Учитывая, что учащиеся 5-х классов получают минимум биологического образования, именно поэтому данный кружок позволяет восполнить знания по предмету биология. Учитывая возрастные особенности учеников, изучаемые объекты в данном кружке рассматриваются с использованием принципов доступности, образности, эмоционального воздействия, развития творческого воображения. Курс направлен на привлечение внимания к предмету биология, а так же на повышение интереса к изучаемому предмету и способствует развитию разнообразно реализовывать свою творческую фантазию (направленность). На кружке используется теоретические, творческие, практические знания и навыки, которые подчеркивают уникальность, неоценимое значение, таинственные взаимосвязи живых организмов. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
- Познакомить учащихся с разными представителями 4-х царств, с их строением, образом жизни и роли в природе.
- Научить оформлять полученный материал в рисунках, стихах, в сказках.
- Показать, что окружающий нас живой мир интересен и увлекателен.
- Научить работать самостоятельно с книгой, отбирая наиболее интересный материал.
Для эффективности восприятия изучаемого объекта использую: рисунки, сказки, легенды, DVD-фильмы, раскраски, творческие задания.
Планируемые результаты: после каждой изученной темы оформлять выставки творческих работ, прослушивание стихов, сказок, а лучшие сказки оформлять в постановки с учащимися, посещающих кружок, стихи, сказки использовать на уроках биологии в других классах в соответствии с темами.
Содержание программы.
I. Знакомство с миром растений (24 часа)
На этот раздел отведено 12 часов теоретических занятий и 12 часов творческих занятий. Поднимаются вопросы истории развития науки ботаники, систематика растений, строение органов и самого растения, лекарственные растения г. Печоры, растения для человека, его плоды, цветы, семена. После каждого теоретического объема для закрепления материала выполняется, разная практическая часть: это зарисовки и выполнение схем, таблиц, а так же сочинение стихов, сказок, рассказов и работа с микроскопом, изготовление паспортов.
II. Знакомство с жизнью животных (28 часов)
На этот раздел отведено 14 часов теории и 14 часов закрепления материала посредством составления таблиц, схем, рисунков. Изучаются вопросы строения, систематики, роли в живой природе, а так же интересные события среди животных и их необыкновенные приспособления к жизни. Уделяются занятия истории возникновения человека в животном мире.
III. Знакомство с человеком (6 часов)
На этот раздел отведено 6 часов. В нем рассматриваются такие вопросы, как рождение человека, почему люди говорят на разных языках и имеют разный цвет кожи, самые самые…среди людей. Практические работы: работа с дополнительными источниками-справочниками, энциклопедиями и специальной литературой, составление таблицы.
IV. Знакомство с царством Бактерий (6 часов)
На этот раздел отводится 6 часов. Поднимаются вопросы строения, движения, размножения бактерий, а так же роль в эволюционном развитии живых организмов. Строение вируса. Практические работы: зарисовки строения, схемы размножения, работы с дополнительными источниками: справочниками, энциклопедиями.
V. Грибы и Лишайники (4 часа)
В этом разделе рассматриваются вопросы практических знаний в жизни человека. Грибы съедобные и ядовитые, грибы-двойники. Лишайники и их роль в природе, многообразие, строение. Практические работы: работа с муляжами грибов, работа с микроскопом-рассмотрение тела лишайника под микроскопом. Экскурсия – “В поисках лишайника”.
Тематическое планирование.
№ п\п | Разделы | Количество часов (теоретические, творческие занятия | Практическая часть |
1 | Знакомство с миром Растений | 24 (12+12) | Строение растительной клетки под микроскопом. Строение семени и рассмотрение его од лупой. Зарисовки строения цветка, плода, семени, клетки. |
2 | Знакомство с жизнью Животных | 28 (14+14) | Составление таблиц по особенностям строения, зарисовки изучаемых объектов. Работа с микроскопом – строение простейших. |
3 | Знакомство с Человеком | 6 (3+3) | Работа со справочным материалом. Составление таблицы “Человеческие расы”. |
4 | Знакомство с царством Бактерий, неклеточная форма жизни - Вирус | 6 (3+3) | Схема строения бактерий, вируса. Работа с дополнительным источником. |
5 | Грибы и Лишайники | 4 (2+2) | Работа с муляжами грибов, зарисовки схемы размножения. Рассмотрение тела лишайника под микроскопом. Экскурсия. |
Знания и умения:
1. Отличительные признаки живых организмов. 2. Систематические группы живых организмов. 3. Отличительные признаки строения живых организмов. 4. Интересное из жизни разных организмов. |
1.Зарисовать организмы, органы. 2. Сравнить и выявить сходство и различия. 3. Рассказать об изучаемом объекте – особенности строения 4. Придумывать и сочинять истории, сказки, стихи |
ПОУРОЧНОЕ – тематическое планирование.
