Цели урока:
- обучающая: познакомить учащихся с согласными звуками [к] и [к'], буквой К,к.
- развивающая: развивать речь, логическое мышление, память.
- воспитывающая: воспитывать в детях умение внимательно слушать и слышать учителя и ответы своих товарищей, работать в коллективе, воспитание познавательного интереса к предмету, воспитание чувства к прекрасного к окружающей природе, бережного отношения ко всему живому.
Оборудование:
- "Русская азбука" Горецкого,
- картинки"мак","маки",
- схемы этих слов,
- картинки с изображением предмета "коса" (в разных значениях).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. а) Игра"Найди лишнее" (буквы:а, о, у, к, ы, и)
- Посмотрите внимательно на ряд букв. Что здесь лишнее? Почему? ("к" - про неё мы на уроках не говорили, не знаем).
- Зачем эту букву я поставила рядом с уже известными нам буквами? (будем с ней знакомиться).
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока, (познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает).
б)-Называем звуки по указке (хором) (а, о, у, ы, и).
- Что их объединяет? (гласные)
- Почему?
-Я уберу букву "и" и поставлю ниже. Почему я разделила звуки на 2 группы? (1группа-гласные, обозначают твёрдость предшествующего согласного, 2 группа-мягкость предшествующего согласного).
в) - Прочитаем хором слоги - слияния, следим за указкой (са, со, су, сы, си).
-По цепочке их прочитаем.
-В каких слогах [с] читали твёрдо? В каких - мягко? Почему?
г) -Что мы сейчас делали?
Новая физкультминутка "На лугу растут цветы."
1.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты...
2.
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты...
3.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
4.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
- Какие бывают цветы? (см. в цветочную азбуку: лесные, луговые, полевые, садовые, декоративные, болотные, водяные).
- Можно ли рвать цветы? Почему? (это красота природы, пыльца-пища насекомых).
III. Новый материал
а) Послушайте загадку. О каком цветке здесь говорится?
Солнце жжёт
Мою макушку
Хочет сделать
Погремушку. (Мак)
- Вот рисунок – отгадка, внизу схема слова – отгадки.
- Выйти к доске, прочитать слово “мак” по схеме, ведя указкой.
- Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Почему согласные в схеме обозначены синим цветом? (твёрдые). Почему? (1 согласный перед звуком [а], 2-й согласный на конце, после него нет звуков)
- Почему не стоит ударение? (1 слог)
б) – Мак – один, много - ? (маки)
- Посмотрите на картинку и схему.
- У доски прочитать схему слова, ведя указкой по звуковой схеме.
- Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Почему 1-ый согласный обозначен синим цветом, 2-ой – зелёным?
- Ударный слог? (ма – 1-й слог)
в) - В 1-й схеме назовите звук, на который указывает стрелочка ([ к ]) Какой он? (согласный) Почему? (не тянется, обрывается, воздух в ротовой полости встречает преграду) - показать синий квадратик
- Во 2-й схеме назовите звук ([ к’ ]) Какой он? (согласный мягкий) – показать зелёный квадратик.
г) - Итак, 2 разных звука, а на письме их обозначаем одной буквой “ка” (ставлю под схему букву “к”)
- Повторим: звуки [ к ], [ к ‘], буква “ка” - хором, отдельно читают
д) - На что похожа букву “ка”?
На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит –
Буквой “ка” на нас глядит.
е) - Что сейчас делали? Чему учились?
Физпауза (пальчиковая гимнастика).
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают.
Головой качают.
IV. Закрепление.
а) - Откройте тетради. Сядьте правильно (учитель проверяет посадку)
- Напечатайте большую и маленькую букву “ка” (под песню “Чему учат в школе”).
б) - Читаем слоги-слияния по указке хором,по цепочке” (ка,ко,ку,кы,ки)
- Почему в последнем слоге согласные читаем мягко? (и-показатель мягкости предшествующих согласных).
в) Игра“Составь слово”
- Из прочитанных слогов-слияний с согласными буквами“с” и “к” составьте слова (киса,соки,коси,коса)
г) - К одному из составленных слов я подобрала 3 разные картинки.Посмотрите внимательно.Какое это слово ? (коса)
- Разные предметы, а слово -одно.Оказывается, слово“коса”-необычное, так как имеет 3 значения и называется многозначным.
д) - Составьте предложение со словом “ коса ”. (У девочки длинная коса. Косой косят траву. Вдали виднеется береговая коса.)
е) - Авторы нашего учебника“Азбука” тоже составили для вас предложения с этим словом. Откройте стр.53.Прочитайте эти предложения про себя. Обратите внимание на знаки в конце предложения.
- Читаем предложения “по цепочке”. С какой интонацией будем читать 1-ое предложение (логическое ударение), 2-е,3-е,4-е предложения?
- Прочитайте все предложения, соблюдая интонацию конца предложения, выразительно!
ж) (В оставшееся время) игра“ Твёрдый - мягкий ”
- В прочитанных предложениях найти слова со звуками [к] и [к’].
V. Итог урока. Рефлексия.
- С какими новыми звуками сегодня познакомились?
- С какой новой буквой?
- Что интересного узнали? (про слово “коса”)
- Кому понравился урок?
- Я надеюсь, что настроение у вас не изменилось.
- Всем спасибо! Урок окончен.