Обобщающий урок по теме "Давление жидкостей и газов", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Презентация

Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания учащихся полученных при изучении темы “Давление жидкостей и газов” (2 слайд)

Оборудование:

  • барометр-анероид,
  • пробирки с песком,
  • мензурка,
  • ливер,
  • шприц,
  • пипетка,
  • карта страны “ДАВЛЕНИЕ”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного материала.

Добрый день, ребята. Тема нашего урока: “Урок-путешествие по теме: “Давление жидкостей и газов””. Сегодня на уроке мы повторим и закрепим те знания, которые вы получили при изучении темы “Давление жидкостей и газов”. Это будет немного необычный урок. Это урок-экспедиция в страну “Давление”. Перед вами на доске карта этой удивительной страны. А удивительна она тем, что в ней сосредоточены все природные компоненты. Посмотрите на карту. На ней размещены станции. Название этих станций необычны. Их названия соответствуют тем или иным физическим терминам. Вы видите горы и шахты, где добывают полезные ископаемые; моря и даже промышленные мероприятия. (3 слайд)

Основные географические характеристики этой страны таковы:

  • географическое положение – учебник физики   для 7 класса
  • климат – неустойчив
  • население – девчонки и мальчишки 12 лет
  • давление – нормальное
  • место нахождения – кабинет физики № 26 (4 слайд)

Итак, представьте себе, что вы все входите в состав научной экспедиции. С собой в дорогу мы взяли все необходимое – это свои знания и отправились в путь.

Но, для того, чтобы попасть в эту страну, нам необходимо узнать, а знаете ли вы физические формулы? Для этого, у вас на партах лежат вот такие листы. Здесь написаны 9 формул, но в каждой формуле не хватает одной величины. Вам за 1 минуту необходимо вписать недостающие величины синей пастой, и передать на первые парты, где у нас находятся консультанты. Итак, у вас 1 минута. Начали!

3. Физический диктант. (5 слайд)

Fa= pж.... v F=g...... p=..... /V
p= g h...... F2/F1=S2/.... V = a b....
m =....... V p=F/... S = a....

Время истекло, передайте карточки на первые ряды. Слово консультантам. Молодцы. С заданием справились, и мы попали в удивительную страну “Давление”.

4. Наш первый маршрут лежит на станцию “Атмосферная” (6 слайд)

- Скажите, как называют воздушную оболочку, которая окружает Землю, а также нашу страну?

  • Что представляет собой атмосфера?
  • Из каких этажей состоит атмосфера?
  • А что испытывает земная поверхность? Молодцы! Мы добрались до станции “Атмосферная”.

Итак, мы на станции. Вашему вниманию предлагается следующее задание. Пипетка – это прибор для получения капель жидкости. Проделайте опыт и объясните действие этого прибора. Перед вами шприц. Объясните действие этого медицинского прибора.

  • Перед вами прибор – ливер. Он служит для взятия проб различных жидкостей. Ливер опускают в жидкость, затем, закрыв пальцем отверстие, его вынимают из жидкости. Если верхнее отверстие открыть, то из него начинает вытекать жидкость. Объясните действие этого прибора.
  • Мы с вами выяснили, что атмосфера состоит из молекул. Почему же молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю?
  • Тогда встречный вопрос. Почему же они не покидают атмосферу?

5. На этой станции мы успешно справились с заданиями, и наш путь лежит на станцию “Высокогорная”.

Вашему вниманию, по пути на станцию, предлагаются несколько вопросов:

  • Кто впервые предложил измерить атмосферное давление?
  • Расскажите суть данного опыта.
  • Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
  • Что такое барометр-анероид?
  • Как он устроен?
  • Какое давление называют “нормальным атмосферным давлением”?
  • Сколько это гПа?
  • Что происходит с давлением при поднятии на высоту?

Вот мы и пришли на станцию “Высокогорная”. (7 слайд)

Для работы на этой станции нам понадобится один ученик. Я предлагаю одному ученику вашего класса практическое задание. Вам необходимо измерить высоту здания нашей 24 школы. Для этого вы берете барометр-анероид. Спускаетесь на первый этаж школы и измеряете атмосферное давление, а затем поднимаетесь на третий этаж школы и там, тоже, измеряете атмосферное давление.

Пока ваш одноклассник выполняет практическое задание для благополучного пребывания на станции “Высокогорная” в горах, нам необходимо решить задачу. Один ученик на доске, а остальные в тетрадях.

У подножия горы барометр-анероид показывает давление 760 мм. рт. ст, а на вершине – 722 мм. рт. ст. Определите высоту горы. (8 слайд)

Ответ: 456 метров

Проверить выполнения практического задания.

6. Наш путь на следующую станцию очень короткий, и вот такой вопрос по пути следования на эту станцию: Скажите, а чем знаменит г. Магдебург? (9 слайд)

А знаете ли вы, что магдебургские полушария есть у каждого человека. Головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.

Мы на станции полезных ископаемых “Угольная шахта”. Скажите, что произойдет с давлением в шахте, если мы будем опускаться в нее?

Вашему вниманию на этой станции предлагается решить задачу следующего содержания:

Рассчитайте атмосферное давление в шахте на глубине 840 метров, если на поверхности Земли давление нормальное. (10 слайд)

Ответ: 830 мм. рт. ст.

7. Раз в этой стране есть полезные ископаемые, значит, где-то недалеко, есть промышленная станция “Заводская”, на которой очень много разных заводов и фабрик. Как вы уже догадались, наш маршрут лежит именно туда. (11 слайд)

Скажите, а какой закон используется в устройстве гидравлической машины? Сформулируйте этот закон. Где применяются гидравлические машины?

Наша экспедиция прибыла на станцию “Заводская”. Вам необходимо справится со следующим заданием. Вам необходимо решить задачу:

Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2, на него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2 Какая сила действует на больший поршень? (12 слайд)

Ответ: 4 кН

8. Вы видите, что наша небольшая экспедиция подходит к концу и на нашем пути последняя станция “Морская”. По пути на эту станцию вам необходимо ответить на вопросы. (13 слайд)

  • От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда?
  • Что называется сообщающимися сосудами? Приведите примеры.
  • Как исследуют морские глубины?
  • В два одинаковых сосуда налили одинаковые объемы воды и керосина. В каком сосуде давление на дно будет больше?
  • В сосуд с водой опустили камень. Как при этом изменилось давление на дно сосуда?
  • В стакан с горячим чаем опустили три ложечки сахара и размешали его. Как изменилось давление на дно чашечки?

Вам необходимо решить следующую задачу

Чемпионами по глубоководному нырянию среди птиц являются представители Арктики и Антарктики. Так, гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 м. Королевский же пингвин ныряет на глубину до 200 м и более. Определите давление на гагару и пингвина на данных глубинах. (800 кПа на гагару, 2 мПа на пингвина) (14 слайд)

9. Молодцы! Подведение итогов. Вот мы и побывали в красивейшей стране “Давление”. Мы с вами закрепили и углубили знания, полученные при изучении данной темы. (15 слайд)

10. Ваше домашнее задание. (16 слайд)

Написать сочинение-миниатюру о его величестве “Давлении”.