№ п\п | Содержание материала | Кол-во часов (теоретические занятия, творческие) | Тема сквозного повторения | Это интересно | Творческие и практические работы |
I. Знакомство с миром Растений. |
|||||
1, 2 | История развития науки ботаника. | 1 + 1 | Выдающиеся светила в становлении ботаники. | История открытия микроскопа. | Правила работы с микроскопом |
3, 4 | Растительная клетка и ее строение. | 1 + 1 | Рассказать роль оболочки, цитоплазмы, ядра. | Что внутри клетки? | Рассмотрение растительной клетки под микроскопом |
5, 6 | Многообразие растений. | 1 + 1 | Отделы и характерные признаки отделов. | Из жизни водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений. | Составить таблицу по теме “Систематика растений”. |
7, 8 | Водоросли, кто они? | 1 + 1 | Характерные морфологические признаки. | Хлорелла в космосе. | Составление паспорта “гражданки Водоросли”. |
9, 10 | Мхи – с корнями, но без корней. | 1 + 1 | Биология о мхах. | Мхи во время ВОВ | Составление паспорта “Гражданина Мха”. |
11, 12 | Папоротники, они цветут? | 1 + 1 | Вайи, корневище, фертильность, сорусы. | Легенда о цветке папоротника | Розыск цветка – игра. |
13, 14 | Строение и образование споры. | 1 + 1 | Спора – орган распространения и размножения споровых растений. | Сколько дней дано споре | Стихотворение спора – орган размножения. |
15,16 | Голосеменные – хвойные. | 1 + 1 | Волшебные шишки. | Секвойя, гингко. | Сравнение споры и семени (составление таблицы с рисунками). |
17, 18 | Цветковые растения. | 1 + 1 | Строение цветка. | Самый большой. | Зарисовка в цвете. |
19, 20 | Многообразие цветковых растений. | 1 + 1 | Семейства. | Формулы. | Сказка о цветках (сочинение). |
21,22 | Лекарственные растения г. Печора. | 1 + 1 | Одуванчик, подорожник | Сказка - легенда. | Зарисовка в цвете: “Зеленая аптека”. |
23,24 | Современный взгляд на растительный мир. | 1 + 1 | Состояние растительного мира | Зеленый патруль. | Письмо в будущее (сочинение). |
II. Знакомство с жизнью Животных. |
|||||
25, 26 | Простейшие. Многообразие. | 1 + 1 | Характеристика, строение. | Самая быстрая туфелька. | Пластилиновые формы простейших. |
27,28 | Жизнь простейших. | 1 + 1 | Циста, размножение. | Малярия | Сказка “Встреча простейших”. |
29,30 | Губка – разве это животное. | 1 + 1 | Детали строения. | Регенерация | Работа с научной литературой. |
31,32 | Полипы, медузы. | 1 + 1 | Деревья и цветы моря. | Гидра наизнанку | Лепка из пластилина: Полип + медуза = сидячая форма +подвижная |
33,34 | Черви. Многообразие. | 1 + 1 | Они похожи, но… | Неужели они обучаемы | Аппликация: Система органов червей. |
35,36 | Мягкотелые. | 1 + 1 | Реактивные, глазастые. | История большой жемчужины | Словесные портреты. |
37,38 | Раки, пауки, насекомые. | 1 + 1 | Характерные признаки. | Легенда “Арахна” | Планктон в микроскоп. |
39,40 | Отряды насекомых. | 1 + 1 | Бабочка, муха – цеце и др. | Перелеты бабочек | Работа с определителями. Бабочковые деревья, сонная болезнь, комар Анофелис. Оформление зоомузея. |
41,42 | Мезозой.
