Тема урока: "Чыл Пазы" – Голова года. Общее и особенное в русских и хакасских обычаях"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Знакомство с весенними обрядами и обычаями Хакассии.

Задачи:

  • показать самобытность хакасской народной культуры на примере праздника Чыл Пазы – встреча Нового года;
  • увидеть внутреннее сходство в обычаях и обрядах праздника Чыл Пазы и Масленицы;
  • учить уважительному отношению к представителям других культур.

Оборудование к уроку:

  • Государственные флаги России и Хакасии;
  • презентация (Power Point);
  • фломастеры;
  • цветные ленточки красного, зеленого, белого и синего цветов;
  • ветка березы;
  • альбомы для рисования.

Интеграция с уроком: “Введение в народоведение” – “Масленица”, “Вторая встреча весны – Сороки”.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Сообщение новых знаний.

IV. Обобщение и закрепление знаний.

V. Рефлексия.

VI. Подведение итога урока.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Необозримые степи, бурные реки, древние курганы, горные хребты Саян, необъятные таёжные дали, целебные озера – всё это Хакасия. В течение сотен лет живёт на этой гостеприимной земле древний хакасский народ со своими обрядами и обычаями (слайды 1-9).

Сегодня на уроке вы познакомитесь с главным праздником хакасского календаря – встречей Нового года. Он называется “Чыл Пазы” – Голова Года и приходится на день весеннего равноденствия 22 марта.

Вопрос: Как называется день в славянском календаре, который приходится на 22 марта?

Ответ: Сороки. В этот день на Руси встречали весну во второй раз.

Учитель: Хакасы верили, что в долгие морозные месяцы все земные божества покидают землю, а в день весеннего равноденствия, с первыми лучами солнца, возвращаются обратно. Радуясь, люди устраивали праздник, на котором угощали друг друга, благодарили огонь дарующий тепло и пищу.

Вопрос: Какой славянский праздник своими обрядами помогает Солнцу повернуться на лето, одержать верх над периодом холода, мрака и временной смерти природы?

Ответ: Масленица.

Учитель: Знакомясь с традициями и обрядами праздника Чыл Пазы, мы попробуем найти то общее, что объединяет два этих праздника, что является значимым для живущих вместе народов – русских и хакасов.

III. Сообщение новых знаний.

Учитель: В традиционном мировоззрении хакасов день весеннего равноденствия есть утро возрождения Природы к жизни.

Вопрос: Какой месяц в русском народном календаре называют утром года?

Ответ: Март.

Учитель: До 1492 года, новый год на Руси встречали именно в марте.

Вспомните об обрядах Масленицы. Ученики прикрепляют на доску нарисованные дома рисунки о главных событиях в праздновании Масленицы, её атрибутах. Картинки следует расположить вокруг слова Масленица, которое написано на доске. Это катание с гор, санные поезда, блины, катание горящих колёс, хороводы и песни, балаганы, весёлые пиры-братчины, сжигание чучела Масленицы на костре, просьбы о прощении.

Учитель: Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.

Ритуал почитания огня [1]

У многих народов Зима символизирует Смерть природы. По верованию хакасов, в это время её покидают Божества Земли, которые возвращаются на Землю вместе с лучами Солнца в день весеннего равноденствия. Люди встречают возвращающихся богов столом уважения, почитания и паром от дымящегося свежего мяса. Таким образом, происходит заряжение доброй энергией Солнца (слайд 10). В этот день хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь (“кормили” огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.

Ритуал очищения души [1]

В этот день люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрный чалама (лента), а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным (слайд 11).

Ритуал почитания Священной Берёзы [1]

Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки чалама белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая и т.д. (слайд 12).

Учащиеся прикрепляют ленточки к ветке березы (ветку можно заранее поставить в воду, чтобы распустились листики.)

Белый цвет – истина, чистота, верность, преданность.

Красный – цвет Огня и Солнца.

Синий – голубое небо, мир, согласие.

Зелёный – цвет растительности.

Учитель: Посмотрите на российский и хакасский флаги – бело-сине-красные цвета являются общими для них. Хакасский флаг дополнен ещё и зелёным цветом, тем самым, указывая на символику сил Природы.

Вопрос: Что бы вы попросили у берёзки? (Ответы учеников).

У: Берёза была для хакасов не только священным, но и мировым деревом. Так же как и у славян, крона мирового древа олицетворяла Верхний мир, корни – Нижний, а ствол – Срединный. Человек, обитатель Срединного мира, в течение всей своей жизни делал выбор между двумя мирами: Добром и Злом, Светом и Тьмой, Жизнью и Смертью, Любовью и Ненавистью.

Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления [1]

На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные, специально для стола, Почитания блюда: потхы (сметанная каша из ячменной муки),  мясо (жертвенное блюдо),  молоко. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться (слайд 13).

Учитель: Праздник Чыл Пазы ещё называют праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословления. Он учит любви к природе, трудолюбию, быть внимательным к людям, почтительным к старшим.

IV. Обобщение и закрепление знаний.

Попробуйте найти общее в праздниках двух народов (Дети высказывают свои предположения и составляют схему в альбомах).

(слайд 14)

V. Рефлексия.

Вопрос: Какие открытия были сделаны вами в процессе составления схемы? (Ответы учеников о схожести обрядов).

VI. Подведение итога урока.

Учитель: Ритуалы и обряды, которые составляют основу календарных народных праздников славян и хакасов, действительно очень похожи между собой. Это говорит о родственном происхождении культур наших народов, живущих в соседстве в течение сотен лет и объединённых общей человеческой историей.

“Все мы живём на божьей росе под красным солнышком”, – говорится в русской пословице. У всех народов одна крыша над головой – это Небо, и для всех светит одно Солнце. “Мир един для всех народов” – осознание единства человеческой духовной природы позволяет людям понимать друг друга, несмотря на различие языков, обычаев, обрядов (слайд 15).

Литература:

Казачинова Г.Г., Татарова В.К. Чыл Пазы – Голова Года. – Абакан, Издательство “Роса”, 1997.