Цели:
- Способствовать формированию вычислительных навыков, умений решать логические задачи.
- Способствовать развитию элементов логического мышления: абстрагирование, анализ.
- Способствовать воспитанию чувства интереса к математике, как к учебному предмету; чувства коллективизма.
Оборудование: доска, магниты, карта, паровозы, задание на карточках, грамоты.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране "Математики" на 2-х паровозах.
Рисунок 1,2.
Эти паровозы будут вести машинисты (капитаны) команд.
На каждой станции будут предложены задания, которые вы должны будете выполнить за определенное время. За каждый правильный ответ вы будете получать угольки. Выигрывает та команда, которая первая доберется до "Вокзала Победы". Следить за ходом нашего путешествия будут диспетчеры (члены жюри) [представление жюри].
1-я станция "Смекай-ка".
«Шуточные примеры часто имеют больше значения, чем полезные»
Штифель, немецкий математик.
Задачи задаются командам по очереди. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит другой команде.
- Пять стогов и семь стогов сена связали и сложили вместе. Сколько получилось стогов? (один)
- У трех маляров был брат Прокоп, а у Прокопа братьев не было. Как это могло случиться? (маляры-сестры)
- Два отца и два сына застрелили трех зайцев, каждый по одному. Как это случилось? (Дед, отец, сын)
- Какое расстояние от Земли до Солнца? (Такое же как и от Солнца до Земли)
2-я станция "Мозговой штурм".
«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»
М. В. Ломоносов
Задачи раздаются командам на карточках.
1 задача
В семье 4 детей, им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3? (Таня – 13 лет, Юра – 8 лет, Света – 5 лет, Лена – 15 лет)
2 задача
В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята? (Коля, Юра, Оля, Ира, Саша)
3-я станция "Чудесные ряды".
Задача каждой команды продолжить числовой ряд, добавив по 2 числа в каждом ряду. За первый числовой ряд – 2 уголька, второй – 3 уголька, третий – 4 уголька
1 команда
1? 12? 23… (34, 45 )
1? 3? 5? 7? 10? 12? 14… (16, 19)
1? 4? 2? 6? 3? 8? 4? 10… (5, 12)
2 команда
1 7 13… (19, 25)
1 3 7 15 31… (63, 127)
1 6 5 11 9 16 13… (21, 17)
4-я станция "О, геометрия"
У входа в Академию, основанную философом древности Платоном была такая надпись: "Не знающий геометрии да не войдет в Академию".
1 команда
Сколько треугольников в фигуре?
(18 штук)
2 команда
Сколько треугольников в фигуре?
(28 штук)
5-я станция "Конкурс машинистов"
Машинистам команд предлагается подойти к столу, где находятся карточки, на которых написаны некоторые слоги. Задача капитанов – составить математическое свойство (предложение), используя данные "слова".
6-я станция "Отдохни"
Пока машинисты трудятся над заданием, мы немножко отдохнем. Хочу показать вам, уважаемые пассажиры, фокус, но он сможет исполниться только у тех, кто старательно и внимательно, никому не показывая, выполнит его вместе со мной.
Задумайте число (цифру) первого десятка, умножьте ее на 5, полученное произведение умножьте на 2, прибавьте 7, отбросьте первую цифру, к оставшейся (второй) цифре прибавьте 5, отнимите 4, прибавьте 8. После этого должно получиться 16.
7-я станция "Вокзал Победы"
Диспетчеры подсчитывают заработанные командами угольки за все путешествие. Награждение победителей грамотами. Следует сделать акцент на то, что обе команды добрались до "Вокзала Победы", просто один паровозик приехал быстрее другого.