Цели урока:
- Образовательные: Закрепить навыки умножения многозначных чисел, отработка умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивающие: Развивать логическое мышление, познавательный интерес к математике, развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности.
- Воспитательные: продолжение работы по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию положительного отношения к труду.
Оборудование:
- Макет дома.
- План постройки дома.
- Карточки с записанными на них примерами (на обороте которых записано слово “РАЗРЕШАЮ”).
- Магнитофонная запись песни “Родительский дом”.
- Карточки с записанными на них задачами для работы в группах (на обороте которых фрагменты дома (Рисунок 1)).
I. Организационный момент.
Летит выше звезд
Математика наша
Уходит в моря,
Строит здания, пашет
Запомните все
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
II. Объявление темы, целей и плана урока.
Беседа.
Ребята! Нынешний 2006 год – год благоустройства в Республике Башкортостан. Благоустройство – процветание родной Республики – наша общая забота. Вся республика превращается в огромную стройку. Приводить в порядок свой дом, благоустраивать его задача каждого из нас.
Знакомство с планом работы.
Вот, сегодня на уроке математики мы с вами выступим в роли строителей и построим красивый дом, пользуясь математическими знаниями. Во время строительства нашего дома будем закреплять навыки умножения многозначных чисел, решать задачи, уравнения, и узнавать очень много интересного и полезного. План постройки дома я взяла у строителей, мы попробуем выполнить этот план. Познакомимся с ним.
- Подготовка проекта.
- Закладка фундамента.
- Подготовка кирпичей.
- Установка стен и окон
- Строительство крыши.
- Постройка забора.
III. Обобщение и закрепление знаний
Строить дом, начинаем с проекта будущего дома. Чтобы получить разрешение на строительство мы должны выполнить задание.
1. Подготовка проекта (Устный счет).
На доске карточки с записанными на них примерами (на обороте записаны буквы, из которых складывается слово “РАЗРЕШАЮ”).
329 + 21 = 350 | Р | |
824 – 192 = 632 | А | |
736 – 45 = 691 | З | |
305 : 5 = 61 | Р | |
525 + 91 = 616 | Е | |
341 х 2 = 682 | Ш | |
108 х 6 = 648 | А | |
1222 : 2 = 611 | Ю |
Учитель. Какое число из ответов можно назвать лишним.
Дети. Число 61 – двузначное. 350 – отсутствует класс единиц, отсутствует цифра – 6.
Учитель. На какие две группы можно разбить числа.
Дети.
– четные, нечетные;
– в числах 6 сотен и др. числа.
Учитель. А теперь перевернем карточки и прочитаем, какое слово получилось.
Дети. “РАЗРЕШАЮ”.
Учитель. Выполнили мы качественно 1 пункт плана? Молодцы!
На доске вывешивается макет будущего дома. (Рисунок 2)
Переходим ко 2-му пункту плана.
2. Закладка фундамента (Умножение многозначных чисел).
Фундамент должен быть прочным и крепким. Наши знания и умения на умножение многозначных чисел тоже должны быть прочными.
По очереди четверо учеников решают примеры, записанные на карточках-блоках. Решения записываются на доске и карточки прикрепляются к фундаменту макета дома.
Решая примеры, четыре ученика закладывают фундамент из блоков. Все будет их работе хорошо и удачно, если они справятся с этим заданием.
Фундамент готов! (Рисунок 3)
3. Подготовка кирпичей (Решение задачи)
Учитель. Дом кирпичный. Нужен кирпич. Привезут кирпич, если выполним задание.
ЗАДАЧА (содержание задачи распечатано на листах и лежит у каждого на парте).
Для строительства нашего дома привезли кирпич. В первой машине было 3157 штук, а во второй машине на 169 штук меньше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем во второй. Сколько всего штук кирпичей привезли для строительства.
Учитель. Прочитайте задачу самостоятельно.
(После самостоятельного прочтения, задачу вслух прочитывает один из хорошо читающих учеников.)
Учитель. Дети, перечитаем еще раз основной вопрос задачи.
