Цели:
- Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости или газа и от объема тела.
- Развивая знания учащихся о давлении жидкости и применяя закон Паскаля, выяснить причину возникновения архимедовой силы, вывести формулу для расчета и уметь ей пользоваться при решении задач.
- Способствовать формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.
Демонстрации:
сосуд с водой, набор тел, ведерко Архимеда, динамометр
Ход урока
I. Начальный этап ( проблема – формулировка задачи)
Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?
Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.
II Основной этап
1) Фронтальный эксперимент:
- Определите вес данного тела в воздухе – .
- Определите вес этого тела в воде – .
- Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Существует – архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые
указал на ее существование и рассчитал ее значение.
Учащиеся записывают тему урока, выполняют рисунок, результаты эксперимента.
2) Работа в группах-экипажах.
Выполнение задания по карточкам (сделать устный отчет и сообщить вывод)
№1
Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объема, но разной плотности.
№ опыта |
Цилиндр |
|||
1 |
алюминий |
|
|
|
2 |
латунь |
|
|
|
Вывод:
№2
Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности
№ опыта |
Тела из |
|||
1 |
кубик |
|
|
|
2 |
шарик |
|
|
|
Вывод:
№3
Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на одно и тоже тело.
№ опыта |
Жидкость |
|||
1 |
вода |
|
|
|
2 |
соленая вода |
|
|
|
Вывод
№4
Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинаковой плотности, но разной формы.
№опыта |
Тело |
|||
1 |
кубик |
|
|
|
2 |
шарик |
|
|
|
Вывод:
№5
Архимедова сила в зависимости от погруженной в жидкость части объема тела (глубины погружения)
Часть объема тела, погруженная в воду |
1/4 |
1/2 |
3/4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
№6
Используя рисунок 136 учебника объяснить причину возникновения Архимедовой силы и вывести формулу для ее расчета.
Причина :
- давление жидкости, возникающее под действием .
-закон Паскаля.
Согласно закона Паскаля это давление действует не только на верхнюю грань, но и на нижнюю.
Вывод:
Архимедова сила |
|
зависит от: |
не зависит от: |
3) Демонстрация опыта с ведерком Архимеда.
III Закрепление
4) Решение задач из сборника В.И. Лукашика: №634, 635
5) Самостоятельная работа по карточкам
1.Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде13 Н.Определить плотность фарфора? (5 баллов)
2.Какой силой можно удержать в воде стальной рельс объемом ? (4 балла)
3.С какой силой выталкивается медный брусок массой 890 г при полном погружении в воду? (3 балла)
4.Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом , находящийся в воде? (2 балла)
5.Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н. (1 балл)
IV Итоги урока.
Домашнее задание: § 48, 49, упр. 24 задание 14