Цель: Познакомить с буквой П (п).
Задачи:
- Через звукобуквенный анализ предложенных слов познакомиться с новой буквой и звуком.
- Развивать технику чтения, логическое мышление, внимательное отношение к слову.
- Воспитывать языковую культуру.
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
2. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с данной буквой.
Но сначала наметим план знакомства с буквой. На слайде выделены основные этапы знакомства. Давайте их прочитаем. Расставьте их по порядку.
С чего начнём работу? (звук) Затем? После этого? А закончим?
3. Повторение пройденного материала.
А вот и новая буква. Где же она? Кто же взял её? А вот и записка. Что же в ней написано? Да это же загадка! Послушайте.
Трещала с самого утра:
“Пора! Пора!”
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).
Как вы догадались, что это сорока?
Куда же могла улететь сорока?
Давайте отправимся в лес на поиски нашей новой буквы.
Закройте глазки и представьте, что мы идём по лесной тропинке. Ярко светит солнце. Дует теплый ветерок. Поют птицы. И вот мы вышли на лесную полянку. Откройте глазки.
Давайте поиграем в игру “Лесные звуки”:
Дети по лесу гуляют,
Слышно; как комарики звенят: [з]
Гулко ухает сова – большая голова: [у]
Очень волк на совушку сердит
И поэтому рычит: [р]
Мы воспроизвели разные звуки. Произнесем их вместе ещё раз. [з] [у] [р]
На какие группы эти звуки можно разделить? Сколько гласных звуков мы произнесли? Какие ещё вы знаете гласные звуки? Произнесем согласные звуки. Чем обозначаются звуки на письме? Верно, буквами. Какие буквы вы видите на поляне? Все ли эти буквы вам знакомы?
Посмотрите внимательно. Может быть, среди них есть новая буква, незнакомая вам, та, которую утащила сорока?
Букву незнакомую мы на этой полянка не нашли, но зато повторили, какие звуки называются гласными, какие согласными. Всё это поможет нам в дальнейших поисках нашей буквы. Пойдемте дальше в лес, не будем терять время.
Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках,
А потом на пяточках,
Пойдем мягко, как лисята.
И, как мишка косолапый,
И, как заинька трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Ёжик сладко потянулся
Наконец–таки, проснулся.
Захотелось поиграть
Всех ребят пересчитать.
4. Устный счёт.
Давайте посчитаем, сколько ребят сегодня пришло на урок. Если мы при счёте не допустим ошибок, то ёж отдаст нам конверт, оставленный сорокой. Интересно, что там написано? Считать будем по цепочке. (Счёт от 1 до 28). Так сколько ребят на уроке?
Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 17?
… за числом 11?
… число, которое находится между числами 18 и 20?
… которое на 1 меньше 15?
… в котором 1 десяток и 8 единиц?
/16, 12, 19, 14, 18/
Молодцы, ребята, все научились без ошибок считать.
5. Изучение нового материала.
Мы не допустили ошибок при счёте, и ёжик отдаёт нам конверт. Прочитаем, что же написала сорока?
Ребята, нам придется постараться выполнить все задания сороки, и при этом не допустить ошибок. Только при таком условии сорока отдаст нам букву, которую она утащила. Попробуем?
Слайд 4. (Анимация).Посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? (Печка, пушка).
Составим схему слов ПЕЧКА, ПУШКА. (Звуковой анализ слов ПЕЧКА, ПУШКА, выделение нового звука [п] и [п’], и его характеристика).
Прочитаем слово хором и выделим голосом первый звук. Какой буквой обозначается этот звук?
Поработаем со словами.
- Раздели слово ПЕЧКА на слоги; поставь ударение.
- Раздели слово ПУШКА на слоги; поставь ударение.
- Чем похожи схемы? Чем отличаются?
Игра “Живые звуки”.
Убрать в словах звуки и фишки в таком порядке:
- Убрать 2 слог;
- Убрать неизвестный твердый согласный звук;
- Убрать неизвестный мягкий согласный звук;
- Убрать гласные буквы;
- Назови оставшуюся букву.
- Уберем её.
С какими новыми звуками и буквой мы сегодня познакомились? Что общего у этих звуков? Чем отличаются?
Физминутка.
Мы с сорокой-белобокой
Дружно делаем уроки.
Мы писали и считали,
И от этого устали.
Встали по порядку,
Сделаем зарядку.
Крылья расправляем,
По комнате летаем.
Приседаем столько раз,
Сколько пальчиков у нас.
Головою повертели,
Снова за уроки сели.
Ну вот, с первым заданием сороки мы справились. И познакомились с новыми звуками [п] и [п’]. Ну, а если и второе задание выполним без ошибок, то сорока вернёт нам украденную букву.
Но что же это за задание такое? Не пойму, что надо сделать?
6. Чтение слогов, слов. Составление слов и их чтение. Печатание заглавной и строчной буквы П, п.
Работа с пособием “Окошечко”.
Так какую букву утащила у нас сорока? С какой буквой мы познакомились на уроке? Что вы можете сказать о букве П?
Сорока возвращает нам букву П и просит прощения. Простим её?
Надо простить её. Давайте научим на этом уроке сороку писать букву П и читать слова с этой буквой.
Анализ буквы. Откроем пропись на странице 36.
Сколько букв П на верхней строке? Почему 4 буквы? Для чего необходимы заглавные буквы?
С заглавной буквы без сомненья
Начинаем предложенье,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
Чем похожи печатные буквы П? Чем отличаются?
Сейчас мы будем учиться печатать заглавную букву П. Из скольких элементов состоит заглавная буква П? Каких? Назовите.
Показ написания учителем. Самостоятельное печатание.
Две буквы напечатайте самостоятельно. Строчная печатная буква п пишется точно также, но начинаем писать на средней линии рабочей строки. Сколько всего заглавных букв на строке? Строчных должно быть на 1 букву больше, чем заглавных. Что значит на 1 больше? Так сколько же должно быть строчных букв? Сколько уже напечатано? Сколько осталось напечатать? Напечатайте ещё три строчные буквы п.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём …
Дальше мы пешком пойдём.
Ну вот, ребята, вы сами научились печатать строчную и заглавную буквы п и сороку тоже научили, а теперь пришло время научиться читать слова с этой буквой.
Слайд 6. . (Анимация).
Прочитай слова по столбикам. По строчкам. С какой буквой познакомились?
Найди “лишнее” слово.
Прочитай слова, в которых 1 слог, 2 слога.
Найди и прочитай слова, которые соответствуют модели (зел., красн., син., красн.).
Слайд 7. (Анимация).
Прочитай слова, которые получатся при изменении одной буквы.
Определи сколько слогов в каждом из этих слов?
Слайд 8. . (Анимация).
Секрет сороки.
Прочитай эти слова сначала слева направо, а потом справа налево. Что заметили?
Но даны ещё схемы. Проверим, что надо сделать. Делим слова на слоги. Что мы ещё умеем делать? Ставить ударение. Позовём слова. Чем похожи слова? Чем отличаются?
Слайд 9. (Анимация).
Рассмотрите слайд, какое задание для вас приготовила сорока на прощание. Чем отличаются схемы? Прочитай слова, чтобы ударение падало на 1 слог, на 2 слог. Объясни значение слов.
7. Итог урока.
Так с какой же буквой мы сегодня познакомились? Чему ещё вы научились? Какие задания сороки были самыми интересными?
Вот и подошёл к концу наш урок. Сорока улетает к себе домой, а мы остаёмся. Нам ещё много интересного предстоит узнать, но это будет уже на следующем уроке.