Урок обучения грамоте по теме "Звуки [к], [к']. Буквы К, к"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. обучающая: познакомить учащихся с согласными звуками [к] и [к'], буквой К,к.
  2. развивающая: развивать речь, логическое мышление, память.
  3. воспитывающая: воспитывать в детях умение внимательно слушать и слышать учителя и ответы своих товарищей, работать в коллективе, воспитание познавательного интереса к предмету, воспитание чувства к прекрасного к окружающей природе, бережного отношения ко всему живому.

Оборудование:

  • "Русская азбука" Горецкого,
  • картинки"мак","маки",
  • схемы этих слов,
  • картинки с изображением предмета "коса" (в разных значениях).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. а) Игра"Найди лишнее" (буквы:а, о, у, к, ы, и)

- Посмотрите внимательно на ряд букв. Что здесь лишнее? Почему? ("к" - про неё мы на уроках не говорили, не знаем).

- Зачем эту букву я поставила рядом с уже известными нам буквами? (будем с ней знакомиться).

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока, (познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает).

б)-Называем звуки по указке (хором) (а, о, у, ы, и).

- Что их объединяет? (гласные)

- Почему?

-Я уберу букву "и" и поставлю ниже. Почему я разделила звуки на 2 группы? (1группа-гласные, обозначают твёрдость предшествующего согласного, 2 группа-мягкость предшествующего согласного).

в) - Прочитаем хором слоги - слияния, следим за указкой (са, со, су, сы, си).

-По цепочке их прочитаем.

-В каких слогах [с] читали твёрдо? В каких - мягко? Почему?

г) -Что мы сейчас делали?

Новая физкультминутка "На лугу растут цветы."

1.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты...

2.

К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты...

3.

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.

4.

А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

- Какие бывают цветы? (см. в цветочную азбуку: лесные, луговые, полевые, садовые, декоративные, болотные, водяные).

- Можно ли рвать цветы? Почему? (это красота природы, пыльца-пища насекомых).

III. Новый материал

а) Послушайте загадку. О каком цветке здесь говорится?

Солнце жжёт
Мою макушку
Хочет сделать
Погремушку. (Мак)

- Вот рисунок – отгадка, внизу схема слова – отгадки.

- Выйти к доске, прочитать слово “мак” по схеме, ведя указкой.

- Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Почему согласные в схеме обозначены синим цветом? (твёрдые). Почему? (1 согласный перед звуком [а], 2-й согласный на конце, после него нет звуков)

- Почему не стоит ударение? (1 слог)

б) – Мак – один, много - ? (маки)

- Посмотрите на картинку и схему.

- У доски прочитать схему слова, ведя указкой по звуковой схеме.

- Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Почему 1-ый согласный обозначен синим цветом, 2-ой – зелёным?

- Ударный слог? (ма – 1-й слог)

в) - В 1-й схеме назовите звук, на который указывает стрелочка ([ к ]) Какой он? (согласный) Почему? (не тянется, обрывается, воздух в ротовой полости встречает преграду) - показать синий квадратик

- Во 2-й схеме назовите звук ([ к’ ]) Какой он? (согласный мягкий) – показать зелёный квадратик.

г) - Итак, 2 разных звука, а на письме их обозначаем одной буквой “ка” (ставлю под схему букву “к”)

- Повторим: звуки [ к ], [ к ‘], буква “ка” - хором, отдельно читают

д) - На что похожа букву “ка”?

На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит –
Буквой “ка” на нас глядит.

е) - Что сейчас делали? Чему учились?

Физпауза (пальчиковая гимнастика).

Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают.
Головой качают.

IV. Закрепление.

а) - Откройте тетради. Сядьте правильно (учитель проверяет посадку)

- Напечатайте большую и маленькую букву “ка” (под песню “Чему учат в школе”).

б) - Читаем слоги-слияния по указке хором,по цепочке” (ка,ко,ку,кы,ки)

- Почему в последнем слоге согласные читаем мягко? (и-показатель мягкости предшествующих согласных).

в) Игра“Составь слово”

- Из прочитанных слогов-слияний с согласными буквами“с” и “к” составьте слова (киса,соки,коси,коса)

г) - К одному из составленных слов я подобрала 3 разные картинки.Посмотрите внимательно.Какое это слово ? (коса)

- Разные предметы, а слово -одно.Оказывается, слово“коса”-необычное, так как имеет 3 значения и называется многозначным.

д) - Составьте предложение со словом “ коса ”. (У девочки длинная коса. Косой косят траву. Вдали виднеется береговая коса.)

е) - Авторы нашего учебника“Азбука” тоже составили для вас предложения с этим словом. Откройте стр.53.Прочитайте эти предложения про себя. Обратите внимание на знаки в конце предложения.

- Читаем предложения “по цепочке”. С какой интонацией будем читать 1-ое предложение (логическое ударение), 2-е,3-е,4-е предложения?

- Прочитайте все предложения, соблюдая интонацию конца предложения, выразительно!

ж) (В оставшееся время) игра“ Твёрдый - мягкий ”

- В прочитанных предложениях найти слова со звуками [к] и [к’].

V. Итог урока. Рефлексия.

- С какими новыми звуками сегодня познакомились?

- С какой новой буквой?

- Что интересного узнали? (про слово “коса”)

- Кому понравился урок?

- Я надеюсь, что настроение у вас не изменилось.

- Всем спасибо! Урок окончен.