Психологическое занятие в 5-м классе "Настроение – о'кей!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • ознакомить детей с понятием «настроение»;
  • ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения;
  • развивать у детей умение управлять своим настроением.

Оборудование: индивидуальные таблицы для упражнения «Что может повлиять на моё настроение», картинки с образами настроения, дневники настроения учащихся, «психологические зеркала», пиктограммы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

3. Введение в тему:

  • работа с эпиграфом;
  • вступительное слово.

4. Основная часть:

  • работа над понятием «настроение»;
  • упражнение «Что может повлиять на ваше настроение»;
  • работа с картинками «Три настроения»;
  • приёмы повышения настроения;
  • ознакомление учащихся с работой по дневникам настроения;
  • ситуация – проба «успокой приятеля».

5. Рефлексия.

6. Вручение «психологических зеркал».

Использованная литература:

  1. Г.П. Звездина, Т.Н. Щербакова «Классные часы в начальной школе» программа факультатива «Я и Мир» (Москва «Сфера» 2003).
  2. Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Москва, изд-во «Генезис»).
  3. А.Н. Лутошкин «Как вести за собой» (Москва «Просвещение» 1981).
  4. Г.К.Селевко, И.Н.Закатова, О.Г.Левина «Познай себя» (Москва «Народное образование 2001).

Ход занятия

1. Организационный момент

– Классный час посвящён очень интересной и важной, на мой взгляд, теме. Но вот какой, вы узнаете чуть позже, а сейчас проведём разминку.

2. Разминка.

  • Поздоровайся с соседом справа и сообщи о чём-то приятном.
  • По команде «Хлопок» меняются местами те, кто пришёл в школу в хорошем настроении, имеет много друзей, рад, что он ученик 5-го класса, любит путешествовать.

3. Введение в тему.

Работа с эпиграфом

– Итак, тема нашего занятия… Попробуйте догадаться, выслушав мой рассказ.

«Однажды я зашла в мастерскую, где что-то изготовляли на заказ. И услышала странный разговор продавца и заказчиков. «Вы заказывали жизнерадостное, бодрое? Пожалуйста, получите. Оно необходимо для праздников, субботников, турпоходов». «Вам что-нибудь для поэтического салона? Да-да, мы приготовили вам, как просили. А вам приготовлено тревожно-напряжённое».

– А на доске объявлений висело не менее странное объявление «Требуется настройщик!»

– Догадались, какой теме будет посвящено наше занятие? (Настроению.)

– Верно.

«Бывают чувства у зверей?
У рыбок, птичек и людей?
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение».

– Как настроение может влиять на нас всех?

Вступительное слово

С разным настроением вы все пришли сегодня в школу. Кто-то идёт сюда с грустью, вспоминая, что будет контрольная работа; кому-то радостно, что он увидит друга; кого-то утром обидел близкий человек, и он идёт в школу обиженный.

4. Основная часть

Работа над понятием «Настроение»

– У вас на столах лежат дневники настроения и пиктограммы (Приложение 1, приложение 2). Выберите пиктограмму соответствующую вашему настроению в данный момент и наклейте её на дневник настроения.

– Что такое, по-вашему, хорошее настроение? (Высказывания детей.)

– Слово «настроение» – от слов «строй», «настраивать». Звуки наших внутренних струн – эмоции. Они помимо нашего сознания, делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат – наше настроение. Настроение аналогично температуре тела, это – температура психики: нормальная соответствует жизнерадостности.

– От чего же зависит ваше настроение? (Дети предлагают варианты, психолог фиксирует их на доске):

  • от вас самих;
  • от других людей;
  • от погоды;
  • ни от чего не зависит.

Упражнение «Что может повлиять на моё настроение»

Заполните таблицу (таблица у каждого участника).

Предмет Делает меня весёлым Воспринимается без эмоций Делает меня грустным
1 2 3 4
Физическое состояние      
Погода      
Место      
Одежда      
Люди      
Пища      
ТВ передачи      
Книги      
Время дня      
Домашние дела      
Приятели      
Школьные уроки      

– Итак, что может повлиять на ваше настроение? Что из преложенного делает вас весёлым? А что грустным?

Упражнние «Настроение деревни»

– Прочитайте текст и определите, какое настроение у жителей деревни. Подчеркните слова, обозначающие названия настроений ( приложение 3). Важно, чтобы ваше настроение не мешало вам так, как оно мешает жителям деревни.

Работа с картинками «Три настроения»

– Настроение у человека обычно соответствует его эмоциональному состоянию и может быть любым.

– Например, таким (показ картинки).
(Приложение 4)

– Когда бывает такое настроение? (Когда в голову приходят отличные идеи, то настроение прекрасное, радостное).

– Когда бывает такое настроение? (Всем доволен, все получается).
(Приложение 5)

– А такое настроение? (Всё плохо, с кем-то поссорился, кто-то обидел.)
(Приложение 6)

– Что чувствуете при этом?

– Как выходите из грустного состояния?

– Нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение?

– Что же делать, чтобы оно прошло? (Высказывания детей.)

Приёмы повышения настроения:

– Настроение можно создавать, изменять. Существуют приёмы повышения настроения, и вы наверняка их знаете и применяете. Вот некоторые:

  • Вспомните о хорошем;
  • Отвлекитесь – почитайте, послушайте музыку;
  • Посмотрите хороший фильм;
  • Совершите прогулку;
  • Сделайте физические упражнения;
  • Имейте также в виду, что на настроение влияет цвет;
  • Плохая освещённость.

Ознакомление учащихся с работой по дневникам настроения.

Настроение можно отследить в течение длительного времени.

– Существует наука о психологии цвета, а психологов, которые изучают воздействие цвета на человеческую психику, называют цветопсихологами. Цвет – близок нашим душам. Древние индусы считали человека цветоносным, а индейские йоги утверждают, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов. Сотни поколений учёных пытаются разгадать влияние цвета на наш внутренний мир. Как же воздействует цвет на человеческую душу?! (Психолог предлагает в течение недели с помощью цветодневника понаблюдать за своим настроением и поясняет значение каждого цвета).

Ситуация – проба «Успокой приятеля»

– Ваш приятель не в первый раз ссорится с друзьями по двору. У него портится настроение. Его мнение: «Все соседские мальчишки (девчонки) вредные и противные!»

Задание. Поднимите другу настроение, не обижая и не оскорбляя никого (работа в парах).

5. Рефлексия.

– Итак, что же будем делать, когда настроение вдруг испортилось?

– Отметим наше настроение на данный момент в дневниках.

6. Вручение «психологических зеркал».

Психолог вручает «психологические зеркала» с приёмами повышения настроения (приложение 7).