Цель урока: Знакомство с весенними обрядами и обычаями Хакассии.
Задачи:
- показать самобытность хакасской народной культуры на примере праздника Чыл Пазы – встреча Нового года;
- увидеть внутреннее сходство в обычаях и обрядах праздника Чыл Пазы и Масленицы;
- учить уважительному отношению к представителям других культур.
Оборудование к уроку:
- Государственные флаги России и Хакасии;
- презентация (Power Point);
- фломастеры;
- цветные ленточки красного, зеленого, белого и синего цветов;
- ветка березы;
- альбомы для рисования.
Интеграция с уроком: “Введение в народоведение” – “Масленица”, “Вторая встреча весны – Сороки”.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Сообщение новых знаний.
IV. Обобщение и закрепление знаний.
V. Рефлексия.
VI. Подведение итога урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Необозримые степи, бурные реки, древние курганы, горные хребты Саян, необъятные таёжные дали, целебные озера – всё это Хакасия. В течение сотен лет живёт на этой гостеприимной земле древний хакасский народ со своими обрядами и обычаями (слайды 1-9).
Сегодня на уроке вы познакомитесь с главным праздником хакасского календаря – встречей Нового года. Он называется “Чыл Пазы” – Голова Года и приходится на день весеннего равноденствия 22 марта.
Вопрос: Как называется день в славянском календаре, который приходится на 22 марта?
Ответ: Сороки. В этот день на Руси встречали весну во второй раз.
Учитель: Хакасы верили, что в долгие морозные месяцы все земные божества покидают землю, а в день весеннего равноденствия, с первыми лучами солнца, возвращаются обратно. Радуясь, люди устраивали праздник, на котором угощали друг друга, благодарили огонь дарующий тепло и пищу.
Вопрос: Какой славянский праздник своими обрядами помогает Солнцу повернуться на лето, одержать верх над периодом холода, мрака и временной смерти природы?
Ответ: Масленица.
Учитель: Знакомясь с традициями и обрядами праздника Чыл Пазы, мы попробуем найти то общее, что объединяет два этих праздника, что является значимым для живущих вместе народов – русских и хакасов.
III. Сообщение новых знаний.
Учитель: В традиционном мировоззрении хакасов день весеннего равноденствия есть утро возрождения Природы к жизни.
Вопрос: Какой месяц в русском народном календаре называют утром года?
Ответ: Март.
Учитель: До 1492 года, новый год на Руси встречали именно в марте.
Вспомните об обрядах Масленицы. Ученики прикрепляют на доску нарисованные дома рисунки о главных событиях в праздновании Масленицы, её атрибутах. Картинки следует расположить вокруг слова Масленица, которое написано на доске. Это катание с гор, санные поезда, блины, катание горящих колёс, хороводы и песни, балаганы, весёлые пиры-братчины, сжигание чучела Масленицы на костре, просьбы о прощении.
Учитель: Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.
Ритуал почитания огня [1]
У многих народов Зима символизирует Смерть природы. По верованию хакасов, в это время её покидают Божества Земли, которые возвращаются на Землю вместе с лучами Солнца в день весеннего равноденствия. Люди встречают возвращающихся богов столом уважения, почитания и паром от дымящегося свежего мяса. Таким образом, происходит заряжение доброй энергией Солнца (слайд 10). В этот день хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь (“кормили” огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.
Ритуал очищения души [1]
В этот день люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрный чалама (лента), а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным (слайд 11).
Ритуал почитания Священной Берёзы [1]
Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки чалама белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая и т.д. (слайд 12).
Учащиеся прикрепляют ленточки к ветке березы (ветку можно заранее поставить в воду, чтобы распустились листики.)
Белый цвет – истина, чистота, верность, преданность.
Красный – цвет Огня и Солнца.
Синий – голубое небо, мир, согласие.
Зелёный – цвет растительности.
Учитель: Посмотрите на российский и хакасский флаги – бело-сине-красные цвета являются общими для них. Хакасский флаг дополнен ещё и зелёным цветом, тем самым, указывая на символику сил Природы.
Вопрос: Что бы вы попросили у берёзки? (Ответы учеников).
У: Берёза была для хакасов не только священным, но и мировым деревом. Так же как и у славян, крона мирового древа олицетворяла Верхний мир, корни – Нижний, а ствол – Срединный. Человек, обитатель Срединного мира, в течение всей своей жизни делал выбор между двумя мирами: Добром и Злом, Светом и Тьмой, Жизнью и Смертью, Любовью и Ненавистью.
Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления [1]
На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные, специально для стола, Почитания блюда: потхы (сметанная каша из ячменной муки), мясо (жертвенное блюдо), молоко. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться (слайд 13).
Учитель: Праздник Чыл Пазы ещё называют праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословления. Он учит любви к природе, трудолюбию, быть внимательным к людям, почтительным к старшим.
IV. Обобщение и закрепление знаний.
Попробуйте найти общее в праздниках двух народов (Дети высказывают свои предположения и составляют схему в альбомах).
(слайд 14)
V. Рефлексия.
Вопрос: Какие открытия были сделаны вами в процессе составления схемы? (Ответы учеников о схожести обрядов).
VI. Подведение итога урока.
Учитель: Ритуалы и обряды, которые составляют основу календарных народных праздников славян и хакасов, действительно очень похожи между собой. Это говорит о родственном происхождении культур наших народов, живущих в соседстве в течение сотен лет и объединённых общей человеческой историей.
“Все мы живём на божьей росе под красным солнышком”, – говорится в русской пословице. У всех народов одна крыша над головой – это Небо, и для всех светит одно Солнце. “Мир един для всех народов” – осознание единства человеческой духовной природы позволяет людям понимать друг друга, несмотря на различие языков, обычаев, обрядов (слайд 15).
Литература:
Казачинова Г.Г., Татарова В.К. Чыл Пазы – Голова Года. – Абакан, Издательство “Роса”, 1997.