Цели:
- формировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, воображение;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- учебник Т.Г. Рамзаевой “Русский язык”, 3 класс;
- картинки зверей и птиц;
- карточки со словами по вариантам для работы в парах;
- музыка для физминутки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведём.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.
II. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке будем продолжать работать над безударной гласной в корне слова.
III. Чистописание.
Цель: повторим написание элементов буквы л (эль).
- Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает.
- Что это такое? (Лес) Почему вы так думаете?
- Сегодня у нас на минутке чистописания буква, которая соответствует первому звуку в слове лес.
- Назовите этот звук. ([л']) Какой это звук? (Согласный, звонкий, мягкий.)
Запишем на 1-й строчке:
ллл лл л ллл лл л
- Посмотрите на 2-ю строчку и скажите, какие слова на ней написаны. Докажите.
Открыть слово. Дети пишут в тетрадях (а один ученик за доской) и выполняют задание: поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, выделить корень в слове.
Проверка (сверяют с доской).
- Что объединяет эти слова? (Корень, общий смысл.)
- Какое слово является проверочным для всех слов? (Слово лес.)
- Почему? (В нём ударная гласная.)
- Посмотрите внимательно на все слова и найдите “лишнее” слово. (Это слово лесной.)
- Почему? (Все имена существительные, а это имя прилагательное.)
- На 3-й строчке запишите предложение и сделайте разборы под цифрами 2 и 4.
Лес охраняет лесник 2 4.
Проверка.
IV. Словарная работа.
- Отгадайте кроссворд (на доске картинки зверей и птиц):
за.ц
в.рона
л.сица
м.дведь
в.робей
- Как назвать их одним словом? (Животные.)
- На какие две группы их можно разделить? (Птицы и звери.)
На наборном полотне дети расставляют картинки на две группы.
- Воспитанный человек должен знать и уметь правильно писать клички своих друзей.
А вы знаете, как пишутся клички животных? (С большой буквы.)
- Запишем под диктовку словосочетания (у доски 5 человек записывают словосочетания по очереди):
Заяц Тишка, ворона Каркуша, лисица Елизавета, медведь Гоша, воробей Чик.
- Посмотрите внимательно на словарные слова и скажите, в каком слове букв меньше, чем звуков? Почему? (В слове заяц, потому что я обозначает 2 звука [й'а].)
Сверху над словом подпишем 5 зв., 4 б.
- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? (В слове медведь, потому что ь-не обозначает звука, а служит для обозначения мягкости согласных на письме.)
Сверху над словом подпишем 6 зв., 7 б.
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (И.Ф.О. людей, названия городов, деревень, рек и т.д.)
V. Физминутка для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным
Движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить 4-5 раз.
VI. Основная часть.
1. Работа в парах (у каждого ученика карточка).
- Вставьте безударную гласную, чтобы не ошибиться, устно подберите проверочные слова.
I в. II в. св.ча прив.жи м.ряки л.сток скр.пит п.ля пл.сать сн.га гл.за тр.ва
Взаимопроверка.
2. Зрительно-слуховой диктант.
На доске:
В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами.
Лиса хитра.
- Прочитайте текст.
- Как в словах найти безударные гласные? (Поставить в словах ударение.)
- Найдите безударные гласные. Докажите их написание. Что для этого нужно сделать? (Подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным.)
-Прочитайте про себя текст.
(Текст закрывается. Записывается под диктовку. В записанном тексте выделяются орфограммы.)
* Дополнительное задание:
- Ребята, давайте представим, что мы с вами редакторы, нам поручили дописать к этому тексту ещё одно предложение.
Давайте вспомним чем питается лиса?
Какими маленькими зверьками она любит лакомиться?
Кому она их приносит?
Составили предложение.
(Открыть предложение, прочитать, закрыть.)
- Запишите предложение по памяти.
Лиса ловит мышей и приносит их лисятам.
Проверка.
3. Подбор родственных слов (на доске картинка лисы).
- К слову лиса подберите родственные слова по вопросам:
Как назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька.)
Как назвать детёнышей лисы? (Лисята.)
А чей хвост (показать на хвост)? (Лисий.)
На доске:
Лиса, лисичка, лисонька, лисята, лисий.
- В каких из записанных слов букву и следует проверить? (Лиса, лисичка, лисята.)
- Назовите проверочные слова. (Лисонька, лисий.)
Запишите эти слова в тетрадь.
VII. Физминутка.
- После хорошей работы можно и немножко отдохнуть.
Дети выходят из-за парт, становятся друг за другом.
Учитель произносит слова и показывает, какие упражнения они должны выполнять.
Вы старались, вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки. (Поднимают руки, потягиваются.)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей! ((Машут руками, прогоняют тучку.)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло. (Поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз.)
Громче музыка играй,
Нас на танец приглашай! (Танцуют под музыку.)
4. Работа по учебнику (стр. 94, упр.250).
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в упражнении? (Составить из данных слов 5 предложений. Написать текст. Подчеркнуть проверяемые безударные гласные в корне слов.)
Комментированное письмо с места:
Сойкины дубки.
Сойка уносит жёлуди далеко от дуба. Она прячет плоды под мох. Зимой птица копает снег и ищет жёлуди. Но жёлудей остаётся много в земле. Вырастут из них молодые дубки.
-Найдите в тексте слова, которые заменяют слово сойка. (Она, птица.)
5. Хитрые слова (устно объяснить).
-Догадайтесь сами, какие буквы надо вставить. Объясните.
Пос.дел на скамейке – пос.дел от старости.
Сл.зал сливки – сл.зал с дерева.
Острые м.чи – футбольные м.чи.
Пол.скать бельё – пол.скать щенка.
VIII. Итог урока.
-Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)
-Как проверить безударный звук в корне слова? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне слова.)
IX. Домашнее задание.
Стр.94, упр.251.
Комментирование оценок за урок.