Цель урока:
- Рассмотреть слово с различных точек зрения и выяснить, почему именно слово считается главным работником в языке.
Задачи урока:
- - помочь выпускникам начальных классов повторить и систематизировать все изученное, закрепить сложившиеся грамматические, орфографические и речевые умения;
- - развивать познавательную активность учащихся, кругозор, пространственное мышление, культуру речи, умение оценить свои достижения, работать самостоятельно, в группе, в команде;
- - воспитывать любовь и уважение к родному языку, слову, предмету в целом, взаимовыручку и поддержку.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд № 1
Учитель – “Сегодня я приглашаю вас на очередное заседание в клуб любителей русского языка”.
2. Постановка цели, сообщение темы урока.
Учитель – “Конечно, нам необходимо определиться с темой нашего заседания. Послушайте стихотворение Вадима Шефнера и догадайтесь о чём стихотворение:
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова- словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту…”
Учащиеся – “О слове”.
Учитель – “А что мы можем сказать о слове?”
Учащиеся – “Слово является главным работником в языке”.
Открывается тема “И снова о главном работнике в языке – слове” на классной доске.
Учитель – “Уважаемые знатоки! Перед вами лежат на столе у каждого разноцветные листки с заданиями. Вам необходимо очень внимательно слушать объяснения и постараться выполнить задания. Пометки, подчёркивания нужно делать на листах”.
3. Работа по теме урока.
Учитель – “Итак, внимание, задание бежевого листа. Слайд № 2
Впишите нужные слова. Дети самостоятельно вписывают ответы на вопросы бежевого листа. А теперь правильный ответ…” (проверка на слайде № 2).
Учитель - “Сейчас мы поговорим о значении слов. С нами играет наш давний друг Антон, внимание на экран”. Слайд № 3
“На какие группы можно разделить все эти слова? Для чего в языке так много слов? Для чего необходимо знать значение слов?”
Учащиеся формулируют понятия о синонимах, антонимах, омонимах, омофонах. (Ответы детей)
На слайде учитель намеренно допускает ошибку в морфемном разборе слова “стекло” (как глагола), надеясь на орфографическую зоркость учащихся. Также дети решают орфографические задачи, повторяют правила.
Учитель – “Играют авторы учебника. Внимание, задание зелёного листа. Слайд № 4
Какое из записей не слово, подчеркни только слова. Обозначь только в словах части речи. Как называются слова, которые вы подчеркнули? Как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и в других словах?” (Ответы детей).
Проверка. Слайд № 5
“Выясните, какими частями речи являются добавленные вами слова. Решайте орфографические задачи, доказывайте выбор букв.
Проведите указанные виды разбора” (у доски).
Три слова - три ученика у доски, по одному от каждого ряда (командное соревнование).
Учитель – “Внимание, чёрный ящик! С нами играет мудрая сова. В русском языке есть устойчивые сочетания слов, выражения, в которых есть одна особенность - в них нельзя ни переставлять слова, ни заменять их. Что в чёрном ящике? Приведите примеры”. (Приложение 1).
Дети приходят к выводу, что в “черном ящике” фразеологический оборот и приводят свои примеры.
4. Релаксация. Слайд № 6
Проводится гимнастика для глаз.
Учитель – “А сейчас поиграем в игру “Волшебные огоньки”. В нашем классе загорелись разноцветные огоньки. Но их сможет увидеть тот, кто будет внимательным, и не будет поворачивать голову. Посмотрите в левый верхний угол класса, правый верхний угол, на окно, на дверь, на нос соседа справа и т. д. Молодцы! Садитесь”.
Учитель – “Немножко отдохнули, продолжим: “Таинственные листы”! Уважаемые знатоки, о чём пойдёт речь?” (Приложение 2). (Ответы детей).
Ученики разбиваются на три команды и разбирают по шесть одинаковых слов. (Приложение 3). Работы вывешиваются на доску для проверки. Оценивается правильность, аккуратность, быстрота выполнения.
Учитель – “Заседание продолжается. С нами играет учёный-филолог Л.В. Щерба. Внимание, задание оранжевого листа! Слайд № 7
Прочитайте предложение, понятны ли слова в предложении, их смысл? Можно ли определить члены предложения? Попробуйте это сделать”.
Дети анализируют, рассуждают, спорят, доказывая свою точку зрения.
Проверка. Слайд № 8
Учитель – “Ребята, какой вывод мы можем сделать после выполнения этого задания?”
Учащиеся – “Даже не зная лексического значения, но, зная грамматическое значение слов, можно узнать и о членах предложения”. Слайд № 9
Учитель – “А теперь, из трёх предложений выберите точное предложение о глокой куздре и обоснуйте свой выбор”. (ответы детей)
Учитель – “Нас ждёт блицтурнир! Перед вами задание розового листа. Отвечая на вопросы, впишите буквы правильных ответов в таблицу и прочитаете зашифрованное слово”. (Приложение 4).Учащиеся самостоятельно работают с тестом.
Учитель - “Время! Поменяйтесь с соседом, подумайте, согласны ли вы с ним” (работа в парах).
Учитель – “Давайте проверим!” Слайд № 10
5. Итог урока.
Учитель - “Да, вы действительно УМНИЧКИ! Но заседание нашего клуба подходит к концу, и сейчас я попрошу вас проверить себя самих - как каждый из вас может охарактеризовать свою работу на уроке?” Слайд № 11
У ребят на партах конвертики с квадратиками разного цвета Они выбирают один из них и отдают учителю. Учителем проводится анализ работы на уроке.
6. Рефлексия.
Учитель – “Что запомнилось? Что порадовало? О чем расскажете дома?” (ответы детей).
Учитель – “Так о каком главном работнике в речи мы сегодня говорили?” (ответы детей).
Учитель - “Почему именно слово считается главным работником в языке?” (ответы детей).
Учитель напоминает о бережном отношении к слову, языку: “Описки и ошибки разрушают слова, уничтожают их смысл. Нас ждут новые открытия тайн нашего русского языка! А сегодня заседание клуба любителей русского языка объявляю закрытым. Спасибо за урок!!!”