Цель. Знакомство со звуком [ч'] и буквой «Ч, ч».
Задачи:
- формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;
- учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;
- учить читать слоги, слова с новой буквой;
- развивать мышление, внимание, память, фонематический слух;
- формировать правильное, сознательное, выразительное плавное и беглое чтение;
- воспитывать любовь к чтению, русским традициям.
Оборудование: «Русская азбука» В.Г. Горецкого; большой конверт с письмом; картинки с изображением чашки, чайника и часов; изображение часов с названиями пунктов пути следования и движущейся стрелкой; искусственная елочка; запись песни «Чунга-Чанга», «Елочка, елка, лесной аромат»; песочные часы, электронные и ручные часы, картинка с изображением солнечных часов, курантов; елочные украшения – шары желтого и синего цвета по количеству учащихся; «лента букв».
Ход урока
I. Организационный момент. («Сказочное письмо».)
Ребята! Новость есть у нас!
Расскажу о ней сейчас.
Спят в снегу дубы, березы,
Вьюга стежки замела.
А от Дедушки Мороза
Я письмо вас принесла!
Я письмо сейчас открою,
Содержание раскрою.
В гости Дед Мороз зовет
И вопросы задает.
Отвечая, не спешите,
Ум, смекалку покажите
И фантазию включите,
Дед Мороза удивите.
На уроке отвечайте
И подарки получайте.
– Ребята, как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам письмо? (Ответы детей.)
– Какой праздник приближается? (Новый год.)
– Что вы знаете об этом празднике? (Встреча Нового года – один из самых старинных на свете обычаев. В России начало года 1 января введено Петром I в 1699. До этого этот праздник встречали 1 сентября.)
– Вы ждете в этот праздник подарков от Деда Мороза, а он ждет ваших ответов. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки и давайте полные ответы. А кто из ребят будет хорошо работать, получит подарок от Деда Мороза.
II. Формулирование темы и цели урока.
– Назовите предметы, изображенные на картинках. (Чашка, чайник, часы.)
– Найдите общее в этих словах. (В каждом из данных слов есть звук [ч'], все слова состоят из двух слогов.)
– Сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звук [ч'] и буква, которая его обозначает.)
– Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.
Познакомиться со … (звуком [ч'] и буквой, которая его обозначает.)
Учиться отличать … (звук [ч'] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.)
Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)
– Назовите лишнее слово. (Часы.)
– Объясните свой выбор. (Чашка и чайник – посуда, а часы – прибор для отсчета времени; чашка и чайник – в форме единственного числа, а часы в форме множественного числа.)
– Дед Мороз прислал нам необычные, волшебные часы. Стрелка укажет нам путь следования. Тому, кто будет лучше всех отвечать на вопросы, я дам право передвигать стрелку на этих часах.
III. Речевая зарядка. («Разминка»)
1) Упражнение на дыхание.
– Какая красавица раз в году наряжается? (Елка.)
– У нас тоже есть елочка. (Выставляется искусственная елочка.)
– Давайте понюхаем ее.
– Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, долгий полный выдох. (4-5 раз.)
2) Упражнение на артикуляцию.
– Скажите, как тикают часы? (Тик-так.)
– Ну что же, стрелка начала двигаться, и мы переходим вместе с ней к следующему пункту.
IV. Изучение нового материала. («Узнавайка»)
1) Знакомство с новым звуком.
– Произнесите первый звук в слове чашка. (Звук [ч'])
– Произнесите звук [ч'] еще раз.
– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.)
– Что слышится: голос или шум? (При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой.)
– Как звук произносится: твердо или мягко? (Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.)
– Дайте короткую характеристику звука [ч']. (Звук [ч'] согласный, глухой и мягкий.)
– Произнесите первый звук в слове чайник. (Звук [ч'])
– Определите, твердо или мягко произносится звук [ч']? (Произносится мягко.)
– Придумайте слова, в которых звук [ч'] был бы твердым.
– Встаньте те, у кого в имени или фамилии есть звук [ч']. (Торопчин Максим.)
– В твоей фамилии звук [ч'] произносится мягко или твердо? (Мягко.)
– Смогли придумать слова с твердым звуком [ч']? (Нет.)
– Какой вывод можно сделать? (Звук [ч'] всегда мягкий.)
– Дайте полную характеристику звука [ч']. (Звук [ч'] согласный, глухой, всегда мягкий.)
2) Знакомство с новой буквой.
– Покажите в алфавите букву, которая обозначает звук [ч'].
– Как она называется? (Это буква «Че».)
– Хором произнесем название буквы и запомним.
– Откройте учебник «Русская азбука» на с. 129 и обведите пальчиком эту букву. Почему их две? (Строчная и заглавная.)
– В каких случаях пишется заглавная буква Ч? (В начале предложения и в именах собственных.)
– На что похожа буква Ч? (Ответы детей.)
Да, вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– В какой домик на «ленте букв» нужно поселить эту букву? (В синий домик, так как она согласная.)
– На какой этаж? (На нижний, так как звук [ч'] глухой.)
– С каким новым звуком познакомились?
– Какой буквой обозначаем звук [ч'] на письме?
– Передвигаем стрелку волшебных часов дальше.
V. Физкультминутка.
(Выполнение подвижной физкультминутки под музыку песни «Чунга-Чанга», слова Ю. Энтина.)
– Как называется эта детская песенка?
– Назовите слова со звуком [ч']. (Чунга-Чанга, чудо.)
– Продвигаем стрелку дальше.
