Цели урока:
Образовательные:
- систематизировать знания о географическом положении (ГП), выявить его особенности.
- продолжить формирование умения работы с картой.
- формирование исследовательских навыков: генерировать идеи, выбирать лучшее решение, оценивать ход работы и результаты, презентовать готовый продукт.
Развивающие:
- закрепить умения фиксировать особенности ГП различными способами: творческой самостоятельности и воображения, активной умственной деятельности и способностей к изобретательности и рационализаторством.
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и картой.
- совершенствовать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать сотрудничество, умение работать в коллективе в процессе учебной деятельности.
Задачи урока:
- Формировать исследовательские навыки через
разнообразные приёмы учебной проектной
деятельности:
- Генерировать идеи.
- Выбирать лучшее решение.
- Оценивать ход, результаты своей деятельности и деятельности других
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации для осуществления проекта.
- Презентовать готовый продукт деятельности.
- Проводить рефлексию.
- Планировать время выполнения и ресурса.
- Развивать творческую самостоятельность, активную умственную деятельность и способность к изобретательству.
- Воспитывать культуру общения, развивать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.
Этапы урока:
- Оргмомент, мотивация.
- Психологический настрой на творческую работу. - (2 мин)
- Сообщение темы урока. Актуализация знаний - (5 мин)
- Подготовительный этап в выполнении работы (работа с планом) - (5 мин)
- Организация первичного воспроизведения,
осмысления нового материала
Работа над проектом. Исполнительский этап. - (10 мин) - Презентация (итоговая оценка изделия). - (8 мин)
- Первичная проверка понимания и организация первичного закрепления материала (6 мин)
- Итог. Рефлексия. - (3 мин)
- Домашнее задание - (1 мин)
Оборудование:
Выставка рисунков о природе ХМАО, настенная карта России, контур округа на доске и учащихся, раздаточный материал, план работы для выполнения заданий, тест, музыкальная запись, план презентации у каждой группы.
Ход урока
( Дети сидят по группам. На партах у каждой группы лежат: контур округа, раздаточный материал в конвертах, план работы для выполнения заданий, тест, план презентации ).1. Организационный момент. Психологический настрой на творческую работу (1-2 мин).
Добрый день, друзья. Я рада Вас видеть, и приглашаю вас к сотрудничеству. Сегодня наше общение я начну словами писателя К. Бальмонта. (звучит музыка) На фоне музыки учитель читает эпиграф к уроку.
Эпиграф урока:
Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.
К. Бальмонт
Вопрос: как вы понимаете эти слова?
У каждого из вас есть свое представление, восприятие своего родного края, основанное на ваших личных впечатлениях, рассказах окружающих вас людей. Обогащают наши представления о природе, быте, человеческих отношениях, о самом развитии края - произведения искусства. Каждый по-своему видит какую-то определенную местность. Образ нашего края мы и попробуем воссоздать на уроке.( идет показ презентации об округе)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин).
- С чего мы начинаем изучать любой регион? (Ответ: с географического положения)
-Как вы считаете, какова же тема нашего урока?
Географическое положение ХМАО.
(тема записывается в тетрадь)
- А сейчас сформулируйте цель нашего урока.
Поскольку изучение природы территории необходимо начать с ГП, вспомните план его характеристики. Я вам предлагаю построить СЛС (структурно-логическую схему. Дети предлагают варианты ответов.)
(На доске появляется рисунок в виде СЛС)
3. Подготовительный этап в выполнении проекта (работа с планом). (5 мин).
Вы начинаете изучать свою малую Родину- ту часть России, где вы сейчас живете, где большинство из вас родилось и выросло. Родина.....
Учитель:
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становления,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал....
В. Плесовских
Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека, как мать, одна.
Своим названием округ обязан коренным жителям - хантам и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в 11-15 веках называли Югрой или Югорией. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого, в разное время и с разной силой, но возникает.
Чтоб достичь цели нашего урока, вам предлагается выполнить самостоятельную работу в группах. В каждой группе, а их 4, имеется задание по характеристике географического положения нашего округа. Ознакомьтесь с планом работы.(Карточки с планом имеются на парте у группы. Приложение 1)
План работы над проектом.
- Название работы.
- Главная цель (Зачем мы это делаем?)
- Актуальность (Так ли это необходимо?)
- Решаемые задачи.
- Ход работы над проектом. Выдвижение собственных идей (Как буду делать)
- Ожидаемый результат.
- Презентация.
Результат каждого из вас скажется на общем результате. Схематично на доске вы должны отразить свою работу на контуре ХМАО.
Ожидаемые рассуждения учащихся:
ПРИЁМ “МОЗГОВОЙ ШТУРМ”.
Послушаем друг друга, отбираем наиболее рациональные идеи. Окончательный вариант решения проблемы будет выполняться в группах.
4. Организация первичного
воспроизведения, осмысления нового материала
Работа над проектом. Исполнительский этап. - (10
мин)
А. Все учащиеся класса заранее разделены на группы по 6 человека. Использован приём “Кубики”. Всем были розданы карточки разного цвета (синие, красные, зеленые, желтые). Дети формируют группу из одинакового цвета кубика. Таким образом созданы 4 кубика разных цветов. Группы-кубики подходят к своим столам.
