Тема: “Образование имен существительных с помощью суффикса -ышк-”.
Цель: формировать умение правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением.
Задачи:
1) коррекционные: формировать умение правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффикса –ышк-, распознавать имена существительные со значением уменьшительности, понимать значение, которое придают суффиксы –ушк-, -юшк-, -ышк- существительным, формировать навык распознавания суффиксальных дериватов, формировать умение различать родственные слова и слова одной морфемной структуры;
2) воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе по установленным правилам.
Оборудование: раздаточные карточки с цепочкой букв, карточки со словами, модели слов, карточки с морфемами для стенда, цветные ручки , словарики “Строение слов”, алгоритмы ответов учащихся, тетради для самооценки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Выразительное чтение скороговорки.
Мой веселый мячик прыгнул прямо в ящик.
II. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.
1. Ученики получают карточки с набором букв. Задача школьников: увидеть среди букв слова и обвести их.
нопогодаслуаняняонкпрперолкапедчыввзверьуылпкарподо
укавосписиладншафбревнолпчурзаборчикспаылпротмнгоы
После выполнения задания осуществляется его проверка и самооценка.
2. Ученикам предлагается посмотреть на доску и назвать те слова, которых не было на карточках. Работа организуется парами: один ученик высказывает предположение, второй соглашается с ним или нет, карточки передаются по кругу. Для помощи ученикам выдаются карточки с заготовкой высказывания.
сила |
перина |
погода |
речной |
няня |
зверь |
заборчик |
перо |
силища |
бревно |
ручка |
Памятки для детей:
№1
Я считаю, что не было слова ……………… |
№2
…..…., я с тобой согласен (не согласен). |
Прочитайте слова, которые остались, назовите лишнее слово. (Заборчик)
- Почему оно лишнее? (это слово обозначает маленький предмет или так можно ласково назвать забор)
- Что такое заборчик? (это маленький забор)
- Как образовано это слово? ( с помощью суффикса –чик-)
- Попробуем назвать ласково оставшиеся предметы.
3 – Посмотрите на стенд “состав слова”, какие суффиксы существительных помогут нам в этом, какие новые суффиксы? ( -ушк-, -юшк-)
Ученики по одному выходят к доске берут любое слово и, используя модель, образуют к данному слову родственное слово
–ушк-а
Например, ученик берет карточку погода, объясняет, что в нем корень –погод- и загибает окончание -а, ставит карточку в схему, читает получившиеся слово погодушка, при необходимости дети меняют суффиксы. Если слово нельзя использовать в двух предложенных моделях оно вывешивается обратно на доску.
В конце такой работы на доске остаются слова перо, бревно.
- Как ласково назвать перо, бревно? (перышко, бревнышко)
III. Изучение нового материала
- На доске открываются таблички расположенные друг под другом
перо | бревно |
перышко | бревнышко |
-Посмотрим, как образованы эти слова.
Сравним слова перо-перышко, что можно про них сказать? (они родственные, у них одинаковый корень –пер-)
Учитель берет карточку со словом перо и загибает окончание, накладывает корень на слово перышко, затем в слове перышко выделяют окончание
пер |
ышк |
о |
-Как образовано слово перышко? (с помощью суффикса -ышк-)
Аналогично разбирается слово бревнышко.
-Назовите 2 пары родственных слов.
Слова перышко-бревнышко я назову однокоренными, т.к. у них есть общая часть –ышк-
Дети поднимают знак несогласия. Почему вы со мной не согласны?( в словах разные корни)
- Что же между словами общего? (-суффикс)
-Что общего между словами по смыслу? (это ласковые названия предметов)
-Назовите тему занятия.
Учитель вывешивает табличку с суффиксом –ышк- на стенд. Сам еще раз называет тему занятия.
Один ученик рисует модель слов перышко, бревнышко.
-ышк- о
IV. Закрепление материала.
1. Игра в мяч.
Учитель называет существительное , ученики должны назвать предмет ласково, если они образуют слово с помощью изученного суффикса, то прежде, чем кинуть мяч учителю, они подбрасывают его вверх.
Слова для игры:
гнездо, калина, крыло, соловей,
зима, стекло, борода, ребро,
заря, сторона, горло, пятно,
дно, солнце, тетя, корова.
2. Работа со словариками “Строение слов”.
Ученики записывают модель в тетрадь, пользуясь цветными ручками, записывают по памяти подходящие к схеме слова.
Образец записи в словарях:
-ышк- о
-гнезд-
-крыл-
-стекл-
-ребр-
-горл-
-пятн-
V. Подведение итогов, оценка работы учащихся.
-Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось?
Самооценка учащимися своей работы на занятии.