Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Концепции профильного обучения и направлена на профильную ориентацию учащихся 9-х классов. Он позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, развивает познавательный интерес, побуждает их к самостоятельному творчеству. Программа рассчитана на 28 часов и содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
Цель данной программы– сформировать у учащихся знания и умения по вышивке шелковой лентой, которые пригодятся им в будущей жизни.
В процессе преподавания данного курса должны быть решены следующие задачи:
- формирование знаний, умений и навыков при вышивке лентой;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи, желание фантазировать;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, ответственности.
Овладение учащимися содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.
Кроме объяснительно-иллюстративного метода обучения в программе данного курса широко используется эвристический и исследовательский метод.
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная и индивидуальная.
Основная часть учебного времени (не менее 80%) отводится на практическую деятельность. В процессе практической работы школьники изготавливают изделия общественно полезной направленности: панно, наволочку. При изготовлении изделий особое внимание обращается на подбор тканей по фактуре, по цвету, на сочетание цвета ткани и ленты, на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
При выполнении практических работ школьники должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
Итоговым занятием является проведение выставки в кабинете труда.
Изготовление своими руками красивых вещей вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Тематический план
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Основы композиции. Цветоведение | 2 |
3 | Техника вышивки шелковой лентой | 8 |
4 | Вышивка и оформление панно | 6 |
5 | Вышивка и пошив наволочки | 6 |
6 | Подведение итогов | 2 |
7 | Экскурсия на городскую выставку декоративно-прикладного творчества | 2 |
Итого | 28 |
Программа
Введение – 2 часа.
Цели и задачи программы. Общие сведения о вышивке. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вышивки шелковой лентой.
Основы композиции. Цветоведение – 2 часа.
Понятия “эскиз”, “рисунок”, “композиция”, “орнамент”. Законы построения композиции. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Форма и пропорции. Профессия “художник-модельер”, “вышивальщица”.
Техника вышивки шелковой лентой – 8 часов.
Как вставить и закрепить ленту в игле, завязать узелок на конце ленты, закончить работу. Технология выполнения стежков “за иглу”, кружевной, “ленивая Дейзи”, “каскад”, “цепочка”, колониальный узел, “коралл”, ползучий, французский узел, стежок-листик, стебельчатый, ленточный, бегущий, кручёный прямой. Технология выполнения полураспустившейся розы, розы-паутинки, розы на стебле, ромашки, хризантемы. Работа с информацией, образцами, инструкционными картами.
Вышивка и оформление панно – 6 часов.
Выбор рисунка, формы, ткани для панно. Вышивка панно, влажно-тепловая обработка, оформление панно. Работа с информацией, образцами.
Вышивка и пошив наволочки – 6 часов.
Выбор ткани, формы, рисунка для наволочки. Вышивка наволочки. Работа на швейной машинке. Пошив наволочки. Работа с информацией, образцами.
Подведение итогов – 2 часа.
Подведение итогов, вручение медалей. Оформление выставки в кабинете труда.
Экскурсия на городскую выставку декоративно-прикладного творчества – 2часа.
Общие сведения об экспонатах городской выставки. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- правила санитарии и личной гигиены, безопасные приёмы работы;
- инструменты, приспособления, материалы для вышивки лентой панно и наволочки;
- правила подготовки швейной машинки к работе, регулировки натяжения нити;
- способы перевода рисунка на ткань;
- роль цвета, сочетания цветов;
- правила ухода за изделием, вышитым лентой.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями ;
- шить на швейной машинке;
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглу, ленту, закреплять ленту в игле;
- качественно выполнять вышивку шёлковой лентой;
- использовать цветовое оформление изделий;
- оформлять работу и выставку.
Учебно-методическое обеспечение программы:
средства наглядности, фотографии, инструкционные карты.
Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества:
- Степень самостоятельности учащегося при выполнении практической работы;
- Характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- Качество выполняемых работ.
При оценке выполнения практических работ учитель может руководствоваться трехбалльной накопительной системой:
"5" - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, качественно, творчески.
“4” - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;
“3” - работа выполнена в заданное время, отдельные операции выполнены с отклонением от образца, изделие оформлено небрежно.
На последнем занятии суммируются все полученные баллы.
Ученикам, набравшим наибольшее количество баллов, присваивается звания “Мастер золотые руки I степени”, “Мастер золотые руки II степени”, “Мастер золотые руки III степени” с вручением медалей. Лучшие работы принимают участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества.
Творческие работы детей (Приложение)
Литература для учителя:
- Уильямс М. Шёлковая лента/Пер. с англ.– М.: Эксмо-Пресс, 2000.– 209с.: ил.
- Чудесные мгновения: Вышивка лентой. – 2004. - №9.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998
- Вышивка лентами/Пер.с англ.-М: Издательский дом В 95 "Ниола 21-й век", 2006.-132с
Литература для учащихся:
- Уильямс М. Шёлковая лента/Пер. с англ.– М.: Эксмо-Пресс, 2000.– 209с.: ил.
- Чудесные мгновения: Вышивка лентой. – 2004. - №9.
- Вышивка лентами/Пер.с англ.-М: Издательский дом В 95 "Ниола 21-й век", 2006.-132с