|
1 + 1 | Страшно, аж жуть! | Легенда о динозаврах | Письмо из прошлого (сочинение). |
43,44 | Акулы, химеры, скаты. | 1 + 1 | Жизнь в воде. | Никогда не спит. | Зарисовки в цвете. |
45,46 | Латимерия. | 1 + 1 | Целокант. | Письмо профессора Смита. | Зарисовки в цвете. |
47,48 | Лягушки, саламандры, червяги. | 1 + 1 | Метаморфозы. | Жаба - повитуха. | Дискуссия “Вперед за истиной”: ЖЦР лягушки, аксолотль > американский амбистом? |
49,50 | А-а… крокодилы, черепахи, змеи и гаттерия. | 1 + 1 | Яйцо, настоящие сухопутные. | Заботливые мамы. | Составление загадок: У них есть свои плюсы. |
51, 52 | Птицы и млекопитающие. | 1 + 1 | Летающие и нелетающие. Появление человека. | Легенда происхождения человека. | Сочинение: Их вернуть невозможно. Твой рассказ о человеке. |
III. Знакомство с Человеком. |
|||||
53, 54 | Рождение человека на Земле. | 1 + 1 | Эволюция человека. | На 90% мы похожи | Сочинение, стихи: Гимн Человеку! |
55,56 | Цвет кожи. | 1 + 1 | Расы. | Африканское Гетто. | Таблица. |
57,58 | Самые, самые… | 1 + 1 | Большие, умные, сильные… | Масса головного мозга выдающихся людей. | О себе! (сочинение, стихи) |
IV. Знакомство с царством Бактерий. Вирусы. |
|||||
59,60 | Многообразие. | 1 + 1 | Строение, формы. | Молочно-кислые продукты. | Зарисовки в цвете. |
61,62 | Движение, роль бактерий. | 1 + 1 | Размножение. | А вы так умеете? | Я б в бактерии пошел…(сочинение, стихи). |
63,64 | Вирусы. | 1 + 1 | Неклеточная форма жизни. | ВИЧ, СПИД | Я никогда не буду… (правила). |
V. Грибы и лишайники. |
|||||
65,66 | Грибы съедобные и ядовитые. | 1 + 1 | Трубчатые и шляпные. | Где искать гриб. | Грибные муляжи (лепка из пластилина). |
67,68 | Лишайники. | 1 + 1 | Гриб + водоросль. | Индикатор воздуха. | Экскурсия. |
Оценка
В данном курсе каждый ученик за свою творческую работу получает “плюс”. Плюсы выставляются в рабочей тетради ученика. Пять “плюсов” дает право получения оценки “отлично”, которая выставляется в журнал учителя.
Самые лучшие творческие работы будут демонстрироваться на уроках биологии или выставляться в классе в специально отведенном месте.
Заключение
Биологические аспекты безграничны. Перед учителем всегда встает вопрос: как развить интерес к предмету, способствовать мыслительной деятельности учеников. И если моя программа кружка повысит активность в проявлении познания предмета биологии, то цель будет достигнута. Родится ученик – исследователь, для которого откроются широкие возможности развития творческой личности и думающего ученика. И еще, ведь только пробудив интерес к предмету можно понять: насколько этот предмет интересен!?
Литература
- Сергей Ивченко “Занимательно в ботанике”, Смоленск, “Русич”, 2001г.
- Тудор Оприш “Мир Растений”, Бухарест, “ИО КРЯНТЭ”, 1986г.
- “Все обо всем. Жизнь Растений”, “Астрель”, 2001г.
- И.Акумушкин “Мир Животных”, М., “Мысль”, 1998г.
- Юдин “Главное чудо света”, М., “Монолог”, 1995г.
- В.В.Захаров, Н.И.Сонин “Многообразие живых организмов”, М., “Дрофа”, 2002г.
- О.Н.Пономарев, Н.М.Чернова “Основы экологии”, М., “Дрофа”, 2001г.
- В.В.Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Живой организм”, М., “Дрофа”, 2001г.