Б. Психологический настрой на дружную творческую работу.
- Посмотрите друг на друга. Вы - дружная семья, которая умеет работать слажено, помогая каждому. Докажите это на деле.
В. Индивидуальная работа над проектом. Кому что будет не понятно, поднимите руку, я к вам подойду. Приступайте к работе. Время на подготовку 5 минут. (Приложение 1) (музыка)
Задания группам.
1 группа.
1.Используя текст учебника, расскажите о границе ХМАО.
По физической карте (второй форзац учебника) проследите границы ХМАО. По каким природным рубежам они проходят?
2.Нанесите и подпишите естественные рубежи округа на контурной карте.
2 группа.
1.Пользуясь картой, определите координаты крайних точек ХМАО.
2.Нанесите их на контурную карту, подпишите окружной центр, свой населенный пункт.
3 группа.
1.Определить протяженность ХМАО с запада на восток и с севера на юг (см. с.7).
2.Какими видами транспорта можно достичь ХМАО?
4 группа.
1.Сравните размеры нашего округа с другими областями России и зарубежными странами (учебник, с.8).
2.Почему в отличие от других районов ХМАО относят к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним?
Приём “Немая дискуссия”.
Учащиеся работают в полной тишине (можно под тихую музыку), отвечают на вопросы (вопросы предложены каждой группе). Каждый участник группы оформляет свой вариант памятки на контурной карте. Время выполнения - 5 минут. По сигналу учителя все участники переходят по часовой стрелке вокруг стола на место соседа, смотрят работу соседа, имеют право что-то исправить, дополнить. Затем снова по кругу (При условии времени желательно, обойти стол всем игрокам и вернуться на своё место). Далее выбирают одну, самую интересную работу от группы, и готовят для презентации (смотри план работы). Время выполнения - 5 минут.
5. Презентация (итоговая оценка изделия). - (8 мин)
(По своей работе учащиеся отвечают у доски, отмечая на большом контуре ХМАО географическое положение. Для этого в конвертах каждой группы имеются условные знаки. Приложение 2)
Цель: Аргументированный анализ выполненного.
Приём “Ярмарка проектов”.
- Вся группа схематично на доске отражает результат своей работы на контуре ХМАО.
- Один ученик от группы - продавец. Он продаёт продукт-памятку. Рассказывает о ней по вопросам:
- Название работы.
- Главная цель (Зачем мы это делаем?)
- Актуальность (Так ли это необходимо?)
- Результат.
- Остальные – покупатели. Дополняют свой контур той информацией, которую им предлагают, при этом внимательно слушая продавца.
6. Первичная проверка понимания и организация первичного закрепления материала (6 мин)
Итак, подведем итог вашей работы в группах. Проверим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам тест на пять вопросов. (Приложение 1)
(тест)
1.Общая протяженность внешних границ округа достигает:
а) 1700 км
б) 450 км
в) 4750 км
г) 5440 км
2.Площадь округа (тыс. кв. км):
а) 523 б) 544 в) 604
3.Естественный рубеж округа на западе?
а) Кавказ
б) Кондинская низменность
в) Приполярный и Северный Урал
г) Восточно - Европейская равнина.
4.Где расположен ХМАО?
а) на Алтае
б) на Дальнем Востоке
в) на Западно-Сибирской равнине
5.Какие координаты имеет самая южная точка ХМАО?
а) 59 с ш , 60 в д б)66 с ш , 61 в д , в) 62 с ш , 86 в д
(Самопроверка по ключу на слайде. 1в 2а 3в 4в 5а Нет ошибок оценка 5, одна ошибка оценка 4, две ошибки оценка 3. Поднимите руку те, кто справился на 4 и 5. Кому было трудно?)
7. Итог. Рефлексия. - (3 мин)
Мы определили границы, площадь, крайние точки, протяженность, расположение на материке - все это географическое положение ХМАО.
-Дайте оценку физико- географического положения ХМАО.
( Географическое положение округа своеобразно: он располагается в средней части материка и России. Округ не имеет выхода в океан. ХМАО отнесен к районам Крайнего Севера. Занимает большую площадь).
Рефлексия:
Приём “Градусник”
- Как ваше самочувствие?
(Учитель вывешивает лист ватмана, на котором нарисован условный градусник с точками 0; 36,6; 38).
- Поставьте Х рядом с той температурой, которая соответствует вашему самочувствию.
- Условие: если вы зарядились энергией и энтузиазмом, то ставите Х выше нормальной температуры. Если вам было скучно и вы совсем не поняли, что делали и чем занимались на уроке, отмечаете ниже, чем 36,6.
(Учащиеся подходят к плакату и отмечают свою температуру. Учитель обобщает).
8. Домашнее задание - (1 мин)
1. Всем: прочитать стр. учебника 7- 11
2. По желанию: приготовить сообщение по теме: “Открытие Шаимского месторождения нефти”, “Крупнейшие нефтяные кампании округа”.- Сегодня на уроке вы были старательны, внимательны, наблюдательны, активны, вы были удачливы. А с маленькой удачи начинается большой успех. И пусть температура у вас будет всегда повышенной, но не от болезни, а от успеха творчества. Всем спасибо. Урок закончен.
Я желаю всем успехов!