Урок по математике в 1-м классе по теме "Отрезок" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • создать условия для осознания уч-ся, что такое отрезок; установить бщее и различие с прямой; учиться чертить отрезки;
  • создавать условия для развития коммуникативных отношений (ученик-ученик),

МЕТОДЫ: наглядные; практические: частично-поисковые; проблемные; словесные.

ФОРМЫ: коллективные, индивидуальные, парные, групповые.

- Здравствуйте, ребята. Позволите ли вы мне пронести у вас урок?

- Вы умеете уже хорошо считать?

- Давайте проведем зарядку для ума.

Ситуация успеха

1) У бабушки Даши был внучок Паша, котик Пушок, собака Дружок,

Сколько внучат у бабушки Даши?

Д: – 2, 3, 1

У: – Почему три?

Д: – Потому что были Паша, Дружок и Пушок.

Д: – А разве Пушок и Дружок это внуки?

Д: – Один внук у бабушки Даши – Паша.

2) Сколько орехов в пустом стакане?

Д: – ни одного, стакан пустой.

3) Сколько ложек соли нужно положить в стакан с чаем, чтобы чай был сладким?

Д: – Кто как любит.

Д: – А разве соль кладут в чай? Д: – Это задача-ловушка.

- Молодцы. Вы все готовы узнавать новое, становиться образованнее.

- Я вчера смотрела ваш учебник и прочитала интересное слово (отрезок),

- Прочитайте его.

- Отрезок

- Вы можете мне объяснить, что такое отрезок?

- Что-то отрезали,

- Режут, кусочки остаются.

- Отрезок – это слово

- Что-нибудь начертят, а потом отрежут

- Это сплошные или пунктирные линии (Все мнения детей фиксируются на доске).

- У меня в руках лента. Что она вам напоминает из математики?

- Прямая линия

- Докажите, что это прямая.

- Кривые загнутые, а прямая не загнутая.

- Кривую выровнять нельзя, а прямую нельзя сделать кривой.

- Неизогнутая. Она без конца

- Как вы думаете, можно ли из этой прямой получить отрезки?

- Да

- Нет

- Я вам выдам сейчас части прямой, попробуйте получить отрезки.

- Хотите поработать в паре?

- Да

- А какие правила надо соблюдать, когда мы работаем в паре?

- Повернуться друг к другу

- Высказать свое мнение каждому, а потом прийти к одному

- Нужно договориться, кто будет говорить первым

- А как будете договариваться?

- Могут мальчики уступить девочкам.

- Можно посчитаться

- Когда закончите работу, покажите знак, что вы уже готовы.

- Как вы получили отрезки?

- Отрезали

- А можете ли вы на листах бумаги начертить отрезки?

- Да

- Пожалуйста, начертите. Покажите, как вы сделали.

- (Дети поднимают свои листы)

- Вы утверждаете, что у вас получились отрезки, потому что они прямые, а у меня лента прямая вы сказали в начале урока.

- Так в чем разница?

- Вы не резали

- У вас она длинная

- У вас нет ножниц

- У вас неотрезанная

- Длинная, можно вести куда угодно

- Нет начала и конца.

Учитель: – правильно, у прямой нет начала и конца, а у отрезков есть начало и конец.

- Давайте посмотрим в учебнике, и узнаем, как правильно надо чертить отрезки.

- Что сделали сначала?

- Поставили точки

- Взяли линейку

- Затем, что нужно сделать?

- Соединить точки

- Проверьте, так ли вы начертили сами.

- Покажите знак. (Показывают знак несогласия)

- Что у вас было не так?

- У нас нет точек на концах

- Так какие нужно выполнить шаги, когда мы чертим отрезок?

Алгоритм действий:

- Поставить точки,

- Взять линейку.

- По линейке провести линию от одной точки до другой

- Так что же такое отрезок?

- Прямая линия с концами

- Если мы отрезаем, то получаем отрезок

- Отрезали от прямой

- Часть прямой, у которой есть точки

- А как вы думаете, зачем нужны вам знания об отрезке, умение чертить их?

- Отрезать шину у колеса

- Что-нибудь начертить

- Что-нибудь отрезать ровно

- Когда будем шить, надо будет резать материал, будем чертить отрезки

- Что можно с ними делать? (Затруднение)

- Хотите узнать?

- Да

- Об этом вы узнаете чуть позже.

- Давайте найдем отрезки в классе. Почему вы так считаете?

- Дети находят отрезки в классе и доказывают, что они имеют ограничения

- А вы сможете сами изобразить отрезки? Попробуйте, пожалуйста. Можно в парах или в группах.

Физминутка.

- А теперь давайте самостоятельно попробуем начертить в учебнике по одному отрезку.

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь с соседом, проверьте, как научился чертить отрезки ваш одноклассник. Оцените, пожалуйста, его работу “волшебной палочкой”. Чертим палочку простым карандашом (все дети справились с заданием верно). Игра “Кто внимательный”?

- Сколько отрезков? Покажите на пальчиках (Два и три). .__________.__________.; ______________________.

- Пойдите к доске и покажите, что видите два отрезка; три. (Дети доказывают)

- Так сколько же отрезков?

- Три

- А я считаю – четыре. (Учитель доказывает по рисунку)

- А вторая линия не отрезок, вы не правы

- А как называется другая линия?

- Это прямая

- Что общего между отрезком и прямой?

- Они прямые

- Чем они отличаются?

- У отрезка есть начало и конец, а у прямой нет

- А сейчас мы поиграем в игру “Самая внимательная группа”.

- По сколько человек вы хотите объединиться в группы?

- Дети объединяются по 2-4 человека, по желанию

- Вам я предлагаю листы, на которых есть различные линии.

Вы знаком + покажите, где есть отрезки. Возьмите красный фломастер, Проверка по образцу.

- Проверьте свою работу и мою. Правильно ли я сделала?

(Под цифрой 6 поставлен +)

- Под цифрой 6 не отрезок

- Почему? Ведь у него есть точка, часть прямой?

- Так у него только одна точка, а должно быть две

- А вы не знаете, как эта линия называется?

- Нет

- Часть отрезка

- Хотите?

- Да

- Это вы узнаете на следующих уроках.

Рефлексия.

- Какое “открытие” сегодня сделал каждый для себя?

- Что такое отрезок

- Вам было трудно или легко?

Легко

- Почему вам было легко?

- Было интересно

-  Легкие задания

- Работали в группах

- Знаем пословицу “Один ум хорошо, а два лучше”

- А когда было трудно?

- Когда чертил отрезки

- Не знаю, как называется линия под цифрой 6

- Если хотите, поделитесь своими открытиями с родителями.

- Если хотите построить что-нибудь из отрезков, сделайте дома.

Мне было приятно с вами работать.

Большое спасибо Вам за интересную работу.