Цели урока:
- Дать детям возможность оценить свои достижения.
- Ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- Развивать память, внимание, наблюдательность к слову.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
- Развивать навыки беглого осознанного чтения, творческие способности, речевые умения.
Оборудование:
- Рисунки к русским народным сказкам.
- Дидактический материал для каждого ученика.
- Запись сказки. «Каша из топора».
- Корзина со сказочными вещами.
- Мультимедийное оборудование
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Улыбнитесь друг другу.
- Пожелайте доброго настроения.
- Речевая разминка.
- повторение скороговорок,
- знакомство с новой скороговоркой,
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
Стих на доске:
Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.
- чтение учащимися про себя,
- хоровое выразительное чтение.
Учитель: Прочитав стихотворение вы догадались о чём мы будем говорить на уроке? (О сказках)
Учитель: Сейчас со мной вместе прочитаем авторскую сказку «Лиса и волк» В. Зотова.
Постарайтесь понять кто главный герой сказки.
Сказка: «Лиса и волк" В. Зотов.
Здравствуй куманёк! -улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.
-Здравствуй, здравствуй,- щёлкнул зубами волчище.- Опять что- нибудь скверное затеяла?
- Я затеяла? да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала!- возмутилась рыжая.
-А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить?- напомнил Волк.- Еле ноги унёс.
- Так это же сказка!- махнула лапой Лиса.
-А колобка кто съел? А Петушка- золотого гребешка кто хитростью в лес заманил?- не унимался тот.
-И ты всему поверил? - Лисица обвила ноги своим пушистым хвостом.- Ты больше слушай, тебе ещё и не такого наговорят…
- Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.
- Ну и хитра же ты рыжая.- Волк посмотрел на Лисицу.- Да и красива ты, плутовка.
- Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо хвост помогает, следы заметает, собак с пути сбивает.
- Хорошо бы, если и мой мне так помогал,- Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.
- Всё у тебя не так, как у других,- проворчала Лиса.- Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня?
-Нет уж спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.
Ну как знаешь, - равнодушно сказала плутовка.
- Вопросы по прочитанному:
- Кто главный герой сказки?
- Почему лису называют рыжей плутовкой?
- Как хвост помогает лисе убежать от охотников?
- Какие ещё сказки о лисе знаете?
- Проверка Д/З. Книжная выставка.
- Какие сказки вы сегодня принесли? (рассказ учащихся о своей сказке по памятке ,3чел.).
Памятка:
- Назови сказку и её автора.
- Кто в сказке действует? Какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
Учитель: Как можно назвать нашу выставку?
Так и будет называться тема урока: "В гостях у сказки», и будем говорить о русских народных сказках".
- Постановка целей урока.
- Скажите, ребята, чему должны мы научиться на уроке? (вспомнить русские народные сказки, быть внимательными к слову, вырабатывать внимание, терпение, трудолюбие, умение работать с текстом, уметь выделять главную мысль)
- Повторение изученного.
- По каким признакам отличаются сказки от других произведений?
- Назовите самых главных жителей сказочного мира. (Кощей Бессмертный, Баба -Яга, Красна девица и Добрый молодец)
- Вспомните какими бывают в сказках Кощей Бессмертный, Баба-Яга? (злые)
- Добрый молодец и Красная девица? (красивые, умные)
- Заяц и волк? (трусливый, глупый, доверчивый )
Так что же такое сказка?
Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами.
Назовите самое главное правило в сказке. подтвердить эти правила. (Добро побеждает зло, сказка - ложь да в ней намёк.)
Итак, отправляемся в сказку, но на пути у нас грозное препятствие - трёхглавый Змей - Горыныч. Каждая его голова любит разные сказки: о животных, волшебные сказки, бытовые. Чтобы усыпить бдительность змея – Горыныча, нужно выполнить следующие задания:
- Вот корзина, в ней разные вещи. Интересно, чьи они? Я буду показывать, а вы думайте и отвечайте.
Чья это вещь и из какой сказки.(стрела, клубок, щука, перо Жар- птицы).
Почему эти сказки называются волшебными?
Какие чудеса в них происходят?
Первую мы голову одолели. Она сладко заснула.
- Физкультминутка.
- Задание №1. На листочках даны слова и вот некоторые животные герои сказок спрятались внутри этих слов.
Найдите эти слова:
Баранки
коньки
Василиса
волкодав
икота
стрекоза
- Какие сказки о животных вы знаете?
- В чём особенность этих сказок? (Животные ведут себя как люди).
Одолели мы вторую голову, примемся за третью.
- Задание №2. Вы много знаете сказок о животных, проверим как знаете их названия. Собери названия сказок (проверка в парах), (1человек зачитает).
Соберите названия сказок:
- Чтение учеником отрывка из сказки. Узнайте сказку.
«Принесла старуха котёл.
Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал»
- Скажите, ребята, из какой сказки отрывок? Да, отрывок из сказки «Каша из топора»,
- третья голова тоже любит сказки
- бытовые, её мы и прочитаем.
- Словарная работа.
на побывку - в отпуск,
изба - дом,
служивый - солдат,
вдоволь - много,
топорище - ручка для топора,
чулан - кладовка,
сдобрил- добавил,
сирота - бедный, одинокий.
- Чтение сказки за диктором.
- Кто главные герои этой сказки?
- Что можете сказать о старухе?
- А что можно сказать о солдате?
- Перед вами лежат пословицы: подчеркните, которая подходит к этой сказке.
ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ.
ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ - ОДИН ОТРЕЖЬ
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ БЕЖИТ
ДОБРОЕ БРАТСТВО - ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
- Что в сказке вымысел, а что могло случиться в жизни? (В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными).
- Какие бытовые сказки мы читали на уроках? («Мена», «Самое дорогое»).
- Д./З. по желанию:
- Попробовать сочинить свою сказку любую по виду.
- Нарисуйте рисунок к сказке: «Каша из топора»
Чтение по ролям.
- Подведение итогов.
- Какие бывают сказки?
- В чём их отличие?
- Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое всегда побеждает).
- Мультимедийный показ рисунков.
- по детским рисункам определить название сказки и ее вид.
- Психологическое состояние учащихся, после урока: цветом обозначить своё настроение.
- Минутное чтение для определения своих достижений.
Раскрасить кирпичик в листке «Мои достижения».