Предмет: Информатика и информационно-коммуникационные технологии.
Класс: 5.
Вид урока: Обобщающий урок-практикум по теме “Растровый графический редактор Paint”.
Цели урока:
Обучающие:
- закрепление навыков работы в растровом графическом редакторе Paint;
- привитие учащимся техники создания изображений с помощью инструментов рисования: кисть и карандаш; ластики; инструменты рисования геометрических фигур; распылитель; заливка; палитра цветов;
- знакомство учащихся с техникой уральской лаковой росписи по металлу.
Развивающие:
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
- развитие творческого воображения;
- развитие интереса к предмету.
Воспитательные:
- воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
- воспитание умения планировать свою работу;
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Оборудование:
- настоящие подносы,
- иллюстрации подносов Нижнетагильского музея-заповедника,
- карточки самооценки.
Ход урока
- Организационный этап – 1 мин.
- Мотивация к учебной деятельности – 5-6 мин.
- Самоопределение учащихся к учебной деятельности – 2-3 мин.
- Практическая работа – 20-25 мин.
- Рефлексия учебной деятельности - 10 мин.
Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть, думаю, что сегодняшний урок будет плодотворным и интересным для нас всех.
Мотивация к учебной деятельности
На столе выставлены настоящие подносы, на рабочих местах учащихся – иллюстрации подносов.
- Что необычного сегодня вы видите на своих рабочих местах? (Подносы).
- Из какого материала изготавливают подносы? (Из металла).
- Какой формы вы видели подносы? (Прямоугольные, овальные, круглые, с закругленными краями и т.д.).
- Какой цвет фона бывает у подносов? (Черный, коричневый, красный, зеленый).
- Что изображено на подносах? (Цветы, фрукты, сцены из жизни).
- Для чего нам нужны такие подносы? (Для коллекционирования, красиво сервировать стол…).
- А на уроке информатики они нам для чего? (Наверное, мы будем их рисовать).
- С помощью какой программы мы будем рисовать подносы? (Используя графический редактор Paint).
Самоопределение учащихся к учебной деятельности
Правильно. Назовите мне, пожалуйста, цель нашего сегодняшнего урока.
Итак, мы превращаемся с вами в “лакировальных” мастеров и будем расписывать подносы. Но ни при помощи масляных красок и кистей, а при помощи Paint.
Прежде чем мы начнем, давайте совершим небольшой экскурс в историю.
Уральской художественной лаковой росписи по металлу более 250 лет. Этот промысел возник у демидовских крепостных мастеров. Превосходное качество металла позволяло изготавливать подносы различной формы: овальные, прямоугольные, многогранные и даже гитарообразные. Цвет фона мог быть синим, зеленым, красным и излюбленным черным. Сначала подносы просто покрывали лаком, чтобы сохранить изделие от коррозии, позднее по ним стали писать красками, золотом, серебром, изображая цветы, плоды, сцены из жизни.
Особенно известны и популярны тагильские расписные подносы, благодаря знаменитому “хрустальному” лаку крепостного художника Худоярова.
Мастерству росписи подносов будущие “лакировальные” мастера обучались более 10 лет в “живописном училище”. А мы с вами поставили цель – расписать поднос за урок.
Что нам поможет достичь поставленной цели? (Какой-то определенный план действий, алгоритм).
Верно, мы будем следовать четкому алгоритму, технике росписи подносов.
С чего начнем, как вы думаете?! (Откроем редактор Paint).
Практическая работа
Откройте, пожалуйста, графический редактор Paint .
Учитель показывает презентацию (Приложение 1). Каждый этап работы разбирается вместе с детьми.
Выбор формы и размера подноса очень важны, т.к. именно они определяют композицию росписи. Вы видели, какие сложные бывают формы подносов. При помощи каких инструментов рисования можно задать форму будущего подноса? (Дети называют инструменты рисования).
1-й шаг. Выберите форму и размер подноса. Я решила расписывать поднос овальной формы. Слайд 2.
2-й шаг. Определяем композицию росписи.
Плоды и фрукты расписывать легче, чем цветы. А так как мы с вами только знакомимся с техникой росписи и должны достичь поставленной цели, то изображать мы будем фрукты. Красиво выглядит узор, когда в нем присутствуют элементы трех размеров, крупный, средний мелкий. Начните построение с крупных элементов. Слайд 3.
Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие инструменты рисования мы будем применять, например, для изображения яблока? А можем мы нарисовать яблоко из двух простых геометрических фигур? Как это сделать? С помощью какого инструмента рисования будем стирать лишние линии? А как нарисовать грушу?
Хорошо, мы нарисовали яблоки и грушу, но на нашем подносе есть еще такие элементы, как листья. Как же нарисовать листья? Какие инструменты рисования будем использовать? (Карандаш, кисть, кривая).
Расскажите алгоритм построения кривой.
- Выбрать инструмент Кривая.
- Выбрать толщину линий.
- Выбрать цвет для рисования.
- Нарисовать отрезок.
- Отпускание кнопки фиксирует положение линии.
- Щелкнуть в стороне от линии и, не отпуская кнопку, менять форму линии.
Давайте нарисуем небольшие листики с помощью инструмента кривая на нашем подносе.
Мы создали с вами набросок будущей композиции. А теперь переходим к основным этапам уральской росписи по металлу.
Слайд 5.
1 Этап. Вначале художник наносит замалёвок. Он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, основную окраску, форму и расположение предметов. Как вы думаете, почему именно так называется этот этап росписи?
- Какой инструмент рисования будем использовать на этом этапе работы с изображением, чтобы выполнить замалёвок?
- Что произойдет, когда контур закрашиваемой области имеет разрыв?
- Как исправить ситуацию?
Выполните замалёвок на своем подносе.
Слайд 6.
2 этап. Бликовка.
На этом этапе художник приступает к бликовке. Блики, или оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. Они как бы подчёркивают объёмность росписи.
Посмотрите, какие изменения возникли в рисунке?
С помощью, каких инструментов рисования эти изменения были внесены?
Расскажите алгоритм работы с инструментом Кисть.
- Выбрать Кисть.
- Выбрать тип кисти на панели разновидностей.
- Выбрать цвета для рисования.
- Рисовать.
- Скажите, от чего будет зависеть выбор размера кисти? (От размера элемента). А какой цвет будем применять?
Здесь нам так же понадобиться менять палитру. Добавлять цвета, изменять оттенки.
- Как открыть Палитру для изменения? (Двойным щелчком по цвету на панели палитра, или команда Палитра/Изменить палитру).
Расскажите алгоритм изменения палитры.
- Выбрать на палитре цвет, который требуется изменить (двойным щелчком по цвету) или в меню Палитра выбрать команду Изменить палитру.
- Нажмите кнопку Определить цвет. Выбор Оттенка или цветового тона осуществляется по горизонтали, выбор контраста или насыщенности - по вертикали.
- Нажмите кнопку Добавить в набор.
Добавьте в набор новые цвета и воспользуйтесь ими для рисования бликов.
Во время практической работы можно провести физминутку.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль). Повторить 2 раза.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль на счет 1-3.
Слайд 7
3 этап. Чертёжка.
На этом этапе длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.
Какими инструментами вы будете пользоваться на этом этапе?(карандаш, лупа)
Слайд 8
4 этап. Привязка.
После чертёжки приступают к привязке. Вводя тонкие травки, стебельки, веточки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету.
Создается впечатление, что все элементы композиции, взявшись за руки, водят хоровод.
Какие инструменты вам помогут выполнить привязку? (Кривая, кисти различной формы и толщины, карандаш).
Слайд 9
7 этап. Уборка. Украшение борта подноса.
Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Выполните уборку своего подноса.
Молодцы! Сохраните свою работу в папке своего класса. В имени файла укажите свою фамилию. Полюбуйтесь на свое творение.
Возьмите карточку самооценки (Приложение 2) и оцените себя по предложенным критериям.
(Работы учеников копируются на Рабочий стол учителя)
Рефлексия учебной деятельности
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Устроим выставку наших подносов.
Учитель оценивает работы учеников по критериям из карточки самооценки, аргументируя свое оценивание.
- А теперь ребята, поднимите руки у кого его собственная оценка совпала с моей. Молодцы!
- Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?
- Что нового вы узнали на уроке?
Выслушать все мнения.
- Какие у вас возникали затруднения в процессе выполнения работы?
Если затруднения возникли, проговорить способы их разрешения.
Спасибо за урок. Мне было очень интересно и приятно сегодня с вами работать. До свидания, ребята!