Первые уроки с применением компьютера я провела в декабре 2005 года в 9 классе (25 учащихся). Занятия проходили в компьютерном классе – 10 компьютеров. Учебник Алгебра 9 (Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. Москва, 2002) оставался основным источником информации, а электронный учебник был в качестве поддержки, он позволил создать новые возможности для усвоения и контроля знаний. На уроках алгебры был использован учебник Алгебра 9 класс./Матрос Д. Ш., Нагуманов А. В./
Особенностью этого учебника является структурное представление содержания. Информационное наполнение опирается на обязательный минимум содержания. Электронный учебник выполнял роль источника учебной информации, наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа.
Учебник применяли как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации. После изучения главы проводилось компьютерное тестирование. Приведу некоторые данные мониторинга по параграфу. Обобщение главы “Арифметические и геометрические прогрессии”. По ученикам: 29%, 50%, 80%, 100%, 50% и т.д.
Мониторинг по классу составил 60%.
Мониторинг по параграфу, по теме позволяет быстро увидеть, по каким структурным единицам у учащихся затруднения, а затем на следующем уроке я проводила работу по коррекции знаний.
Так как в классе 10 компьютеров, то сначала проходили тестирование 10 человек. В это время вторая группа повторяла основные вопросы и задачи, затем работала с тестами вторая группа.
Использование компьютера, как средства контроля и оценки знаний, позволяет сделать вывод, что всем учащимся обеспечиваются равные условия, исключается субъективизм в оценивании. Я выступала в роли соучастника проверки, а не контролера. При этом компьютер выдает независимую и оформленную информацию об усвоении материала. Ученики с интересом и доверием относятся к процедуре тестирования с помощью компьютера.
В этом учебном году я работаю в 6 классе. И на следующий год мои шестиклассники начнут изучать геометрию, поэтому темой самообразования стало “Применение НИТ при изучении геометрического материала в 6 классе”. Анализируя имеющиеся программные средства в нашем информационном центре, я выбрала учебно-электронное издание Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса математики. Дрофа. 2004.
Основную роль играет задачный материал, который приведен в нескольких вариантах. Класс большой, учащиеся работают по 2-3 человека, поэтому обсуждают план решения задачи и полученный результат. Параллельно с этим в группах идет взаимообучение, отработка навыков работы на компьютере.
Применение этого электронного издания позволило в короткие сроки повторить геометрический материал 5класса. Ученики строили различные геометрические фигуры, выполняли измерения отрезков, углов, выясняли взаимное расположение фигур.
С использованием этого ЭИ у учащихся появились новые возможности для усвоения, изменилась роль ученика от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Так была организована практическая работа по измерению углов треугольника. С помощью ЭИ ребята смогли быстро найти сумму углов треугольника, сделать вывод и применить его для решения задач. Без компьютера на решение этой задачи всегда уходило много времени, и терялась ценность задачи. По результатам тестирования 69% учеников показали знания повышенного уровня.
Механическая работа с компьютером, наглядные чертежи развивают зрительную и моторную память ученика, развивается геометрическая интуиция учащихся.
Базовый набор заданий, а также набор более трудных позволил организовать дифференцированную работу.
Мои наблюдения показывают, что применение электронных учебников способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.