(Дети прочитывают, задумываются.)
Учитель. Можно ли сразу ответить на этот вопрос?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Так как нужно знать, сколько кирпичей на каждой машине. Поэтому находим количество кирпичей на второй, затем на третьей машине.
Учитель. А теперь, можем ответить на основной вопрос задачи?
Дети. Да. Найдем общее количество кирпичей путем сложения.
Учитель. Решение записываем самостоятельно, а затем проверим ответ.
Ответ: 15109 штук кирпичей привезли для строительства.
Учитель. Задача решена верно, нам уже везут кирпичи.
А пока везут кирпичи, проведем физминутку.
Физминутка. (Проводит физорг класса).
У детишек дом большой
Мы глядим в свое окно.
Тук-тук, дверь открой,
Там за дверью друг родной.
Пусти детишек в дом родной,
Чтобы жить большой семьей.
4. Установка стен и окон (Работа в бригадах)
- 1 ряд устанавливает левую сторону дома.
- 2 ряд – среднюю часть дома.
- 3 ряд – правую сторону дома.
Все стены поделены на девять блоков (показываю блоки). Строим блоками. Каждая парта решает свою геометрическую задачу – находит площадь своего блока в см2.
Учитель. Дети, перед этим заданием вспомним формулу нахождения площади прямоугольника.
Дети. Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.
Учитель. Решили свою задачу, подходите к моему столу и находите карточку – блок с таким же ответом и прикалываете ее на макет нашего дома.
Ребята работают в парах, проверяя друг друга.
Учитель. Пока вы вычисляете площадь своих блоков, остальные ребята вычисляют площадь стекол для наших окон.
После объявления детьми правильных ответов, учитель прикрепляет окна на макете. (Рисунок 4)
5. Строительство крыши (Единицы измерения длины).
Учитель. Закажем материал для крыши. А для этого мы должны хорошо ориентироваться в единицах измерения длины. Умеем ли мы превращать одни единицы измерения в другие.
На доске записана таблица:
- 485 см = ____дм ____см
- 2м 5 см = ____см
- 807 см = ____м ____см
- 255 см = ____м ____дм ____см
- 3 м2 42 дм2 = ____дм2
Дети отвечают устно.
Учитель. Покрытие крыши кропотливая и осторожная работа. Крышу ставим, выполняя задание:
Составь программу действий и вычисли. (У доски решают два ученика).
270 : 9 х 7 – 360 : (16 : 4) + (42 : 7 х 6 + 14) =170
125 х 0 : (45 х 4) + (120 х 10 : 100 – 8) х (15 х 1000 : 5) =12 000
Проверка по ответам (на половинках крыши). Фрагменты крыши закрепляются на макете.
Учитель. А чего не хватает еще на нашем макете.
Дети. Не хватает трубы.
Учитель. А труба появится тогда, когда вы назовете все геометрические фигуры, из которых состоит наш дом.
Учитель. А сама труба, какую форму имеет?
Дети. Труба имеет форму прямоугольника.
Труба устанавливается на макете дома. (Рисунок 5)
6. Постройка забора (Решение уравнений)
Учитель. Ну, вот наш дом почти готов. Осталось поставить забор, а для этого решим уравнения.
Два ученика решают два уравнения по очереди с комментированием.
После решения уравнений карточки с забором крепятся на макете. (Рисунок 6)
Учитель. Наш дом готов! А когда строительство заканчивается, то у людей праздничное настроение. А когда праздник, люди поют. И мы с вами исполним песню “Родительский дом”. Я желаю вам жить в доме, построенном собственными руками.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, ребята, чем мы с вами занимались на уроке?
Дети. Строили дом.
Учитель. А для этого мы что делали?
Дети. Решали примеры на умножение многозначных чисел, решали уравнения, задачи, примеры на порядок действия.
Учитель называет имена детей, активно участвующих в строительстве дома.
Инструкция по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание.
– Решив эту задачу, вы узнаете, сколько кустов красной и черной смородины мы посадим на нашем участке.