Тема: Виктор Юзефович Драгунский "Англичанин Павел".
Цели урока: Познакомить детей с рассказами В.Ю. Драгунского.
Развивать память, внимание, умение анализировать и сравнивать исходный текст
и его краткий пересказ.
Развивать навыки осознанного выразительного чтения, творческие способности детей
путём чтения по ролям.
Оборудование: Презентация к уроку (Приложение 1.) или плаката и иллюстрации к заданиям, карточки с буквами для каждого ученика, портрет писателя, книга В.Драгунского "Где это видано, где это слыхано?", полный текст рассказа для каждого ученика, участвующего в инсценировке, макет арбуза, макет ножа.
Ход урока.
Организационный момент.
Упражнения для развития навыков чтения.
- - Начнём с упражнения направленного на формирование осознанного чтения.
- Прочтите слова на доске, какое слово здесь лишнее и почему?
Обрадовались, соскучились, сказал, уважаю. - - А теперь упражнения, развивающие беглость, быстроту чтения.
- Определите разницу в значении слов:
Беседа, собеседование, болтавня, диалог.
-Тренируемся в различных видах чтения: стр. 115 учебника, последние два абзаца.
а) читаем шёпотом;
б) читаем громко;
в) одновременно с учителем с убыстрением;
г) про себя. - - Тренируемся читать выразительно:
- Прочитать предложение несколько раз, выделяя голосом (делая ударение) разные слова.
Так вот он со мной каждый день занимается.
Так вотон со мной каждый день занимается.
Так вот он со мной каждый день занимается
Так вот он со мной каждый день занимается
Так вот он со мной каждый день занимается.
Постановка цели. Актуализация знаний.
- Найдите не повторяющиеся буквы, сложите из них фамилию детского писателя.
Д | Б | Р | А |
В | Г | Е | У |
Н | С | К | Ж |
Е | И | В | Й |
Ж | З | Б | З |
- Кому эта фамилия знакома?
- Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?
( В качестве подсказки используются иллюстрации, отрывки из рассказов "Заколдованная буква", "Всё тайное становится явным")
- Смешные или грустные рассказы пишет Виктор Драгунский?
- Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем об этом писателе, познакомимся с новыми фактами его жизни и творчества и, конечно, познакомимся с его новым произведением.
- Откройте свои тетради, запишите число, фамилию, имя, отчество писателя, годы его жизни.Виктор Юзефович Драгунский (1913 - 1972)
Работа над новым материалом.
1) Сведения о жизни и творчестве писателя.
- Я хочу вам напомнить основные сведения об этом писателе, а вы, пожалуйста, зафиксируйте их в своих тетрадях.
( Учащиеся записывают основные сведения, указанные на доске)- Наиболее точным определением к жизни этого человека, пожалуй, являются слова "Писатель щедрый и радостный…"
- Виктор Драгунский был талантлив и вглубь и вширь.
Если представать себе, сколько он успел сделать за короткий срок - всего пятьдесят девять лет отмерила ему судьба, - то, кажется, он прожил несколько жизней.
В одной жизни он был лодочником, токарем, в другой - цирковым клоуном, актёром кино и театра, руководителем замечательного сатирического ансамбля "Синяя Птичка", в третьей - одним из лучших детских писателей и превосходным писателем для взрослых.
Он очень любил детей. Его девизом были слова: "Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости".- А вы знаете, кто главный герой рассказов Виктора Драгунского?
- Я написала его имя на листе. Ой, вот ведь вредный Буквоешка, пообгрызал все буквы, может быть вы, ребята, поможете восстановить запись.
- А вы знаете, кто этот Дениска такой?
- Это сын писателя.
- Всего Виктор Драгунский написал около 90 рассказов. Сегодня мы познакомимся с одним из них: "Англичанин Павел".
2) Лексическая работа.
