Урок физики по теме "Архимедова сила"

Разделы: Физика


 

 Цели:

  1. Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости или газа и от объема тела.
  2. Развивая знания учащихся о давлении жидкости и применяя закон Паскаля, выяснить причину возникновения архимедовой силы, вывести формулу для расчета и уметь ей пользоваться при решении задач.
  3. Способствовать формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.

Демонстрации:

сосуд с водой, набор тел, ведерко Архимеда, динамометр

Ход урока  

I. Начальный этап ( проблема – формулировка задачи)

Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?

Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?

Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.

II Основной этап

1) Фронтальный эксперимент:

  1. Определите вес данного тела в воздухе – .
  2. Определите вес этого тела в воде – .
  3. Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
    Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Существует – архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые
указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Учащиеся записывают тему урока, выполняют рисунок, результаты эксперимента.

2) Работа в группах-экипажах.

Выполнение задания по карточкам (сделать устный отчет и сообщить вывод)

№1

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объема, но разной плотности.

№ опыта

Цилиндр

1

алюминий

 

 

 

2

латунь

 

 

 

Вывод:

№2

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности

№ опыта

Тела из
пластилина

1

кубик

 

 

 

2

шарик

 

 

 

Вывод:

№3

Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на одно и тоже тело.

№ опыта

Жидкость

1

вода

 

 

 

2

соленая вода

 

 

 

Вывод

№4

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинаковой плотности, но разной формы.

№опыта

Тело

1

кубик

 

 

 

2

шарик

 

 

 

Вывод:

№5

Архимедова сила в зависимости от погруженной в жидкость части объема тела (глубины погружения)

Часть объема тела, погруженная в воду

1/4

1/2

3/4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

№6

Используя рисунок 136 учебника объяснить причину возникновения Архимедовой силы и вывести формулу для ее расчета.

Причина :

- давление жидкости, возникающее под действием .
-закон Паскаля.

Согласно закона Паскаля это давление действует не только на верхнюю грань, но и на нижнюю.

Вывод:

Архимедова сила

зависит от:

не зависит от:


3) Демонстрация опыта с ведерком Архимеда.

III Закрепление

4) Решение задач из сборника В.И. Лукашика: №634, 635

5) Самостоятельная работа по карточкам

1.Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде13 Н.Определить плотность фарфора? (5 баллов)
2.Какой силой можно удержать в воде стальной рельс объемом ? (4 балла)
3.С какой силой выталкивается медный брусок массой 890 г при полном погружении в воду? (3 балла)
4.Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом , находящийся в воде? (2 балла)
5.Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н. (1 балл)

IV Итоги урока.

Домашнее задание: § 48, 49, упр. 24 задание 14