Цели:
- расширять исторические знания и представления учащихся;
- воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей Отчизне;
- развивать у детей зрительную память, быстроту реакции, сообразительность, смекалку, воображение, речь.
Ведущий:
С давних времен люди мечтали подняться в небо. Даже в сказках оживали эти мечты (ковер-самолет). Люди мастерили себе крылья, но все эти опыты были неудачными. И вот, появились первые самолеты. Мечта людей сбылась. Человек мог подняться в небо! Он мог летать!
Ученик:
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная:
Взлететь при помощи ракет,
В пространство межпланетное.
Ведущий:
И вот, этот день настал, обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день в 10 часов 2 минуты по Московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом- космонавтом является гражданин России Гагарин Ю.А.
Ученик:
Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные “Последние известия”…
А он уже летит через созвездия.
Земля проснется с именем его.
Ведущий:
Мир затаил дыхание. Мир слушал человека, пролетающего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли слова: “Гагарин, Юрий, Россия”. Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово “космонавт”.
Ученик:
Космонавт. Такого слова не было
Среди многих, многих тысяч слов.
Привезли его на землю с неба
Летчики Гагарин и Титов.
(Я. Аким)
Ученик:
Живем мы на нашей планете,
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете,
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле,
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны!
Рабочие люди науки
Содружеством мирным сильны!
(С. Михалков)
Слушаем запись песни “Я – земля”.
Для того чтобы облететь Землю, понадобилось всего 45 минут. Но как долго нужно было готовиться к этому полету! Сколько людей трудилось над созданием ракеты. Главный конструктор – Сергей Павлович Королев. Эго имя никто не знал, хотя он сделал многое для современных полетов в космос. Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звездам. Он был первым, поэтому его называют первопроходцем космоса.
Ученик:
Когда на Землю он вернулся,
Закончив звездные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
В ней только доброта и сила,
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Березовый озерный свет.
Она объединила мудро
Движенье воли и ума.
Так солнечным морозным утром
Смеется русская зима.
Она, как чудо, нам открылась,
И был таков ее размах,
Такая искренность светилась
В чуть-чуть прищуренных глазах!
Нам с ней легко в пути великом,
Душе теплей в ее тепле.
Да, без Гагаринской улыбки
Темнее было б на Земле!
(В. Костров)
Но больше всего его ждала родная мать. Это ее имя Юрий Гагарин повторял в космосе. Как она гордилась своим сыном.
“Мать и сын”
Вот оно, свершилось, это чудо!
…Мать идет - посторонись народ:
Сын вернулся, да еще откуда –
Из самих космических высот!
Это он ворвался в наше завтра,
Что самой фантастике под стать…
Первого на свете космонавта
Обнимает и целует мать.
И с такой же материнской силой,
Радость всенародную деля,
Обнимает сына вся Россия,
Рукоплещет сыну вся Земля!
(Н. Старшинов)
Ведущий:
Начались полеты в космос. 16-19 июня 1963 г. Первый совместный полет выполнили Валерий Быковский и Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт. Она летит над земным шаром, а на весь мир звучат ее далекие позывные: “Я – Чайка!”.
Ученик:
“Я – Чайка” слышится опять
Над звездною пучиною.
А как же эту “Чайку” звать?
Да просто – Валентиною.
Ей подчиняются рули
И двигатели грозные,
И пропускают дочь Земли
Все светофоры звездные.
(Е. Тарановская)
Ведущий:
Прошли годы. В космосе успели побывать сотни космонавтов. Даже по туристической путевке можно полететь.
Вокруг нашей Земли летают орбитальные станции – опытные лаборатории, которые дают возможность предсказывать погоду, находить полезные ископаемые. И мальчишки, как прежде, мечтают стать космонавтами.
Ученик:
Вы ждите нас звезды, когда подрастем,
Мы к вам прилетим и расскажем о том,
О том, как прекрасна планета Земля,
Какие на ней города и поля,
Какие цветы и деревья растут,
Какие в лесах ее птицы поют.
Ученик:
Еще мы о детстве расскажем своем,
О Родине нашей, в которой живем.
О летних походах по свежей росе,
О влажных камнях на песчаной косе.
Ученик:
Вы спешите, ребята в свой класс,
Без учебы дела не пойдут –
Космонавты растут среди нас
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ведущий:
А теперь проверим, готовы ли вы в космический полет (разделитесь на две команды, и выберите название вашему кораблю).
Игра-эстафета: “Что возьмем с собой в полет?”
(2 комплекта рисунков: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с едой, фотография ребенка, будильник, колбаса).
Конкурс: “В космос всем открыта дверь. Ну-ка, сам себя проверь!”
- Назовите дату, когда отмечается День космонавтики.
- Назовите женщин-космонавтов.
- Назовите имя первого космонавта.
- Как называется город, в котором живут и работают космонавты.
- Где находится взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли?
- Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?
Конкурс: “Здоровье”
- Надуть воздушный шарик.
- Невесомость (ласточка).
Конкурс: “Сложи слово”
(Космонавт)
Подведение итогов, награждение (медальки шоколадные)
Оборудование и литература.
- Набор картин “Труженики мирного космоса”, Киев, 1988 г.
- Набор открыток “Павильон “Космос” ВДНХ СССР, 1982 г.
- Фотопортреты “Летчики-космонавты СССР”, Москва, 1986 г.
- Гагарин Ю.А. “Я вижу Землю” Москва, 1976 г.
- Ярослав Голованов “Космонавт №1”, Москва, 1986 г.
- В.А. Шаталов, “Экскурсия в Звездный”, Москва, 1979 г.
- А. Томилин “Голубая планета Земля”, Москва, 1985 г.
- Ю. Докучаев “Урок Гагарина”, Москва, 1985 г.