VI. Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой. («Читайка»)
1) Чтение слогов с новой буквой. Игра «Читаем по стрелке».
– Я хочу вам показать очень необычные часы. Что можно сделать с их помощью? (С помощью этих часов можно читать слоги.)
– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ)
– Хотя звук [ч'] всегда мягкий, но в слоге «ча» принято писать букву «а». В этом случае нельзя писать букву «я», так как звук [ч'] и так всегда мягкий.
– Читаем слоги из трех букв. (ЧАС, ЧОН, ЧУД, ЧИТ, ЧЕМ)
– Дополните слоги до слов. (Часовщик, часы, часовой, часто, чудо, чудеса, читатель, читать, чемпион, чемодан.)
2) Чтение слов и предложений с новой буквой.
а) Работа по картинке.
– Рассмотрите картинку на с. 128 – 129.
– Что изображено? (Ответы детей.).
– На ней изображены старинные приборы вычисления времени. Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Удобно ли было пользоваться такими часами? Они показывают время недостаточно точно и только в солнечные дни. Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы. (Показ песочных часов.) У таких часов должен постоянно дежурить человек. А какие еще есть часы?
– Чтение текста на с. 129 учителем.
– Я прочитаю вам текст, а вы внимательно слушайте и хлопните в ладоши, если услышите звук [ч'].
– О чем говорится в тексте?
– Значение каких слов вам непонятно?
– А где можно увидеть башенные часы? (Кремлевские куранты. Куранты – старинное название башенных часов с боем. Часы занимают 8-й, 9-й и 10-й этажи Спасской башни.)
– Прочитайте текст шепотом и подчеркните слияние ча. В каких словах?
– Зачем нужны часы человеку?
– Какое время всегда должны показывать часы? (Точное время.)
– Как можно озаглавить текст?
б) Выполнение заданий на с. 130.
– Чтение столбиков – слов с пометами (на доске).
– Читаем первый столбик слов.
– Что означает слово река? (Река – водный поток.) Что означает слово речка? (Речка – небольшая река.)
– Какие это слова? (Родственные, однокоренные слова.)
– Докажите свою точку зрения. (Близкие по смыслу и имеют общую часть.)
– Определите, от какого слова образовано слово речка? (От слова река.)
– При помощи какого суффикса образовано это слово? (Суффикса -к-.)
– Кто помнит значение этого суффикса? (Маленький.)
– К данным словам подберите слова – родственники. (Речной, реченька, речушка.)
– Читаем второй и третий столбики слов хором.
– Что можете сказать о словах в каждом столбике? (Родственные слова.)
– Какое значение придает суффикс – к – словам ? (Маленький.)
– Обратите внимание на слово ручка. Что еще так называют? (Ответы детей.)
– Каким словом является слово «Ручка»? (Многозначное слово.)
в) Чтение текста «Мы учимся».
– Прочитайте название текста. О чем пойдет речь в тексте?
– Я прочитаю вам текст, а вы определите, соответствует ли название содержанию прочитанного текста?
– Прочитаем текст хором и узнаем, чему учатся ребята.
– Чему учатся ребята на уроке чтения, математики, письма?
– Совпадают ли ваши школьные занятия с тем, что изучают дети? (Да.)
– Приближается Новый год. Что могли бы нарисовать эти ученики на уроке рисования? Какой рисунок подойдет к нашей теме урока? (Снегурочка, елочка, подарочки.) Продолжите рассказ.
– А что бы вы нарисовали? Я предлагаю вам нарисовать дома новогоднюю елочку в тетради.
– Прочитайте текст и карандашом подчеркните букву ч в словах, где она есть.
– Сколько раз встретилась буква ч?
– Прочитайте слова.
– Прочитаем хором первое предложение, дважды произнеся слова со звуком [ч'].
– Читаем второе предложение, пропуская слова со звуком [ч'].
– Двигаемся дальше со стрелкой.
VII. Физкультминутка.
– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.
VIII. Работа над выразительностью чтения. («Артистичная»)
– Чтобы получить подарки от Деда Мороза, что нужно ему рассказать?
– Послушайте выразительное чтение стихотворений о Новом годе. А вы, ребята, постарайтесь запомнить слова со звуком [ч'].
С. Михалков «Под Новый год»
Говорят: под Новый год,
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно, только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать
И иметь терпение,
И ученье не считать
За свое мучение.
Говорят: под Новый год,
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Как же нам не загадать
Скромное желание –
На «отлично» выполнять
Школьные задания.З. Орлова «Новый год»
Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идет.
Постучится в двери к нам:
Дети, здравствуйте, я к вам!
Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки…
Скоро Дед Мороз придет!
Нам подарки принесет –
Яблоки, конфеты…
Дед Мороз, ну где ты?
– Кто самый внимательный? Назовите слова со звуком [ч'].
– Спасибо, ребята! Я думаю, что если вы приложите все старания, желания обязательно сбудется.
– Двигаемся дальше.
IX. Итог урока. («Итоговая».)
– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
– Охарактеризуйте новый звук.
X. Рефлексия. («Елочка настроения»)
– Наша елочка осталась не наряженной к Новому году. Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте ее на елочку.
– Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение. Синий цвет – грустное, тоскливое, печальное. (Украшают елочку выбранными елочными украшениями – шарами под песенку «Елочка, елка, лесной аромат».)
– Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Посмотрите, что это? Деду Морозу понравились ваши ответы, и он приготовил вам подарки. Вручение шоколадных Дедов Морозов.
– Спасибо за урок.