу? (Месяц, показания счетчика в начале месяца, в конце месяца, сколько нагорело Квт.ч., сколько надо заплатить, цена одного Квт.ч.)

Изобразим структуру таблицы в тетради и на доске.

Определим расположение данных в ячейках.

  • Где какие данные будут? (Текст A1:E2; A3:A14; C15, числа B3; C3:C14, формулы B4:B14; D3:E15)
  • Какие формулы будут в диапазоне B4:B14 ? (Равенство показаниям счетчика в конце предыдущего месяца)
  • Какие формулы будут в диапазоне D3:D14 ? (Разность показаний счетчика в конце и начале месяца)
  • Какие формулы будут в диапазоне E3:E14 ? (Произведение количества Квт.Ч. на цену 1 Квт.Ч.)

Цена одного Квт.Ч. имеет название «тариф» и определяется коммунальными службами. В настоящее время в нашем городе он составляет 1 рубль 54 копейки.

Тариф может меняться в течение года, но мы условимся создавать таблицу для неизменного тарифа, который будем хранить в отдельной ячейке B16.

Практическое задание: Создайте таблицу в отдельном файле с именем Электроэнергия. (Практическая индивидуальная работа на ЭВМ. При написании формулы Оплаты возникает сообщение об ошибке.)

Задание: Проанализировать, в чем же ошибка, просмотрев получившиеся формулы. Предложить выход из создавшейся ситуации. (При копировании получаются не правильные формулы. Выход: для каждого месяца вводить новую формулу)

  1. Целеполагание, мотивация.

Не всегда бывает нужно, чтобы при копировании формулы адреса ячеек, используемых в формуле, изменялись. Другими словами принцип относительной адресации иногда мешает рационально создать ЭТ.

  • Как же поступать в таких случаях?
  • Какие возможности есть в ТП?
  1. Новый материал: Абсолютная адресация.

Для того, чтобы адрес при копировании формулы не изменялся его нужно говорят «заморозить» или сделать абсолютным.

Абсолютные адреса не изменяются при копировании формул. Такие адреса содержат знак $ перед именем столбца и номером строки – $А$1.

Для записи знака $ можно использовать нажатие клавиши F4, когда текстовый курсор установлен на адресе. (Демонстрация)

Задание: записать формулу вычисления оплаты за январь и скопировать её в остальные ячейки. Сохранить файл.

Смешанные адреса частично изменяются при копировании формулы. Такие адреса содержат знак $ перед именем столбца или номером строки – $А1, А$1, что означает неизменность той части адреса, перед которой стоит знак $.

(Демонстрация: Приложение 3, Листы $A$1+B1, A$1+B1, $A1+B.
Запись в тетрадь фрагментов таблицы A1:D2)

  1. Новый материал: Диаграммы

Для лучшего восприятия числовой информации человек нередко использует её наглядное представление.

  • Как можно показать маленькому ребенку, что пять больше трёх?(пять кубиков положить рядом с тремя)

В ЭТ тоже есть возможность отображения числовой информации в наглядной форме – диаграмма.

(Демонстрация: Приложение 3, Лист Диаграмма)

Рассмотрим только наиболее используемые диаграммы: круговые, столбчатые, линейные. Каждая из них используется с определенной целью.

Задание: выяснить из материала учебника следующее

  • Что такое диаграмма?
  • Для чего служат круговые, столбчатые, линейные диаграммы? (Практическая работа с учебником. Проверка, обсуждение)

Круговая – сравнение величин в одной точке;

Столбчатая – сравнение величин в нескольких точках (гистограмма);

Линейная – слежение за изменением величин при переходе от одной точки к другой (график).

Цель: показать как изменялось количество Квт.ч. в течение года (график).

(Наблюдение демонстрации построения диаграммы по данным диапазона D3:D14)

  1. Закрепление (первичное).

Задание: построить диаграммы на отдельных листах.

Цель: показать, какую долю от годового платежа составляли платежи по месяцам (круговая).

Цель: показать сравнение платежей по месяцам (гистограмма).

  1. Итог занятия
  • Для чего используется абсолютный адрес?
  • Для чего используются диаграммы в ЭТ?
  • Что можно было бы показать с помощью диаграммы по таблице о расходах на питание за неделю?

Домашнее задание:

  1. записи в тетради,
  2. Задачник 2, стр. 140-144, п.5.5.5;
  3. Задачник 2, стр. 121, № 24 (итог: четыре таблицы).