ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- Научить работать с шаблонами, вырезать, сгибать тонколистовой металл;
- Учить читать чертежи, самостоятельно их готовить, размечать;
- Учить работать с ручными инструментами и приспособлениями;
- Расширять кругозор учащихся;
- Развивать воображение;
- Развивать память и конструкторское мышление;
- Развивать практические навыки конструирования и моделирования;
- Воспитывать коммуникативные качества личности;
- Формировать умение видеть, понимать и ценить красоту труда;
- Воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность, бережливость
ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:
Выполнить из жести столики и кресла, вазочки, самых различных птиц и животных, эстетично оформив их, применяя изученную технологию изготовлений, последовательно и грамотно работая с инструкционной картой.
МЕТОД РАБОТЫ:
наглядно-иллюстрированныйФОРМЫ РАБОТЫ:
беседа, практическая работаОборудование и материалы:
верстак, тиски, жесть от консервных банок, линейка, карандаш, поролон, ткань, ватман, чертеж, шаблоны.
Зрительный ряд: иллюстративный материал по изделиям, готовые образцы изделий.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, загадки, стихи о животных, обустройство домашнего быта
Музыкальный ряд: детские песенки из мультфильмов, сказок
ХОД ЗАНЯТИЯ:
КОНСПЕКТ.
Организационный момент
:- Здравствуйте уважаемые гости!
- Здравствуйте юные мастера!
- Начинаем наше занятие. Прошу всех сесть.
- Сейчас мы проверим, все ли у нас подготовлено к работе.
Сегодня нам понадобятся: ножницы, круглогубцы или медицинские пинцеты, самодельный инструмент для закручивания металла, линейки, карандаш, ватман, чертеж, шаблоны, жесть от консервных банок, поролон, материал, клей ПВА, чертилки.
- Скажите пожалуйста как надо правильно организовать свое рабочее место?
– Рабочее место для резания металла должно быть хорошо освещено. Слесарные ножницы должны быть надежно закреплены в тисках. На руку, удерживающую заготовку, должна быть надета рукавица.
Работать надо осторожно, чтобы пальцы левой руки не попали пол лезвие.
Нельзя касаться голыми руками отрезанных кромок заготовки.
Подавать ножницы надо ручками от себя, а класть – ручками к себе.
После окончания работы инструменты нужно сдать дежурному, а мусор смести щеткой и убрать в мусорный ящик.
Повторение пройденного:
- Прежде чем перейти к объяснению нового материала, повторим пройденное ранее.
При изготовлении различных поделок мы часто пользуемся различными видами обработок металла. Какие виды вы помните?
- рубка металла зубилом;
- резание металла ножовкой по металлу;
- опиливание металла – напильниками;
- сверление отверстий – ручной дрелью, на сверлильном станке.
Объяснение нового материала:
- Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из металла: это столовые приборы и кастрюли, газовая и электрическая плита, ножницы и многое другое. Металл составляет основу велосипедов, мотоциклов, автомобилей и других машин. Люди научились получать и обрабатывать металл еще в глубокой древности. По тому, какой металл наиболее широко применялся в практической жизни человека, назывались целые исторические эпохи. Например, бронзовый век, железный век.
(Показать ручные ножницы для резки металла, рассмотреть их устройство и дать расширенное понятие о резании металла)
-Рабочая часть ножниц, как и напильника, рубанка, стамески и других режущих инструментов, имеет форму клина. Но при резании, например, напильником или рубанком образуется стружка, а при резании ножницами происходит скалывание металла без снятия стружки.
(Следует предложить двум-трем юным мастерам показать приемы ножницами с закреплением и без закрепления их в тисках и совместно проанализировать их работу, указав на ошибки, если они имели место. Далее напомнить ребятам о правилах безопасности: Инструкция по слесарной работе ИОТ-046-2005; Инструкция по охране труда при ручной обработке металла ИОТ-009-2005; – инструкции прилагаются)
- Прослушав всю информацию к сегодняшнему занятию можно приступать к изготовлению сувениров.
(Ребята по желанию могут выбрать любой вариант для резания самого тонкого, мягкого листового металла – белой жести, алюминия и латуни. Юные мастера используют так называемые портновские ножницы, или обыкновенные конторские.)
- Перед работой немного отдохнем- поиграем.
Угадывая загадки, вы догадаетесь о поделках, которые вам сегодня предстоит делать и, выбрав одну из них, вы приступите к работе.
Итак, отгадываем, из области “ Животные”.
Не часы, а время сказывает (петух).
Гребень имею – не пользуюсь им,
Шпоры имею – не езжу верхом (петух).
