ЦЕЛИ:
Коррекционные:
- Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Совершенствование грамматического строя речи )образование форм творительного падежа и употребление предлогов).
- Согласование числительных с существительными.
- Совершенствование зрительного и слухового внимания
- Совершенствование мелкой и обшей моторики.
- Развитие мышления и памяти.
Образовательные:
- Расширение и активизация словаря по теме “Зимующие птицы”.
- Развитие общеречевых навыков.
- Обогащение лексики родственными словами.
- Развитие творческого воображения.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе родного края, к птицам.
- Воспитание отзывчивости.
- Умение работать в коллективе.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
Сегодня первый день зимы, 1 декабря и я вас приглашаю на прогулку в парк. Аудиозапись
- Закройте глаза и представьте, что вы очутились в парке. Небо укрыли серые тучи, снежинки кружатся в воздухе. Тишина. Березы в белых шапках склонили головы, загрустили ели. Вы слышите: “Шум, хлопанье крыльев и голоса. Это птицы слетелись на березу!” (Аудиозапись голосов птиц).
- Голоса, каких птиц вы узнали?
- Я узнал голоса вороны и воробья.
- А, я узнала голос голубя и сороки
- А я снегиря, совы.
- Какие это птицы?
- Это зимующие птицы.
2. Слоговой анализ.
В парке открыта “птичья столовая”, я предлагаю вам разделить птиц по кормушкам. Если в названии зимующей городской птицы 2 слога, то вы отнесете птицу к кормушке, на которой сидят две птицы, если же в названии зимующей городской птицы 3 слога, то вы отнесете ее к кормушке, на которой сидят 3 птицы. Но будьте внимательны и осторожны, на ветвях березы сидят гости из леса, не спугните их.
ВО – РО - БЕЙ СИ – НИ - ЦА |
ГО - ЛУБЬ СНЕ – ГИРЬ |
- Назовите птиц, которые остались на березе?
- На березе остались сова, дятел, сорока – это лесные птицы.
3. Звуковой анализ.
Аудиозапись.
- Вы слышите, вьюга воет, снежинки кружатся в воздухе. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Ребята посмотрите ветер перепутал названия лесных птиц и теперь дятел, сова и сорока не смогут вернуться домой. Нам нужно помочь лесным друзьям. Поместите справа от звуковой схемы изображение птицы.
- Рома, название какой птицы соответствует первая схема?
Сколько гласных звуков в слове “СОВА”? Назови гласные звуки.
- Алина, вторая схема соответствует названию какой птицы.
Сколько твердых согласных в слове “СОРОКА”? Назови их.
- Кирилл, третья схема соответствует названию какой птицы?
Сколько мягких согласных в слове “ДЯТЕЛ”. Назови их.
4. Развитие мелкой моторики.
- Как, вы думаете, чем птицы питаются зимой в лесу?
Мы угостим лесных друзей кедровыми орехами (на столах стоит угощение для птиц (тарелочки с семенами, семечками, кедровыми орехами) дети поочередно то правой, то левой рукой выбирают кедровые орехи).
5. Развитие зрительного внимания.
- Ветер утих все вокруг белым-бело, птицы могут вернуться в лес, а мы их проводим. Возьмите карточки с силуэтами птиц, глазками найдите сороку, сову, дятла. Выберите один из трех силуэтов, ту птицу, которую вы хотите проводить и обведите ее простым карандашом.
- А сейчас мы вернемся в парк на поляну, к березе. Мальчики посадят своих птиц на березу, а девочки под березу.
6. Физминутка.
“Снеговик”
Давай дружок смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
7. Согласование числительного с существительным.
А вот и воробьиная стайка подлетела, подойдем поближе и посчитаем воробьев в стайке
- Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
- Как вы думаете, что воробьи искали на поляне под снегом?
- Воробьи голодны, а в парке открыта птичья столовая, накормим воробьев.
Дети проходят за столы.
8. Составление предложений по опорной схеме.
- Я буду располагать воробьев на кормушке, а вы составлять предложения по схеме.
- Сколько слов в предложении?
- Что обозначает первое слово в предложении?
- Что обозначает второе слово в предложении?
- Что обозначает третье слово в предложении?
- Что обозначает четвертое слово в предложении?
Первое и четвертое слово будут известны. Первое слово – “воробей”, “кормушка” – четвертое слово. Слово-действие и предлог вам помогут подобрать карточки на столах. Дети составляют предложения.
Воробей
Кормушка
Вся стайка собралась у кормушки!
9. Подбор родственных слов.
- Подберите родственные слова к слову “Кормушка”.
Дети подбирают слова.
10. Образование форм творительного падежа.
- Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила кормушку с лакомством для птиц. Сегодня на прогулке вы угостите птиц. Посмотрите на корм и скажите кому что?
Ответы детей:
- Я угощу синицу семечками.
- Я угощу воробья крошками.
- Я угощу снегиря ягодами.
- Я угощу голубя булкой.
11. Возвращение детей в детский сад.
Итог занятия.