ЦЕЛИ:
- создать условия для осознания уч-ся, что такое отрезок; установить бщее и различие с прямой; учиться чертить отрезки;
- создавать условия для развития коммуникативных отношений (ученик-ученик),
МЕТОДЫ: наглядные; практические: частично-поисковые; проблемные; словесные.
ФОРМЫ: коллективные, индивидуальные, парные, групповые.
- Здравствуйте, ребята. Позволите ли вы мне пронести у вас урок?
- Вы умеете уже хорошо считать?
- Давайте проведем зарядку для ума.
Ситуация успеха
1) У бабушки Даши был внучок Паша, котик Пушок, собака Дружок,
Сколько внучат у бабушки Даши?
Д: – 2, 3, 1
У: – Почему три?
Д: – Потому что были Паша, Дружок и Пушок.
Д: – А разве Пушок и Дружок это внуки?
Д: – Один внук у бабушки Даши – Паша.
2) Сколько орехов в пустом стакане?
Д: – ни одного, стакан пустой.
3) Сколько ложек соли нужно положить в стакан с чаем, чтобы чай был сладким?
Д: – Кто как любит.
Д: – А разве соль кладут в чай? Д: – Это задача-ловушка.
- Молодцы. Вы все готовы узнавать новое, становиться образованнее.
- Я вчера смотрела ваш учебник и прочитала интересное слово (отрезок),
- Прочитайте его.
- Отрезок
- Вы можете мне объяснить, что такое отрезок?
- Что-то отрезали,
- Режут, кусочки остаются.
- Отрезок – это слово
- Что-нибудь начертят, а потом отрежут
- Это сплошные или пунктирные линии (Все мнения детей фиксируются на доске).
- У меня в руках лента. Что она вам напоминает из математики?
- Прямая линия
- Докажите, что это прямая.
- Кривые загнутые, а прямая не загнутая.
- Кривую выровнять нельзя, а прямую нельзя сделать кривой.
- Неизогнутая. Она без конца
- Как вы думаете, можно ли из этой прямой получить отрезки?
- Да
- Нет
- Я вам выдам сейчас части прямой, попробуйте получить отрезки.
- Хотите поработать в паре?
- Да
- А какие правила надо соблюдать, когда мы работаем в паре?
- Повернуться друг к другу
- Высказать свое мнение каждому, а потом прийти к одному
- Нужно договориться, кто будет говорить первым
- А как будете договариваться?
- Могут мальчики уступить девочкам.
- Можно посчитаться
- Когда закончите работу, покажите знак, что вы уже готовы.
- Как вы получили отрезки?
- Отрезали
- А можете ли вы на листах бумаги начертить отрезки?
- Да
- Пожалуйста, начертите. Покажите, как вы сделали.
- (Дети поднимают свои листы)
- Вы утверждаете, что у вас получились отрезки, потому что они прямые, а у меня лента прямая вы сказали в начале урока.
- Так в чем разница?
- Вы не резали
- У вас она длинная
- У вас нет ножниц
- У вас неотрезанная
- Длинная, можно вести куда угодно
- Нет начала и конца.
Учитель: – правильно, у прямой нет начала и конца, а у отрезков есть начало и конец.
- Давайте посмотрим в учебнике, и узнаем, как правильно надо чертить отрезки.
- Что сделали сначала?
- Поставили точки
- Взяли линейку
- Затем, что нужно сделать?
- Соединить точки
- Проверьте, так ли вы начертили сами.
- Покажите знак. (Показывают знак несогласия)
- Что у вас было не так?
- У нас нет точек на концах
- Так какие нужно выполнить шаги, когда мы чертим отрезок?
Алгоритм действий:
- Поставить точки,
- Взять линейку.
- По линейке провести линию от одной точки до другой
- Так что же такое отрезок?
- Прямая линия с концами
- Если мы отрезаем, то получаем отрезок
- Отрезали от прямой
- Часть прямой, у которой есть точки
- А как вы думаете, зачем нужны вам знания об отрезке, умение чертить их?
- Отрезать шину у колеса
- Что-нибудь начертить
- Что-нибудь отрезать ровно
- Когда будем шить, надо будет резать материал, будем чертить отрезки
- Что можно с ними делать? (Затруднение)
- Хотите узнать?
- Да
- Об этом вы узнаете чуть позже.
- Давайте найдем отрезки в классе. Почему вы так считаете?
- Дети находят отрезки в классе и доказывают, что они имеют ограничения
- А вы сможете сами изобразить отрезки? Попробуйте, пожалуйста. Можно в парах или в группах.
Физминутка.
- А теперь давайте самостоятельно попробуем начертить в учебнике по одному отрезку.
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь с соседом, проверьте, как научился чертить отрезки ваш одноклассник. Оцените, пожалуйста, его работу “волшебной палочкой”. Чертим палочку простым карандашом (все дети справились с заданием верно). Игра “Кто внимательный”?
- Сколько отрезков? Покажите на пальчиках (Два и три). .__________.__________.; ______________________.
- Пойдите к доске и покажите, что видите два отрезка; три. (Дети доказывают)
- Так сколько же отрезков?
- Три
- А я считаю – четыре. (Учитель доказывает по рисунку)
- А вторая линия не отрезок, вы не правы
- А как называется другая линия?
- Это прямая
- Что общего между отрезком и прямой?
- Они прямые
- Чем они отличаются?
- У отрезка есть начало и конец, а у прямой нет
- А сейчас мы поиграем в игру “Самая внимательная группа”.
- По сколько человек вы хотите объединиться в группы?
- Дети объединяются по 2-4 человека, по желанию
- Вам я предлагаю листы, на которых есть различные линии.
Вы знаком + покажите, где есть отрезки. Возьмите красный фломастер, Проверка по образцу.
- Проверьте свою работу и мою. Правильно ли я сделала?
(Под цифрой 6 поставлен +)
- Под цифрой 6 не отрезок
- Почему? Ведь у него есть точка, часть прямой?
- Так у него только одна точка, а должно быть две
- А вы не знаете, как эта линия называется?
- Нет
- Часть отрезка
- Хотите?
- Да
- Это вы узнаете на следующих уроках.
Рефлексия.
- Какое “открытие” сегодня сделал каждый для себя?
- Что такое отрезок
- Вам было трудно или легко?
- Легко
- Почему вам было легко?
- Было интересно
- Легкие задания
- Работали в группах
- Знаем пословицу “Один ум хорошо, а два лучше”
- А когда было трудно?
- Когда чертил отрезки
- Не знаю, как называется линия под цифрой 6
- Если хотите, поделитесь своими открытиями с родителями.
- Если хотите построить что-нибудь из отрезков, сделайте дома.
Мне было приятно с вами работать.
Большое спасибо Вам за интересную работу.