Введение
Данное занятие проводилось в 9-х классах в рамках учебной программы межпредметного курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников по английскому языку «Мы едем в Великобританию». Это итоговое занятие курса проходило в форме защиты проектной работы, задачей которой явилось развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
В ходе данного занятия учащиеся смогли испытать свои возможности в общении с англоговорящими людьми в форме ролевой игры, и определить, насколько реальна для них поездка за границу, в плане владения английским языком и способность к коммуникации.
Учащиеся познакомились с традиционными особенностями страны, этикетными формами ведения диалога, увидели улицы Британии, телефоны, автобусы, метро, основные достопримечательности Лондона по видео, услышали аутентичную английскую речь, что способствовало развитию мотивации посетить эту страну, пообщаться с английскими сверстниками.
Занятие было построено таким образом, что каждый из учащихся попытался ответить на заданные ему сверстником вопросы. Для учащихся было создано «погружение в англоязычную среду», где каждый смог сделать попытку «выжить в чужой стране», используя при этом все свои личностные качества и умение применить изучаемый в школе язык на практике.
Занятие включало в себя просмотр видеосюжета, разговорный практикум, ролевую игру, и как итог работы выполнение проекта в форме путеводителя по одной из достопримечательностей Британии.
Данное занятие отличается от школьного урока тем, что включает в себя темы не рассматриваемые в школьном курсе, а те темы что даны лишь в скользь представлены в данном курсе углубленно и более приближены к жизни. Был использован качественно новый метод подготовки учащихся – работа с видеофильмом и видеосюжетом. Это - возможность погрузится в англоязычную среду, представить себя один на один с англоговорящим человеком и принять самостоятельное решение по поведению в определенной ситуации, в зависимости от создавшихся условий общения.
Посетив данное занятие, учащиеся смогли понять, как вести себя за границей, и насколько реально они готовы к этому, что также окажет им неоценимую помощь в самоопределении. Учащиеся лучше смогли понять свои возможности для обучения за границей, общению с носителями языка, раскрыли свои способности к коммуникации на английском языке. Это занятие помогло им повысить не только самооценку, дало возможность утвердится в среде сверстников, но также способствовало самопознанию, повысило мотивацию для дальнейшего изучения языка и ориентации на гуманитарный профиль (профессии – филолог, лингвист, учитель английского языка), а также дало возможность попробовать себя в качестве гида, переводчика, то есть способствовало дальнейшему профессиональному самоопределению.
При организации учебного процесса в рамках данного занятия мы использовали:
- Индивидуально-личностный подход к ученикам.
- Ориентированность программ обучения на социальную защиту подростков, развитие индивидуальных качеств школьников для успешного вхождения в социум.
- Повышение качества обучения, за счет внедрения активных форм и методов, использования технологий деятельностно-коммуникативного подхода, развития творческих способностей учащихся.
ИКТ использовались на протяжении всего занятия.
Работа с CD «Профессор Хиггинс»
была направлена на формирование фонетических навыков учащихся и постановку правильного произношения.
Работа с видеосюжетом «LIFE IN LONDON»
способствовала развитию навыков аудирования, поддержки интереса к изучаемому материалу и последующему этапу работы над ним, а также дало возможность услышать аутентичную английскую речь и выступила в качестве побуждающего средства к коммуникации на английском языке.
Видеозапись позволила нам синтезировать все основные виды наглядности: зрительной, слуховой, моторной, предметно-образной и экстралингвистической.
Использование видео позволило:
- стимулировать воображение и творческую активность,
- развить критическое мышление,
- показать жизнь других людей во всех ее проявлениях,
- сравнить свою и чужую культуры,
- снять эмоциональное напряжение,
- подражать образцам аутентичной речи.
Мультимедийная презентация
использовалась учащимися для защиты проектных работ. Работы были выполнены на русском языке, но в процессе защиты учащиеся «проводили экскурсию» на английском языке.
Использование слайд-презентаций способствовало реализации следующих моментов:
- наглядность,
- занимательность,
- развитие внимание и интереса учащихся,
- возможность проявить индивидуальные способности в оформлении и форме предъявления работы,
- возможность попробовать себя в качестве гида-переводчика,
Опора на русский язык дала возможность слабым учащимся поверить в свои силы реализовать свои возможности в овладении иностранным языком на личностном уровне.
