Цель: Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
- Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Для команд:
- чистые листы бумаги,
- ручки, карандаши,
- отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
- листы с кроссвордом (3),
- листы с отдельными правами (12).
Для проведения игры формируются 3 команды. (По числу компьютеров, имеющихся в школе). Остальные участники игры составляют группу поддержки, или запасные команды. За правильно выполненное задание, команда получает жетон. (Слайд открывается щелчком)
ХОД ИГРЫ
Слайд № 1.
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.
Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
Слайд № 2.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Слайд № 3.
Перечень с надписями прав ребенка:
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на индивидуальность.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на специальную охрану и защиту.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
I. Конкурс.
(игрок от каждой команды, подходит и выбирает лист на котором, записаны в произвольном порядке права)
Каждой команде по 4 права. В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое названное право. После ответа учащихся учитель зачитывает текст статьи. Если ответ верен, команда получает 1 очко.
- Право на жизнь. (Ст. 6).
- Право на имя при рождении. (Ст. 7).
- Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).
- Право на образование. (Ст. 28).
- Право на отдых и досуг. (Ст. 28).
- Право на индивидуальность. (Ст. 8).
- Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).
- Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).
- Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).
II. Конкурс. Кроссворд.
Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
Слайд № 4.
Кроссворд
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )
Слайд № 5.
Ответы кроссворда
III. Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Слайд № 6.
Права литературных героев
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
- В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Слайд № 7 -12.
Ответы на вопросы викторины.
IV. Конкурс. “Песня о правах”.
Слайд № 13-19.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.
- “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
- “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
- “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
- “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
- “ На крутом бережку” (право на отдых).
- “Наташка-первоклашка” (право на образование).
- “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).
V. Конкурс. Ситуации.
Слайд № 20.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
VI. Конкурс. Эскиз обложки.
Слайд № 21.
Составьте эскиз обложки важного документа, с которым вы сегодня познакомились. Для этого вспомните, какой организацией он был принят? Когда? Как называется документ? Когда команды приготовят свои эскизы, на слайде демонстрируется обложка Конвенции о правах ребенка. Наиболее удачные эскизы оцениваются. (Команды получают по 2 очка).
Подведение итогов.
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Слайд № 22. Спасибо за работу!
Использованная литература:
Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.