"В гостях у сказки" — сценарий урока

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Дать детям возможность оценить свои достижения.
  2. Ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  3. Развивать память, внимание, наблюдательность к слову.
  4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
  5. Развивать навыки беглого осознанного чтения, творческие способности, речевые умения.

Оборудование:

  1. Рисунки к русским народным сказкам.
  2. Дидактический материал для каждого ученика.
  3. Запись сказки. «Каша из топора».
  4. Корзина со сказочными вещами.
  5. Мультимедийное оборудование

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.
  • Улыбнитесь друг другу.
  • Пожелайте доброго настроения.
  1. Речевая разминка.
  • повторение скороговорок,
  • знакомство с новой скороговоркой,
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Стих на доске:

Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.

  • чтение учащимися про себя,
  • хоровое выразительное чтение.

Учитель: Прочитав стихотворение вы догадались о чём мы будем говорить на уроке? (О сказках)

Учитель: Сейчас со мной вместе прочитаем авторскую сказку «Лиса и волк» В. Зотова.

Постарайтесь понять кто главный герой сказки.

Сказка: «Лиса и волк" В. Зотов.

Здравствуй куманёк! -улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.

-Здравствуй, здравствуй,- щёлкнул зубами волчище.- Опять что- нибудь скверное затеяла?

- Я затеяла? да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала!- возмутилась рыжая.

-А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить?- напомнил Волк.- Еле ноги унёс.

- Так это же сказка!- махнула лапой Лиса.

-А колобка кто съел? А Петушка- золотого гребешка кто хитростью в лес заманил?- не унимался тот.

-И ты всему поверил? - Лисица обвила ноги своим пушистым хвостом.- Ты больше слушай, тебе ещё и не такого наговорят…

- Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.

- Ну и хитра же ты рыжая.- Волк посмотрел на Лисицу.- Да и красива ты, плутовка.

- Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо хвост помогает, следы заметает, собак с пути сбивает.

- Хорошо бы, если и мой мне так помогал,- Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.

- Всё у тебя не так, как у других,- проворчала Лиса.- Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня?

-Нет уж спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.

Ну как знаешь, - равнодушно сказала плутовка.

  1. Вопросы по прочитанному:
  • Кто главный герой сказки?
  • Почему лису называют рыжей плутовкой?
  • Как хвост помогает лисе убежать от охотников?
  • Какие ещё сказки о лисе знаете?
  1. Проверка Д/З. Книжная выставка.
  • Какие сказки вы сегодня принесли? (рассказ учащихся о своей сказке по памятке ,3чел.).

Памятка:

  1. Назови сказку и её автора.
  2. Кто в сказке действует? Какие это герои?
  3. Какие события описываются в сказке?
  4. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  5. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

Учитель: Как можно назвать нашу выставку?

Так и будет называться тема урока: "В гостях у сказки», и будем говорить о русских народных сказках".

  1. Постановка целей урока.
  • Скажите, ребята, чему должны мы научиться на уроке? (вспомнить русские народные сказки, быть внимательными к слову, вырабатывать внимание, терпение, трудолюбие, умение работать с текстом, уметь выделять главную мысль)
  1. Повторение изученного.
  • По каким признакам отличаются сказки от других произведений?
  • Назовите самых главных жителей сказочного мира. (Кощей Бессмертный, Баба -Яга, Красна девица и Добрый молодец)
  • Вспомните какими бывают в сказках Кощей Бессмертный, Баба-Яга? (злые)
  • Добрый молодец и Красная девица? (красивые, умные)
  • Заяц и волк? (трусливый, глупый, доверчивый )

Так что же такое сказка?

Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами.

Назовите самое главное правило в сказке. подтвердить эти правила. (Добро побеждает зло, сказка - ложь да в ней намёк.)

Итак, отправляемся в сказку, но на пути у нас грозное препятствие - трёхглавый Змей - Горыныч. Каждая его голова любит разные сказки: о животных, волшебные сказки, бытовые. Чтобы усыпить бдительность змея – Горыныча, нужно выполнить следующие задания:

  1. Вот корзина, в ней разные вещи. Интересно, чьи они? Я буду показывать, а вы думайте и отвечайте.

Чья это вещь и из какой сказки.(стрела, клубок, щука, перо Жар- птицы).

Почему эти сказки называются волшебными?

Какие чудеса в них происходят?

Первую мы голову одолели. Она сладко заснула.

  1. Физкультминутка.
  2. Задание №1. На листочках даны слова и вот некоторые животные герои сказок спрятались внутри этих слов.

Найдите эти слова:

Баранки

коньки

Василиса

волкодав

икота

стрекоза

  • Какие сказки о животных вы знаете?
  • В чём особенность этих сказок? (Животные ведут себя как люди).

Одолели мы вторую голову, примемся за третью.

  1. Задание №2. Вы много знаете сказок о животных, проверим как знаете их названия. Собери названия сказок (проверка в парах), (1человек зачитает).

Соберите названия сказок:

  1. Чтение учеником отрывка из сказки. Узнайте сказку.

«Принесла старуха котёл.

Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал»

  • Скажите, ребята, из какой сказки отрывок? Да, отрывок из сказки «Каша из топора»,
  • третья голова тоже любит сказки
  • бытовые, её мы и прочитаем.
  1. Словарная работа.

на побывку - в отпуск,

изба - дом,

служивый - солдат,

вдоволь - много,

топорище - ручка для топора,

чулан - кладовка,

сдобрил- добавил,

сирота - бедный, одинокий.

  1. Чтение сказки за диктором.
  • Кто главные герои этой сказки?
  • Что можете сказать о старухе?
  • А что можно сказать о солдате?
  1. Перед вами лежат пословицы: подчеркните, которая подходит к этой сказке.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ.

ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ - ОДИН ОТРЕЖЬ

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ БЕЖИТ

ДОБРОЕ БРАТСТВО - ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

  • Что в сказке вымысел, а что могло случиться в жизни? (В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными).
  • Какие бытовые сказки мы читали на уроках? («Мена», «Самое дорогое»).
  1. Д./З. по желанию:
  • Попробовать сочинить свою сказку любую по виду.
  • Нарисуйте рисунок к сказке: «Каша из топора»

Чтение по ролям.

  1. Подведение итогов.
  1. Какие бывают сказки?
  2. В чём их отличие?
  3. Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое всегда побеждает).
  4. Мультимедийный показ рисунков.
  5. по детским рисункам определить название сказки и ее вид.
  1. Психологическое состояние учащихся, после урока: цветом обозначить своё настроение.
  2. Минутное чтение для определения своих достижений.

Раскрасить кирпичик в листке «Мои достижения».