Предварительная работа по подготовке проекта-путеводителя проводилась с использованием ресурсов сети ИНТЕРНЕТ.
Учащиеся работали в сети ИНТЕРНЕТ с поисковыми системами RAMBLER, GOOGLE, YANDEX и находили интересную и полезную информацию, связанную с достопримечательностями Британии.
Затем работали с приложением Power Point и составляли слайд-презентации. Последний этап – подготовка «экскурсии» по выбранной достопримечательности на английском языке.
Необходимые ресурсы.
- CD «Профессор Хиггинс»,(1С, Истрасофт)
- Видеосюжет «LIFE IN LONDON»(Английский для повседневного общения. Видеокурс. Обнинск: Титул.)
- Методические материалы из приложений.
Источники информации
www.uk4you.ru
www.velikobritania.ru
www.england-online.ru
www.travelin-uk.ru
www.england-rest.org.ua
www.anglichane.narod.ru
www.greatbritain.com.ua
www.ostltd.ru
www.11n.ru
www.anglia4u.net
www.tourbutik.ru
Урок-практикум по теме: Однодневная экскурсия по Британии.
Содержание урока:
Этикетный диалог «Как спросить дорогу», видеопутешествие по Лондону. Творческая работа – проект путеводителя по достопримечательностям страны.
Форма: урок – практикум (1 час 20 минут).
Цель:
- учащиеся должны овладеть основами ведения этикетного диалога и речевого поведения в обозначенных выше ситуациях общения, а также уметь провести небольшую заочную экскурсию по достопримечательностям выбранного ими города Британии. Это будет выполнено в форме защиты проектной работы, которая будет являться итогом занятий, и будет оцениваться зачтено/незачтено.
- овладение учащимися вышеперечисленными основами умений будет способствовать их определению в выборе профиля дальнейшего обучения в 10-11 классах, в частности гуманитарного.
Задачи:
Практические:
- Ознакомить учащихся с этикетными формами ведения диалога – расспроса.
- Развитие навыков восприятия аутентичной английской речи на слух.
- Развитие диалогической и монологической речи учащихся.
- Совершенствование произносительных навыков.
Воспитательные:
- Развитие способностей к коллективной работе в паре, воспитание чувства ответственности за совместную работу.
- Формирование уважения к истории и культуре другого народа, воспитание толерантности.
Развивающие:
- Развитие связанной речи, языковой догадки, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления, развитие способности к узнаванию и сопоставлению нового и ранее изученного.
- Развитие познавательной активности учащихся, навыков самостоятельной и коллективной работы.
- Развитие логики высказывания, умения систематизировать свои знания, высказывать свое мнение и умения обосновать свою точку зрения.
Образовательные:
- Формирование мотивации учащихся к изучению иностранного языка, через страноведческий компонент.
- Расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка: ее географии, истории, культуре.
- Помощь учащимся в ориентации на гуманитарный профиль.
- Создание условий для реализации возможности попробовать себя в качестве гида-переводчика.
Структура урока.
1. Организационный момент. Создание мотивации к работе на уроке.
2. Фонетическая зарядка (warming - up).
Работа с CD «Профессор Хиггинс»
Фонетическая отработка речевых клише этикетного характера по теме «Транспорт. Дорога.», раздел фонетика.
Работа в режиме: диктор – класс, диктор – ученик.
Совершенствование произносительных навыков учащихся.
3. Ознакомление учащихся с этикетными формами ведения диалога – расспроса.
Работа с диалогом – образцом. (Приложение 1)
4. Ролевая игра «Take the second on the right».
Решение поставленной коммуникативной задачи:
Один из Вас житель Лондона, другой – турист. Расспросите как пройти к одной из достопримечательностей Лондона.
Учащиеся работают по карте Лондона (Приложение 2), что способствует созданию реальных условий для использования английской речи.
5. Работа с видеосюжетом.
- Просмотр видеосюжета «LIFE IN LONDON» (Приложение 3).
- Работа по содержанию видеосюжета (Приложение 4).
6. Совместная творческая работа – путеводитель по достопримечательностям Британии.
Защита учащимися проектных работ об отдельных достопримечательностях, выполненных в форме слайд – презентации.
7. Рефлексия усвоения содержания учебного материала.
Происходит подведение итогов урока. Учащиеся говорят чему они научились и что узнали на уроке.
8. Итоговое тестирование.
Приложение 5