Использование компьютеров на уроках иностранного языка — потребность времени

Разделы: Иностранные языки


Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Использование компьютеров раскрывает резервы учебного процесса, расширяет дидактические возможности учителя, позволяя переложить на компьютер наиболее трудоемкую и сложную часть работы. Компьютерные программы обеспечивают каждому ребенку наиболее комфортные и эффективные условия для наилучшего усвоения материала, позволяющие работать без стрессов, вне жестких временных рамок, в своем темпе, возвращаясь к одному и тому же упражнению столько раз, сколько необходимо.

Обучать иностранным языкам – это значит обучать общению, передаче и восприятию информации и в этом могут помочь функциональные возможности компьютера. Одной из важнейших функций является функций установления обратной связи через цифровой, буквенный, графический, цветовой и звуковой коды. Отличительной особенностью компьютера является наличие функции самоконтроля. Также важными для учебно-воспитательного процесса являются контролирующая, корректирующая, оценивающая, редактирующая функции компьютера.

Исходя из функциональных возможностей компьютера, в зависимости от методической задачи его использования на уроке, целей и содержания обучения, происходит разработка учебных компьютерных программ.

Я начала использовать компьютеры в обучении английскому языку в конце 90-х годов 20 века. В то время не было такого изобилия компьютерных программ, и я начала работу над методической темой “Использование компьютерных тестов при обучении грамматике английского языка”. Я составляла компьютерные тесты по различным видо - временным формам английского языка, в основном это были контролирующие программы, позволяющие выявить уровень знаний и умений учащихся.

Сейчас во всех школах идет раннее обучение иностранным языкам, поэтому использование компьютеров мы начинаем с начальной школы. Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. Наряду с устными играми я использую мультимедийный курс “Учите английский” (американский вариант), в котором имеется большое разнообразие лексических игр, где заучивается написание слов, их перевод, произношений. Все игры сопровождаются красочными картинками. Игры, включенные в программу, по-настоящему занимательны. Наряду с играми курс содержит диктанты и упражнения на числа и даты, названия предметов, обиходные фразы. На уроках мы используем микрофоны для того, чтобы потренировать свою речь – компьютер может записать голос ребенка и воспроизвести тот же диалог, но с участием ребенка. Хотя этот курс рекомендован детям 6-10 лет, но он интересен и учащимся старших классов.

Большую помощь в работе над грамматикой английского языка мне оказывает учебная программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”. Программа содержит разнообразные упражнения на отработку грамматики и позволяет успешно ориентироваться в многообразии грамматических времен английского глагола. В основном это тренировочно-обучающие упражнения, направленные на формирование грамматических навыков. Все разделы снабжены разделом “Помощь”, куда ученик может обратиться в случае затруднения. Компьютерная программа может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время, то есть служить средством для самообразования.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, хочется подчеркнуть, что никакие самые новейшие информационные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Учитель больше не “тренер”, а консультант, советчик. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке.

Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.