Цели и задачи:
- познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом);
- определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус;
- ознакомить с одним из художественных промыслов – хохломской росписью;
- формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу;
- воспитывать интерес к народным промыслам.
Тип урока: урок-экскурсия.
Оборудование: учебные таблицы и пособия по хохломской росписи, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы и т.д.).
Ход урока
В каждом доме есть посуда, которая сделана из разных материалов (фарфора, фаянса, стекла, металла, пластмасса).
- Кто ее придумал?
- Нужна ли посуде красота?
- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям?
- Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он придумывал, для чего она, нужно ли ее украшать и как.
В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливает ее повторение. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа.
Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой.
Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.
Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.
Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная.
Посуда может быть веселой, торжественной или безразличной, скучной.
Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.
Посуда по характеру, соответственно назначению, может быть стройной, мощной, приземистой, воздушной и т.д.
Декором посуды может быть ручная роспись.
А сейчас мы совершим при помощи слайдов “экскурсию” туда, где создается посуда, где хранятся ее лучшие образцы в село под названием Хохлома (Нижегородская область).
Очень давно на средней Волге в Нижегородской губернии зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.
В царских, княжеских, боярских теремах знатные и богатые семьи ели из золотой и серебряной посуды. А откуда взять драгоценности даже в самый большой праздник бедному крестьянину?
Но лес у крестьян рядом. Кроме того, у крестьян искони существовало стремление к красоте и умение эту красоту творить.
Мастера - земледельцы вырезали и вытачивали из липы и ольхи – миски, чашки, ложки и даже большие посудины, где можно было хранить муку и заводить тесто.
Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи.
Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды.
Есть русская пословица: “Голь на выдумки хитра”. Это ли не хитрость – превратить липу в золото?!
Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
1. Слайд-фильм “Чудо-ложка”. Приложение (Презентация).
Этот фильм озвучивают дети (читается текст на фоне музыки “Плясовые наигрыши”, “Камаринская”).
Слайд 2. Ложка – загляденье!
Из дерева - легкая, золотисто- огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно-зубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь в руки и видишь, что мастер вырезал ложку из липы.
Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, черемухе, голубике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше, если рядом с ней поставить расписную чудо-миску.
Вот они на столе!
Поглядеть любо-дорого! Расписаны алыми ягодами спелой клубники, диковинными листиками и золотистой травкой на черном фоне.
Слайд 4. …Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые.
Но гости стариков дом не обходили.
На богатых дворах – тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица!
(Звучат плясовые наигрыши).
Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная мисочка – конь с шестью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами.
Глаз отвести невозможно!
Слайд 5. Дивились гости: откуда у старика такая красота?
Спрашивали, дорого ли она стоит? Хозяин угощал гостей и говорил: - “Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые – в середине листья рябиновые, да ягоды”.
Слайд 6. А почему же спрашивают, - золото твое в воде не тонет и в огне не горит?
Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.
А насчет огня говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть.
Одно слово Хохлома – огненная!
Слайд 7-9. Свое название роспись получила от крупного селения Хохлома, где в далекие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень.
Слайд 10-11. В Заволжье всегда крестьяне-ремесленники любили узоры – “золото”, да “травку”.
Спросите почему – золото, травка?
Разве мало других веселых, радующих глаз, цветов и узоров?
Золото олицетворяло счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.
Слайд 12-13. Когда выдавался хлебный год, то говорили наши мужики – золото (имелось в виду зерно) гребут лопатой. Про семью, в которую пришел достаток, у деревенского колодца молодки говорили: “Живут – золото весят”. Хотя, конечно, все знали, что хлебопашцы драгоценного металла в глаза не видели.
Слайд 14-16. Трава же и цветы, ягоды и листья – побеги напоминали людям о молодости, нови и силе.
Учитель. Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы хохломских мастеров. И я думаю, что после просмотра слайд - фильма у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают мастера Хохломы, за землю на которой мы живем с вами. Которая прекрасна!
Практическая работа.
Показ учителем способа выполнения наиболее простых элементов хохломской росписи и показ расположения элементов в круге, овале.
Демонстрация работ учащихся, репродукций, пособий по цвету и композиции, наборы хохломской посуды.
Задание: дети работают в группах над проектами- импровизациями по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу.
1 группа расписывают по трафарету - ложки, 2 группа – тарелки, 3 группа – чашки.
Эстетическая оценка работы.
- Какие работы вам больше всего понравились? Почему?
Выставка работ учащихся.