Введение
В последнее время в связи с поисками наиболее эффективных приемов обучения, все смелее стали проводить интегрированные уроки. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенности обучения в современной школе определяются нарастающим объемом информации, интенсификацией прохождения материала. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью обучающимся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом, в достаточно полном объеме, решались задачи обучения.
На интегрированных уроках, необычных по замыслу, организации, методике проведения, создаются условия для самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую, подчас неожиданную ситуацию, формируется важное умение выделять проблему.
Каждая новая ситуация, требующая творческого поиска, создает условия для развития обучающихся, приобретения ими опыта эмоционально-целостного отношения к действительности и опыта творческой деятельности.
В структуре урока можно выделить, по крайней мере, три основных содержательных пласта, которые реализуются один через другой. Первый пласт – теоретический, с доминантой решения орфографических проблем, второй – Жизненно-практический, связанный с формированием конкретных умений и навыков. И третий – социально – нравственный, ценностный, который вводит обучающихся в мир важных и актуальных проблем.
Урок русского языка
Цели:
- формировать умения подбирать проверочные слова;
- развивать мыслительные процессы и познавательную активность;
- прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать чувства культуры интеллектуального труда.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с текстом,
- словарные слова – погода, оттепель, иней, изморозь,
- карточка – омофоны,
- словари: С. И. Ожегова, И. Н. Сиднина.
1. Организация класса.
- Я приветствую всех у кого хорошее настроение. Поздоровайтесь со всеми глазами.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
- Запишем число, классная работа.
2. Сообщение темы урока.
- Тема урока “Правописание слов с безударной гласной в корне слова”. Ваша задача – уметь подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне.
- Какое знаете правило о проверке слов с безударной гласной?
(Если гласная в сомнении, ты ее немедленно ставь под ударение. )
3. Минутка чистописания.
- Сначала минутка чистописания.
- На доске записаны слова: погода, ветер, облако, туман, мороз, роса.
- Будем писать букву, которая обозначает твердость согласного.
- Определите последовательность и запишите, оаооааоооааа.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Новое словарное слово – погода (вывешивается на доску).
- Какое лексическое значение имеет слово погода (работа со словарями).
(Состояние атмосферы в данном месте, в данное время, т. е. температура, воздуха дождь, ветер, снег).
- Подобрать однокоренные слова (погодный, погодка) и выделить корень.
- Подберите синонимы к слову погода (прогноз, сводка, сообщение, явление).
- Какие пословицы, фразеологизмы приготовили дома о погоде?
- У природы нет плохой погоды.
- После дождичка в четверг.
- Ждать у моря погоды.
- Ударила погодка – началась молотьба.
- Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.
- На тучу будет и погода.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- Объясните смысл пословицы, запишите, объясните орфограммы. Весна да осень – на дню погод восемь.
- Что обозначают слова, записанные на доске? (явления природы)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Укажите общие признаки имени существительного (нариц., неодуш., ед. ч., отвечают на вопрос что?)
- Найдите различия (сущ. разного рода, разное количество слогов).
- Запишите эти слова и выделите орфограммы.
5. Лексическая работа.
- Какие еще явления природы знаете?
- Что такое оттепель?
- Вставив в слова правильную букву, вы ответите верно на этот вопрос. П. . . тно, в. . . зание, выпр. . . мил, мес. ц.
Я – временное повышение температуры воздуха зимой или ранней весной. И – временное повышение температуры воздуха летом или ранней осенью.
- Записать слово оттепель.
- Что такое иней? (индивидуальная работа по словарю).
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах.
Рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветках деревьев, проводах, называются изморозью.
- Запишите слова иней, изморозь, выделите корень.
- Составить предложение со словом изморозь, найти орфограммы, разобрать предложение по членам.
- Эта загадка относится к какому явлению природы?
- Рассыпала Лукерья серебряные перья закружила, замела, стала улица бела. (Метель).
- По каким признакам догадались?
- Назовите слова с безударной гласной проверяемой ударением.
6. Физмннутка.
Я называю слова, если в слове безударная гласная е, вы показываете карточку, если другая гласная, то приседаете (вода, следы, шаги, солить, число, село, звонил, речной, земля, трава, сосна).
7. Работа с текстом.
- Все эти явления природы обобщает слово погода. У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать – поется в песне.
- О перемене погоды прочитаем в рассказе К. Паустовского, который так и называется “Перемена погоды”.
Осень пришла врасплох и завладела землей, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Скворцы висели вниз головами на ветках, заглядывали в окно из-под листьев клена и издавали щелканье. . . В соседнем дворе жил весельчак – деревенский сапожник, скворцы передразнивали его и дрались из-за скворечен.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист и карканье поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо. Беспокойные птицы улетали на юг.
- Прочитайте, какие перемены здесь описываются?
8. Выборочное письмо.
- Выписать слова из текста с безударной гласной в корне слова проверяемые ударением из этого текста.
9. Письмо по памяти.
- Как можно назвать лес, в котором на земле лежит снег, на деревьях изморозь или иней? (Заснеженный)
- Волк в заснеженном л. . . су встретил рыжую л. . . су.
Что заметили в словах с пропущенными буквами?
(Они одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение).
- Такие слова называются ОМОФОНЫ.
Греческий корень фон- обозначает звук, он есть в словах телефон, домофон, магнитофон и др.
- К какому слову омофонов подходит транскрипция (л' су)?
- Каким может быть лес осенью? А лиса какая?
- Запишите предложение по памяти.
- Разобрать предложение по членам.
10. Разбор по составу.
- Подобрать однокоренные слова к слову заснеженный, записать, разобрать по составу.
11. Итог урока.
- Что повторяли на уроке?
- Слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение называются. . . .
12. Домашнее задание.
- Составить рассказ об одном явлении природы.
Заключение
Урок русского языка, становится для обучающихся более интересным и развивающим, а учитель показывает свое творчество. Межпредметные связи, при систематическом и целенаправленном осуществлении – это объективное требование современного процесса обучения. Используя комплексный подход и элементы интеграции, на уроке реализуются поставленные учебно-воспитательные задачи. Такой урок по содержанию – объемный, по структуре – разнообразный и именно этим важен в современных процессах обучения. Поэтому такие уроки должны стать неотъемлемым элементом обучения.
На данном уроке используется приемлемое сочетание элементов для интеграции (в данном случае – русский язык и окружающий мир); реализуется интегративно-тематический подход; осуществляется тщательный отбор содержания материала.