Цели урока:
- Проверить знания учащихся по теме “Современная Россия”.
- Развивать умение сравнивать и соотносить; развивать умение работать в парах.
- Воспитывать интерес к истории.
Оборудование:
- мешочек с бочонками (1,2,3,4,5,6);
- комплекты, состоящие из игрового поля и карточек (4 шт.);
- карточки для составления цепочки: чистые листочки для записи ответов.
Правила проведения лото: Класс делиться на пары, если учеником мало можно давать задания индивидуально. На партах у учащихся лежат конверты с заданиями, на которых написан номер задания. учитель или ученик вытаскивает бочонок из мешочка с номером задания. все вынимают из конверта (соответствующего номера) игровое поле и карточки. За определённое время задание выполняется учениками. На карточках в правом нижнем углу стоит число (от 1 до 6, в любом порядке). Когда задание выполнено учащиеся на чистых листочках записывают числа с карточек в том порядке, в каком они их положили. На листочках получается шестизначное число, которое сравнивается учителем – так проверяется правильность выполнения задания.
Учитель: Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по теме “Современная Россия”. Мы поиграем в игру “Историческое лото” (объяснить правила игры).
1 задание: Соотнесите праздники с датами (на игровом поле – название праздника, а на карточках – даты.)
- День Конституции – 12 декабря.
- Международный день защиты детей – 1 июня.
- День России – 12 июня.
- Международный женский день – 8 марта.
- День Победы – 9 мая.
- День учителя – 5 октября.
2 задание: Угадайте достопримечательности России (На игровом поле – название достопримечательности, на карточках - иллюстрации).
- Покровский собор.
- Московский Кремль.
- Большой театр.
- Зимний дворец.
- Петропавловская крепость.
- Церковь в Серпухове.
3 задание: Определения на игровом поле, на карточках – название.
- Конституция – главный закон государства.
- ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержки и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.
- Декларация – в переводе с латинского “заявление”.
- Федерация – особое устройство государства.
- Гражданин – лицо, обладающее определёнными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
4 задание: Составьте цепочку “Как вступает в силу новый закон”. (словосочетания даны на отдельных карточках).
Закон вступает в силу; принимает Государственная Дума; подписывает Президент; новый закон; одобряет Совет Федерации.
5 задание. Права. (Название права на игровом поле, а на карточках отрывки из литературных источников).
- Право на образование. - Буратино с азбукой идёт в школу. Каким правом он воспользовался?
- Право на имущество – У Буратино пытаются отобрать монеты лиса Алиса и кот Базилио. Какое право они нарушают?
- Право на охрану здоровья детей - Доктора Айболита зовут в Африку спасать малышей. О каком праве здесь говориться?
- Право на неприкосновенность жилища – В сказке “Лиса и заяц”, лиса выгоняет зайца из дома. Какое право нарушила лиса?
- Право на отдых и рациональное использование рабочего времени. – Какое право нарушает мачеха по отношению к Золушке в одноименной сказке?
- Право на жизнь – Лиса съела Колобка. Какое право нарушено?
6 задание. Из слов Российская Федерация составить слова, относящиеся к нашей теме.
В конце урока подводятся итоги и выставляются отметки.