-Далее стихотворение-загадка:
Этот маленький ребенок
Спит без простынь и пеленок.
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.
У него – четыре ножки,
Он гуляет без пальто.
Он галошки и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может: “Мама, есть хочу!”,
А, потому,
Целый день мычит упрямо: “ Му-у-у-у!”.
Это вовсе не ребенок,
Это маленький …(ТЕЛЕНОК)
Вот маленький плюшевый (СЛОН)
Хоть мал он, но очень силен.
Ему еще ста нет,
А старше он станет
Быть может, и вырастет он.
- А сейчас из области “ Домашний быт”:
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит,
А всем сидеть велит (СТУЛ)
Четыре братца гонят друг друга и никак не догонят (СТОЛ)
- Итак, юные мастера, сделайте теперь свой выбор из предложенных вам сувениров и скажите, что вы решили выполнять.
(Дети определяются с выбором, сообщают учителю о желании изготовить тот или иной сувенир)
Практическая работа:
- Сейчас вы будете выполнять выбранный вами сувенир, а чтобы он был красивым, нужно для себя создать все условия для удобной и безопасной работы, поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с жестью.
(Прочитать “Инструкцию по охране труда при работе с тонколистовым металлом ИОТ-046 – 2005 и ИОТ -009 – 2005)
- Технику безопасности мы повторили.
Теперь прослушайте инструктаж по технологии изготовления данных сувениров:
(Прочитать учащимся “Инструкционную карту”, – (прилагается), которая будет выдана каждому учащемуся)
- Перед серьезной ответственной работой проведем небольшую разминочку:
Физкультминутка
- Итак, приступаем к практической части нашего занятия.
Чтобы вам интереснее было работать, включаем негромкую музыку.
(Включить музыку)
Детям выдаются “Инструкционные карты”, шаблоны. Они зарисовывают их в тетрадях, затем по шаблонам обводят заготовки, вырезают их, загибают и далее продолжают работать по “Инструкционной карте”
В качестве заготовки для столика используются жестяные банки из под сгущенки, а для стульев и кресла – высокие банки из-под кофе.
Подведение итогов занятия:
-Давайте посмотрим какими мастерами вы были сегодня, какие сувениры вы сделали .
Создаем выставку из выполненных сувениров.
Каждый юный мастер представляет свою поделку и характеризует ее, какой получился стульчик, кресло, столик, зверюшки. Говорят о том, нравятся ли им их изделия и почему. Дети обмениваются мнением и о поделках мастеров, о проведенном занятии, благодарят всех присутствующих и высказывают свое желание для следующей работы.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Порядок изготовления столика:
- Отрезать верхний шов банки.
- Вырезать боковой шов.
- На глаз разрезать боковую стенку до основания на полоски шириной 0,5-0,7мм, которых должно получится 60 штук. Работу начинать с правой стороны от места расположения удаленного шва, т.к. при этом хорошо видна ширина отрезаемой полоски. Отрезав пять полосок круглогубцами или пинцетом, снимаем заусенцы, одновременно выпрямляя их и так далее.
- Закрепить до основания пять ближайших к месту расположения вырезанного бокового шва полосок: 2 справа, 3 слева или наоборот. Взявшись круглогубцами или пинцетом за основание, повернуть каждую полоску на 90 градусов, образуя узоры, как у образца столика.
- Повернув таким же способом на 90 градусов следующие десять полосок: 5 из них вправо, остальные влево.
- Соединить их между собой жестяными стяжками в двух местах. Закрутить у полученной ножки кольца, как на образце. Верх изделий покрыть поролонам, обшить тканью и приклеить на клей ПВА.
Порядок изготовления птиц и животных:
Изготовим аккуратно вырезанные из консервных банок самых различных птиц и животных. (Все размеры наложены на сетку. Размер ее ячеек можно выбрать любой. Главное не переборщить.)
Для баклана и петуха размер стороны квадрата лучше принять
4-6 мм, для быка 5-8 мм, а для слона 7-10 мм. Выбранные размеры определяются так, чтобы контуры вписывались в площадь заготовленного куска жести.
На листе толстого картона карандашом в выбранном масштабе начертите сетку.
Аккуратно перенесите контуры выбранной птицы или животного.
Убедившись, что работа выполнена четко, ножницами вырежьте фигуру по контуру.
Каждую заготовку тщательно отмойте от жира и распрямите. Затем, наложив шаблон, обведите контуры чертилкой.
Не забудьте провести пунктирные линии – по ним фигуркам придается нужный профиль.
Начинаем вырезать и сгибать.