Изготовление сувениров из тонколистового металла

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • Научить работать с шаблонами, вырезать, сгибать тонколистовой металл;
  • Учить читать чертежи, самостоятельно их готовить, размечать;
  • Учить работать с ручными инструментами и приспособлениями;
  • Расширять кругозор учащихся;
  • Развивать воображение;
  • Развивать память и конструкторское мышление;
  • Развивать практические навыки конструирования и моделирования;
  • Воспитывать коммуникативные качества личности;
  • Формировать умение видеть, понимать и ценить красоту труда;
  • Воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность, бережливость

ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:

Выполнить из жести столики и кресла, вазочки, самых различных птиц и животных, эстетично оформив их, применяя изученную технологию изготовлений, последовательно и грамотно работая с инструкционной картой.

МЕТОД РАБОТЫ: наглядно-иллюстрированный

ФОРМЫ РАБОТЫ: беседа, практическая работа

Оборудование и материалы:

верстак, тиски, жесть от консервных банок, линейка, карандаш, поролон, ткань, ватман, чертеж, шаблоны.

Зрительный ряд: иллюстративный материал по изделиям, готовые образцы изделий.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, загадки, стихи о животных, обустройство домашнего быта

Музыкальный ряд: детские песенки из мультфильмов, сказок

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Практическая работа. (техника безопасности)
  6. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов занятия.

КОНСПЕКТ.

Организационный момент:

- Здравствуйте уважаемые гости!

- Здравствуйте юные мастера!

- Начинаем наше занятие. Прошу всех сесть.

- Сейчас мы проверим, все ли у нас подготовлено к работе.

Сегодня нам понадобятся: ножницы, круглогубцы или медицинские пинцеты, самодельный инструмент для закручивания металла, линейки, карандаш, ватман, чертеж, шаблоны, жесть от консервных банок, поролон, материал, клей ПВА, чертилки.

- Скажите пожалуйста как надо правильно организовать свое рабочее место?

– Рабочее место для резания металла должно быть хорошо освещено. Слесарные ножницы должны быть надежно закреплены в тисках. На руку, удерживающую заготовку, должна быть надета рукавица.

Работать надо осторожно, чтобы пальцы левой руки не попали пол лезвие.

Нельзя касаться голыми руками отрезанных кромок заготовки.

Подавать ножницы надо ручками от себя, а класть – ручками к себе.

После окончания работы инструменты нужно сдать дежурному, а мусор смести щеткой и убрать в мусорный ящик.

Повторение пройденного:

- Прежде чем перейти к объяснению нового материала, повторим пройденное ранее.

При изготовлении различных поделок мы часто пользуемся различными видами обработок металла. Какие виды вы помните?

- рубка металла зубилом;

- резание металла ножовкой по металлу;

- опиливание металла – напильниками;

- сверление отверстий – ручной дрелью, на сверлильном станке.

Объяснение нового материала:

 - Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из металла: это столовые приборы и кастрюли, газовая и электрическая плита, ножницы и многое другое. Металл составляет основу велосипедов, мотоциклов, автомобилей и других машин. Люди научились получать и обрабатывать металл еще в глубокой древности. По тому, какой металл наиболее широко применялся в практической жизни человека, назывались целые исторические эпохи. Например, бронзовый век, железный век.

(Показать ручные ножницы для резки металла, рассмотреть их устройство и дать расширенное понятие о резании металла)

-Рабочая часть ножниц, как и напильника, рубанка, стамески и других режущих инструментов, имеет форму клина. Но при резании, например, напильником или рубанком образуется стружка, а при резании ножницами происходит скалывание металла без снятия стружки.

(Следует предложить двум-трем юным мастерам показать приемы ножницами с закреплением и без закрепления их в тисках и совместно проанализировать их работу, указав на ошибки, если они имели место. Далее напомнить ребятам о правилах безопасности: Инструкция по слесарной работе ИОТ-046-2005; Инструкция по охране труда при ручной обработке металла ИОТ-009-2005; – инструкции прилагаются)

- Прослушав всю информацию к сегодняшнему занятию можно приступать к изготовлению сувениров.

(Ребята по желанию могут выбрать любой вариант для резания самого тонкого, мягкого листового металла – белой жести, алюминия и латуни. Юные мастера используют так называемые портновские ножницы, или обыкновенные конторские.)

- Перед работой немного отдохнем- поиграем.

Угадывая загадки, вы догадаетесь о поделках, которые вам сегодня предстоит делать и, выбрав одну из них, вы приступите к работе.

Итак, отгадываем, из области “ Животные”.

Не часы, а время сказывает (петух).