-Мы с ребятами подготовили инсценировку этого рассказа. Рассказ был взят вот из этой книги Виктора Драгунского "Где это видано, где это слыхано!" и поэтому имя героя рассказа, Павла, звучит немного по другому: Павля. Это одно и тоже имя, но вариант: Павля сейчас уже вышел из употребления. Сейчас употребляется только вариант: Павел.
( На доске запись: Павля = Павел )
- Так же в тексте встретятся ещё слова, которые могут быть вам не понятны:
Взрезал - надрезал;
Напыжился - напрягся, заважничал;
Опешил - растерялся от неожиданности, испуга;
Прочепушил - возможно от чепухи ш // х;
Пионеры - дети состоящие в детской пионерской организации; (пионер - первый)
Лапта - русская игра в маленький мяч;
Города, находящиеся в Англии.Ливерпуль
Манчестер
3)Первичное чтение.
( Произведение читается по ролям учащимися и учителем)
Слова автора читает учитель от третьего лица. Учащиеся читают слова мамы, папы, Дениса, Павла. Для декорации используется макет арбуза.
Слова автора, находящиеся внутри слов героев, не читаются.
Читается первоисточник, те есть полный вариант текста, помещённый в книге.
4)Беседа после чтения.
- Понравился ли вам рассказ?
- Почему?
- Что показалось вам смешным?
5) Работа по иллюстрации.
- Откройте страницу 117 учебника.
-Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, кто здесь изображён?
-Почему художник именно так изобразил Павлика?
5)Повторное чтение.
- А теперь, ребята, прочтите рассказ ещё раз в вашем учебнике и подумайте, нет ли чего-то в нём странного?
6) Анализ рассказа.
- Может это вообще другой рассказ, не тот, что мы для вас читали по ролям?
- А что здесь не так, по сравнению с первоначальным текстом?
- Тексты различаются только по объёму или есть разница и в содержании?
( Изменено имя, игра: вместо лапты - футбол)
- Как вы думаете, зачем авторы учебника изменили текст?
- Изменился ли смысл рассказа?
- Можно ли сказать, что в вашем учебнике по чтению помещён краткий пересказ рассказа?
- Кто герои рассказа?
-Что они делают?
- Как можно назвать их разговор: беседа, собеседование, диалог, болтовня?
- Почему?
7) Подготовка к выразительному чтению по ролям.
- Если бы вы читали слова мамы или папы, с какой интонацией вы бы это делали? ( С уважением, серьёзно)
-Найдите в тексте слова мамы, попробуйте прочитать с нужной интонацией. Сбоку, перед словами, помечайте, карандашом, чьи это слова:
Мама:
Папа:
Денис:
Павел:
Автор:
- Найдите в тексте слова папы, попробуйте прочесть с нужной интонацией.
- А, как, надо читать слова Павлика? (Небрежно, высокомерно)
- Найдите, прочтите.
- Как, надо читать слова Дениса? ( Сначала с завистью, заинтересованно, а в конце рассказа - возмущённо.)
- Найдите его слова, отмети, и прочтите с нужной интонацией.
- Чьи слова еще есть в тексте? (Автора)
- А зачем писатель включает слова автора в рассказ, ведь он не участвует в разговоре?
( Они помогают понять, кто говорит и с какой интонацией, настроением)
- Сейчас мы с вами попробуем прочитать по ролям, но слова автора, заключённые внутри слов героев, мы читать не будем.
8) Выразительное чтение по ролям.
( Читают один раз)
- Оцените, кому удалось прочитать слова своего героя с нужной интонацией, выразительно.Итог урока.
- Как вы думаете, ребята, почему этот рассказ помещён в разделе " Делу время - потехе час"?
- Какая главная мысль этого рассказа?
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского?
- На следующем уроке мы продолжим знакомиться с его творчеством, а сейчас запишите домашнее задание:1) Читать по ролям стр. 116-117;
2) Выбрать себе задание по желанию:
1 уровень - Изобразить своё отношение к произведению цветом (мазок, кружок определённого цвета)
2 уровень - Нарисовать наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.
3 уровень - Нарисуй иллюстрацию к произведению, передающую характеры героев, настроение произведения.