Гребень имею – не пользуюсь им,
Шпоры имею – не езжу верхом (петух).

-Далее стихотворение-загадка:

Этот маленький ребенок
Спит без простынь и пеленок.
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.
У него – четыре ножки,
Он гуляет без пальто.
Он галошки и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может: “Мама, есть хочу!”,
А, потому,
Целый день мычит упрямо: “ Му-у-у-у!”.
Это вовсе не ребенок,
Это маленький …(ТЕЛЕНОК)
Вот маленький плюшевый (СЛОН)
Хоть мал он, но очень силен.
Ему еще ста нет,
А старше он станет
Быть может, и вырастет он.

- А сейчас из области “ Домашний быт”:

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит,
А всем сидеть велит (СТУЛ)

Четыре братца гонят друг друга и никак не догонят (СТОЛ)

- Итак, юные мастера, сделайте теперь свой выбор из предложенных вам сувениров и скажите, что вы решили выполнять.

(Дети определяются с выбором, сообщают учителю о желании изготовить тот или иной сувенир)

Практическая работа:

- Сейчас вы будете выполнять выбранный вами сувенир, а чтобы он был красивым, нужно для себя создать все условия для удобной и безопасной работы, поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с жестью.

(Прочитать “Инструкцию по охране труда при работе с тонколистовым металлом ИОТ-046 – 2005 и ИОТ -009 – 2005)

- Технику безопасности мы повторили.

Теперь прослушайте инструктаж по технологии изготовления данных сувениров:

(Прочитать учащимся “Инструкционную карту”, – (прилагается), которая будет выдана каждому учащемуся)

- Перед серьезной ответственной работой проведем небольшую разминочку:

Физкультминутка

- Итак, приступаем к практической части нашего занятия.

Чтобы вам интереснее было работать, включаем негромкую музыку.

(Включить музыку)

Детям выдаются “Инструкционные карты”, шаблоны. Они зарисовывают их в тетрадях, затем по шаблонам обводят заготовки, вырезают их, загибают и далее продолжают работать по “Инструкционной карте”

В качестве заготовки для столика используются жестяные банки из под сгущенки, а для стульев и кресла – высокие банки из-под кофе.

Подведение итогов занятия:

-Давайте посмотрим какими мастерами вы были сегодня, какие сувениры вы сделали .

Создаем выставку из выполненных сувениров.

Каждый юный мастер представляет свою поделку и характеризует ее, какой получился стульчик, кресло, столик, зверюшки. Говорят о том, нравятся ли им их изделия и почему. Дети обмениваются мнением и о поделках мастеров, о проведенном занятии, благодарят всех присутствующих и высказывают свое желание для следующей работы.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Порядок изготовления столика:

  1. Отрезать верхний шов банки.
  2. Вырезать боковой шов.
  3. На глаз разрезать боковую стенку до основания на полоски шириной 0,5-0,7мм, которых должно получится 60 штук. Работу начинать с правой стороны от места расположения удаленного шва, т.к. при этом хорошо видна ширина отрезаемой полоски. Отрезав пять полосок круглогубцами или пинцетом, снимаем заусенцы, одновременно выпрямляя их и так далее.
  4. Закрепить до основания пять ближайших к месту расположения вырезанного бокового шва полосок: 2 справа, 3 слева или наоборот. Взявшись круглогубцами или пинцетом за основание, повернуть каждую полоску на 90 градусов, образуя узоры, как у образца столика.
  5. Повернув таким же способом на 90 градусов следующие десять полосок: 5 из них вправо, остальные влево.
  6. Соединить их между собой жестяными стяжками в двух местах. Закрутить у полученной ножки кольца, как на образце. Верх изделий покрыть поролонам, обшить тканью и приклеить на клей ПВА.

Порядок изготовления птиц и животных:

Изготовим аккуратно вырезанные из консервных банок самых различных птиц и животных. (Все размеры наложены на сетку. Размер ее ячеек можно выбрать любой. Главное не переборщить.)

Для баклана и петуха размер стороны квадрата лучше принять

4-6 мм, для быка 5-8 мм, а для слона 7-10 мм. Выбранные размеры определяются так, чтобы контуры вписывались в площадь заготовленного куска жести.

На листе толстого картона карандашом в выбранном масштабе начертите сетку.

Аккуратно перенесите контуры выбранной птицы или животного.

Убедившись, что работа выполнена четко, ножницами вырежьте фигуру по контуру.

Каждую заготовку тщательно отмойте от жира и распрямите. Затем, наложив шаблон, обведите контуры чертилкой.

Не забудьте провести пунктирные линии – по ним фигуркам придается нужный профиль.

Начинаем вырезать и сгибать.